Владимир Мединский о том, что такое Министерство культуры и чем оно руководит
Министерство культуры в этом году расширило сферу своих полномочий, дополнив ее туризмом, а также решило пересмотреть отношения между государством и отечественным кинематографом, пообещав поддержку только социально значимым проектам. Об этих изменениях и других переменах, которые будут происходить в подведомственных Минкульту сферах, в интервью "Ъ" рассказал министр культуры РФ ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ.
"Есть заблуждения по поводу сферы нашей ответственности"
- Из всех назначений в кабинете Дмитрия Медведева именно ваше стало наиболее неожиданным. Кто предложил вам этот пост, почему вы согласились, какие задачи перед вами были поставлены?
- Для меня это большой неожиданностью не было: все положенные встречи, собеседования проходили заранее, решение было принято согласованно и небыстро. Почему выбор остановился именно на мне вопрос к тем, кто его принял. Безусловно, мне объяснили, почему на этом посту хотят видеть меня, были поставлены задачи, их выполнением я сейчас и занимаюсь.
- Выделили ли вы для себя в деятельности министерства какие-то приоритетные направления?
- Я не стал бы выделять ничего отдельно, иначе получится что-то вроде "Мы за театр больше чем за кино" или "За цирк, но против музеев". В культуре все направления приоритетные, другое дело, что они находятся в состоянии разной степени не то чтобы запущенности, скорее, подзабытости. Вот, например, мало кто знает, что Министерство культуры, помимо прочего, "в теории" отвечает за регулирование городских парков и даже зоопарков. В то же время есть и заблуждения по поводу сферы нашей ответственности. Граждане, например, постоянно нас спрашивают: а почему по телевизору показывают то или это? Но к телевидению мы никакого отношения не имеем. Или, к примеру, все убеждены, что Минкультуры полностью отвечает за музыкальные школы, детские школы искусств. Да, мы отвечаем (только с этого года естественно, при отсутствии на это штатов и, увы, кадров), но только в части разработки программ преподавания, а все финансирование детских школ искусств по-прежнему в ведении регионов и муниципалитетов, притом зачастую по линии не культуры, а образования.
- Почти одновременно с вашим назначением в ведение Минкульта был передан туризм. Насколько логичным вам видится такой шаг?
- Правильнее было бы сказать, что в наши обязанности включена координация работы Ростуризма. Я считаю, что данное решение было совершенно оправданным: развитие культуры и туризма взаимосвязано самым тесным образом. Простой пример: возьмите реставрацию какого-либо древнего полузаброшенного монастыря. Здесь, конечно, и работа по сохранению памятника, и простое восстановление исторической справедливости. Но, кроме всего прочего, и создание новой достопримечательности, точки туристического притяжения. А если появляется новое место, в которое стремятся туристы, появляется инфраструктура строятся гостиницы, точки общепита,- растет занятость, собирается больше налогов. Хороший пример: два объекта культурного наследия, которые фонд Минтимера Шаймиева восстанавливает на Волге при поддержке Министерства культуры,- старинный город Булгар и остров-крепость Свияжск. Первый легендарное место принятия ислама Волжской Булгарией, второй крепость, основанная стрельцами Иоанна Грозного во время похода на Казань, где чудом сохранилась одна из двух самых старых деревянных церквей на территории России. Оба этих объекта, благодаря эффективной работе властей Татарстана, я уверен, могут войти в число жемчужин нашей туриндустрии.
- Развитие туризма очевидным образом требует и развития соответствующей инфраструктуры транспортной, строительной и т. д. И с этим в нашей стране, очевидно, очень серьезные проблемы. Видите ли вы пути их решения?
- Вы правильно ставите вопрос. Но есть сферы, где государство может оказать содействие, а есть те, в которые государству лучше бы вообще никогда не залезать. Нужно помогать с дорогами, коммуникациями, налогами. Что же касается управления инфраструктурой отелями, ресторанами,- то чем меньше государство будет этим заниматься, тем лучше. Нужно всего лишь установить понятные правила игры. Ростуризм реализует ФЦП "Туризм", через которую софинансируются туристические проекты. Говоря проще, к нам приходит инвестор и говорит: "Я хочу построить курорт. Гостиницу поставлю сам, а вы помогите мне подтянуть газ". Мы на условиях софинансирования с регионом договариваемся и помогаем. Но дальше пусть управляет своим турбизнесом сам. Хороший пример такой синергии маленький городок Плес. Губернатор Ивановской области Михаил Мень при поддержке Минкультуры сделал кинофестиваль Андрея Тарковского (который, кстати, в тех местах родился) "Зеркало". Фестиваль проходит частично в Плесе, частично в Иваново, теперь каждый год там масса гостей, кинозвезды, пресса, показы на открытом воздухе.
Места красивейшие, вдохновлявшие в свое время Левитана, приезжают туристы, некоторые покупают землю, строят там себе дачи. Открылось несколько приличных мини-отелей, хороших ресторанов, жизнь появилась. Я там, например, останавливался в гостинице, которая принадлежит супружеской паре, переехавшей в Россию из Франции. Они купили дом, открыли в нем гостиницу и ресторан. В рамках ФЦП "Туризм" такие проекты, как развитие Плеса, как раз и софинансируются.
"Принцип, когда учреждение культуры постепенно само начинает считать деньги, мне нравится"
- Не первый год продолжаются споры вокруг 83-го закона, в частности, обязывающего культурные учреждения частично финансировать собственную деятельность самостоятельно. Какова ваша позиция на этот счет?
- Я считаю, что сейчас для федеральных учреждений культуры созданы разумные условия для эффективной работы. Со стороны государства каждое учреждение театр, музей получает госзадание, своеобразный госзаказ, на определенное количество выставок, спектаклей и т. д. В свою очередь, государство компенсирует коммунальные платежи, налоги и зарплату сотрудников, обеспечивает ремонт. Разумеется, мы понимаем, что зарплата сотрудников недостаточная, и прилагаем усилия, чтобы повышать ее централизованно.
Подчеркну, несмотря на сложный бюджет, руководство страны нашло возможность выделить дополнительные средства на повышение в течение 2013 года зарплат в федеральных учреждениях культуры. Мы направили рекомендации и в регионы: губернаторы и муниципалитеты должны найти возможность также поднять зарплаты работников культуры и в своих учреждениях. С другой стороны, все, что театр, музей, филармония зарабатывают сами, остается у них, и учреждение тратит внебюджетные средства полностью так, как считает целесообразным. Ничего, как было принято говорить и делать, "в бюджет" не изымается.
По моим данным, в среднем около 60% заработанных средств учреждения тратят на оплату сотрудникам. Ни в коем случае это не является "переводом культуры на коммерческие рельсы", скажу более: принцип, когда учреждение культуры постепенно само начинает считать деньги, мне нравится.
Недавно я был в одном очень хорошем региональном музее. Он занимает бывший купеческий дом в центре города, усилиями государства был отлично отреставрирован, в нем воссоздан антураж середины XIX века, там прекрасная коллекция. Я спросил: а какие у вас зарплаты? Все поникли и сказали, что средняя зарплата 11-12 тыс. руб. Сколько сотрудников? Оказывается, в штате всего десять научных сотрудников и администрации и еще 15 смотрителей, в каждой комнатке площадью по 15-20 кв. м в уголке сидит смотритель. Вот они весь фонд зарплаты и ополовинивают. Зачем? Почему нельзя видеокамеры поставить? Почему нельзя взять одного-двух постоянно "ходящих и присматривающих" за порядком?
Так, говорят, исторически сложилось. Оптимизировать штаты? Жалко людей. Тогда получается, что музей выполняет не только научно-образовательную функцию, а скорее социально-благотворительную. Но поймите: такая политика просто убивает перспективы работы в культурном учреждении для молодежи. Ведь ни один молодой специалист на 9-10 тыс. руб. работать не придет. Старые кадры рано или поздно уходят, а новых нет. Замкнутый круг. Поэтому сейчас мы ставим себе задачу: при осторожной и разумной оптимизации штатов повышать заработную плату не административного и не технического персонала, а в первую очередь научных сотрудников, хранителей, библиотекарей.
- Еще один закон, вызывающий споры,- 94-й, согласно которому все закупки должны производиться на основе тендеров. К примеру, на основе тендеров сотрудники театров должны заказывать декорации. Как сейчас обстоят дела с этим законом?
- Произошли небольшие послабления в сфере культуры. Минимальная сумма, освобожденная от обязательного тендера, была увеличена со 100 тыс. до 400 тыс. руб. в конце прошлого года, я как раз в то время работал в комитете по культуре Госдумы. Пока этот закон в силе, мы должны его соблюдать, но в целом на отрасли он сказывается крайне негативно.
- Большой резонанс вызывает тема церковной реституции и соответствующего закона. Как вы считаете, нужны ли здесь какие-либо реформы?
- Ставить под сомнение необходимость возврата церкви храмов никто не будет. Ведь мы же с вами прекрасно знаем, что находилось в большинстве церквей и монастырей в советские годы. Но есть нюансы. Министерство не может поддерживать слишком формальный подход к исполнению закона, как, например, в случае с Нижегородской консерваторией.
- Вызывает некоторые опасения способность церкви обеспечить сохранность и возврат тех или иных передаваемых ей, даже во временное пользование, предметов вот, скажем, Торопецкой иконы, которую забрали из Русского музея и так до сих пор и не вернули.
- Ну, просто так из музея взять ничего нельзя, это будет кража. Проще из квартиры чьей-то что-то вынести, если у вас есть ключи и вы знаете, где лежит. А здесь крайне сложная процедура, кроме того, в каждом случае церковь подписывает охранное обязательство. Там перечислены все необходимые требования к условиям хранения предмета или сохранения памятника архитектуры, регламентировано все вплоть до длины свечей в храме.
"Понятные критерии исключат возможность по любви, по дружбе получить госфинансирование"
- Вызывает критику ваша инициатива начать заказывать сценарии фильмов...
- У кого вызывает? У журналистов? Сами режиссеры и сценаристы как раз эту идею поддерживают. С августа в Минкультуры проходят консультации с кинематографистами о том, какие проблемы есть в индустрии, как их решать и чем может помочь министерство. Мы просто хотим ввести четкие критерии, по которым проекты могут претендовать на господдержку. До сих пор ситуация была такова: человек приходил с готовым проектом, написанным сценарием, который попадал в черный ящик экспертного совета, откуда выходило решение: ваш проект не прошел. Спрашивает: "А что, почему?" "А просто так... приходите с другим". В советское время со сценаристом работали, платили аванс, давали время. И появлялись шедевры. И, кстати, темы для сценариев придумываю не я и даже не Иван Демидов. Мы обратились в социологические службы и получили результаты опросов, что сейчас волнует людей. Там и отношения отцов и детей, и проблемы людей с ограниченными возможностями всего десять тем, по-моему, плюс еще два-три поручения комитета "Победа". Выбор одной из них дает больше шансов, что проект пройдет, но никто не мешает приходить и со своим готовым проектом. Кроме того, ведь можно снимать и не на государственные средства, а на спонсорские, и тогда никакие правила получения господдержки уже не будут иметь значения.
- А помимо качественных требований, какие-то еще требования министерство намерено предъявлять?
- Разрабатывается целая система критериев. Например, если это документальный фильм, важно иметь договоренность с телеканалом о показе. Потому что сейчас мы заказываем 400 документальных фильмов, оплачиваем их создание, а они обычно не демонстрируются нигде, разве что в интернете их можно найти. А мы платим по 1 млн руб. за каждый. Зачем? Получается, просто потворствуем чьим-то дружеским связям с режиссерами. Понятные критерии как раз и исключат возможность по любви, по дружбе получить госфинансирование, и в том числе поэтому перемены встречают сопротивление. Все уже привыкли, всем удобно, а тут приходят новые люди и разрабатывают критерии поддержки кинофестивалей или, например, повышают арендные ставки на используемые памятники культуры до уровня рыночных. Перемен же у нас все ждут, но никто не хочет, чтобы они начались с него.
- И каких перемен в отрасли вы хотели бы добиться?
- Первая задача поддержка киноотрасли, чтобы она была конкурентоспособна. Чтобы зрители вернулись в кино смотреть отечественные фильмы. Чтобы мы гордились нашим кино.
- Что же плохого тогда в этих 400 документальных фильмах? Поддержали же.
- Мы хотим, чтобы то, что поддерживается государством, доходило до зрителя. Разумеется, никто не может заранее гарантировать, что вот этот фильм понравится зрителям, а вот этот нет. Но создатели фильма обязаны показать, что сделали все, чтобы как можно больше людей их кино посмотрели: выбрали злободневную тему, договорились с ТВ или запланировали показ на серьезном фестивале. Именно это мы и хотим увидеть, перед тем как принять решение о выделении средств.
- Но ведь в принципе в мире государством чаще поддерживается убыточное авторское кино, а блокбастеры снимаются независимыми продюсерами.
- Мы тоже поддерживаем и авторское кино, и дебютное без жесткой привязки к темам или другим критериям. Со следующего года, например, запускается программа поддержки выпускников ВГИКа: мы выделяем деньги на съемку полнометражных фильмов в качестве дипломной работы. Это должно быть большое кино для большого экрана, сделанное молодыми режиссерами, сценаристами, актерами, операторами и т. д. У ребят сразу появится стимул хорошо учиться, возможность сразу показать себя, выйти на рынок с готовой полноценной работой.
- Насколько, по вашему мнению, в государственной поддержке нуждается современное искусство? Ведь оно, в частности, как мало что другое с успехом находит частные инвестиции.
- Я считаю, что задача Минкультуры обеспечивать возможности для развития всех направлений искусства и культуры, но, вы правы, действительно, современное искусство успешно находит себе меценатов. Поэтому главной задачей считаю поддержку людей, которые увлекаются современным искусством и готовы его поддерживать. Сам стараюсь не пропускать проекты и выставки в области современного искусства, был на выставке номинантов премии Кандинского, по просьбе руководства ГЦСИ возглавил оргкомитет "Инновации". Не скажу, что мне что-то особенно нравится или не нравится, я вообще стараюсь свои вкусы не афишировать, но интересоваться, что делают твои современники, правильно. Тем более что социальную функцию современное искусство успешно выполняет. Вот в московском "Ударнике", например, было раньше казино, взял его в аренду известный коллекционер, сделал там выставочное пространство. Кому-то нравится то, что там показывают, кому-то нет, но ведь все согласятся с тем, что это лучше, чем зал игровых автоматов.
- Что вы думаете о политике массовой замены руководителей учреждений культуры с большим стажем новыми людьми вроде Кирилла Серебренникова и Олега Меньшикова, которую проводит московский департамент культуры?
- Я бы не хотел комментировать решения коллеги, потому что на своем опыте знаю: со стороны все всегда выглядит проще, чем есть на самом деле. Мы с Сергеем Капковым (руководитель департамента культуры правительства Москвы.- "Ъ") в тесном рабочем контакте, он уже очень много сделал в Москве и, я уверен, еще много сделает. Просто и в Москве тоже перемен хотят все, но никто не хочет, чтоб они начались с него.
- Александр Авдеев, ваш предшественник на посту министра, жаловался в интервью "Ъ" на то, что у министерства слишком маленький штат. Вас он тоже не устраивает?
- У нас одно из самых маленьких министерств всего около 350 человек. Кстати, именно такой штат с точностью до человека был у Минкультуры РСФСР времен Горбачева, но тогда было и большое Минкультуры СССР, и Госкино. Теперь мы три в одном, но, считаю, жаловаться не надо. Чиновников в стране более чем достаточно, пусть Минкультуры будет передовиком оптимизации системы госуправления. Намного печальнее, что отрасль за предыдущие годы во многом избежала и необходимых реформ. Я как-то грустно пошутил, что Фурцева, самый знаменитый министр культуры СССР, освоилась бы у нас за пару дней и руководила бы снова: мало что с тех пор изменилось.
- Еще ваш предшественник очень жаловался на крайне скудный бюджет министерства. Вы с ним согласны?
- Любимый "плач Ярославны" работников культуры о нехватке денег. Всегда говорили: проблемы не решить в принципе, если бюджет Минкультуры не удвоить. А еще лучше утроить, а еще лучше учетверить. Это все так. Но деньги такая материя, которой не хватает всегда и везде. Потому лучше рассчитывать на собственные силы, находить возможности развития и использовать их. Нужно совершенствовать законодательство. Вот, например, мы внесли законопроект о том, чтобы избавить все культурные организации от налога на прибыль. Нужен закон о меценатстве, и есть его версия, внесенная депутатами Госдумы, и предложения членов нашего общественного совета. Будем продвигать, потому что без этого привлечь частные средства в культуру не получится. Совместно с Минэкономразвития мы предложили механизм использования государственно-частного партнерства для восстановления объектов культурного наследия.
- Да, расскажите поподробнее, а то ходят страшные слухи, что вы продаете ГУМ за рубль.
- Ну, продать ГУМ мы не можем ни за рубль, ни за пять, потому что он не находится ни в собственности, ни в управлении Минкультуры. Но если серьезно, то в использовании федеральных объектов культурного наследия надо наводить порядок, но введение четких правил не может понравиться заинтересованным лицам. В половине исторических зданий сегодня за символическую плату сидят всякие странные организации, которые и денег государству нормальных не платят, и памятник не реставрируют. Если такой арендатор не соглашается выполнить необходимые работы и платить рыночную аренду, будем обращаться в суд.
Разумеется, любой скандал вокруг нашего стремления навести порядок в использовании памятников в интересах жуликов, которые годами за копейки используют шикарные особняки, и чиновников, которые когда-то это позволили и теперь дрожат, как бы чего не всплыло. Но я буду продолжать отстаивать применение мирового опыта: если памятник в хорошем состоянии, он должен сдаваться по коммерческой рыночной цене либо дорого продаваться, но в обоих случаях с обязательным обременением полной реставрацией и соблюдением охранных обязательств. Если это руины и задорого их сдать не получится, есть смысл передать объект в аренду за меньшую, может даже символическую цену. Но передать по итогам открытого аукциона на право восстановления. Мое глубокое убеждение: государство должно не само управлять памятниками, выполняя функции всероссийского управдома, а обеспечить контроль за их состоянием, всеми способами поощряя частных инвесторов арендовать и восстанавливать эти объекты. Только тогда мы и сможем их сохранить.
- Как бы вы вообще определили Министерство культуры? Это орган идеологический или административный в итоге?
- В идеале это орган, который формирует культурную политику государства и руководит культурой в целом, креативно как отраслью. Но это в идеале, а по факту на нас навешано огромное количество функций. Мы и управляющая компания федеральных учреждений культуры, и контролер, и программист (в смысле, программы пишем), и бухгалтерия так сложилось. Поэтому я вижу свою роль сегодня как менеджера, который должен обеспечить условия для развития всего множества направлений деятельности министерства. Наверное, проще и приятнее быть министром культуры США, где вся культура частная и вполне функционирует без госучастия. Знай себе креативь да сочиняй точечные проекты. Но там министра культуры как раз и нет.
Источник: Коммерсант