ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Получился китч. Эмманюэль Кай – о том, почему парижская мэрия отказалась от нынешнего проекта православной церкви на набережной Бранли

Лиза Алисова :: 10 декабря 2012

После взрыва эмоций, вызванного отказом парижской мэрии от проекта православной церкви на набережной Бранли, пришло время профессиональных оценок. "Огонек" поговорил с одним из ведущих французских архитектурных критиков, который в курсе дела.

О том, что строительство православного храма и русского духовно-культурного центра в Парижа откладывается, стало известно в конце ноября. В море эмоций, которые эта информация вызвала, потонуло важное обстоятельство: возражение вызвала не сама идея, а тот архитектурный проект, который был предложен к реализации. Попросту говоря, власти столицы Франции не дали санкции на возведение храма с пятью золотыми куполами, покрытого общей волнистой стеклянной "крышей", которая должна символизировать Покров Богородицы. Теперь от российской стороны ждут нового проекта.

"Огоньку" разъяснял детали главный редактор авторитетного архитектурного журнала d'Architectures Эмманюэль Кай, который хорошо знаком с дискуссией, вызванной планами строительства православного храма в Париже.

– Мэр Парижа Бертран Деланоэ неожиданно резко высказался о проекте православного храма на набережной Бранли, назвав его "посредственной стилизацией, спроектированной на скорую руку". Вы согласны с таким определением?

– Прежде всего надо сказать, что этот квартал Парижа – набережная Бранли – достаточно разнородный, там соседствуют постройки совершенно различных архитектурных стилей. Поэтому, на мой взгляд, там можно смело строить и вполне современные здания.

А вот что и вправду смущает в этом проекте, так это неловкое смешение старинного и современного. Эти две составляющие даже не смешаны, а просто наложены одна на другую. Авторы, видимо, хотели сделать что-то современное, но они просто использовали ряд штампов современной архитектуры, а потом добавили традиционную составляющую. Получился китч. На муляж православной церкви прилепили стереотип современной архитектуры, стеклянную вуаль, которая напоминает работы Захи Хадид (британский архитектор, представительница деконструктивизма. – "О") или SANAA (известное японское архитектурное бюро, придерживается архитектурного минимализма, авторы проекта центральной гостевой зоны "Сколково", огромный стеклянный купол которого, по замыслу архитекторов, будет виден из любой точки " Сколково". – "О").

Кроме того, не стоит забывать, что в случае со строительством храма речь идет о набережной Сены. Иными словами, у Сены есть фасад и как будет выглядеть этот фасад? Не факт, что такой проект в него гармонично впишется.

– То есть вы хотите сказать, что архитекторам не стоит использовать современные формы для строительства культовых зданий?

– Вовсе нет. Во все времена архитектура предлагала современные формы для религиозных сооружений. Поэтому у нас есть романские церкви, есть готические церкви. Ведь это не просто вопрос стиля. Архитектура сообразуется с определенной идеологией, определенной культурой. Историк и искусствовед Эрвин Панофски в своей работе "Готическая архитектура и схоластика" показывает, как в архитектуре аббатства Сен-Дени выражено схоластическое учение.

Конечно, сегодня религия уже не та, какой она была 50 или 100 лет назад. И поэтому естественно, что культовые сооружения принимают новые формы. К примеру, когда Ле Корбюзье построил бетонную церковь Нотр-Дам-дю-О в местечке Роншан на востоке Франции, это, конечно, была революция для церковной архитектуры. Но ведь и эта архитектура в некотором роде отражает то, что происходило в те годы в Католической церкви – обновление, Второй ватиканский собор, выработка социальной доктрины...

– И как, на ваш взгляд, могла бы выглядеть современная православная церковь?

– А вот это и есть главный вопрос. И ответ на него зависит от того, что собой сегодня представляет Русская православная церковь и что она хочет выразить в этом новом храме. Важен, кстати, и другой вопрос: а как Русская православная церковь видит себя в Париже? Это религия русских эмигрантов? Или религия современного российского неолиберализма? Пока это непонятно. А предстоит найти архитектурную форму, которая бы объясняла, что это за религия и что она делает в Париже...

– Есть какие-то образцы, на которые вы посоветовали бы обратить внимание?

– Посмотрите на все русские православные церкви, которые были построены во Франции в начале XX века. Они выражают ностальгию русских людей, покинувших родину из-за революции. Они хотели построить во Франции то, что им напоминало бы об их родине, о вере. И в свете этого вполне понятно, почему эти строения по большей части были стилизациями под старинные образцы. Ведь они хотели построить "как на родине".

Сегодня же совсем другое дело. Этот новый храм, напротив, должен показать, что Россия не замкнулась в прошлом, что она современна. А самое главное – какой она видит себя.

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама