Президент РФ Владимир Путин, отвечая на встрече с доверенными лицами на вопрос о причинах резкого повышения агрессивности в обществе, отметил, что эта проблема появилась из-за утраты традиционных ориентиров.
"После развала Советского Союза ничего взамен не получилось. Может быть, коллеги, которые придерживаются левых взглядов, будут ругаться и будут спорить со мной, но ведь даже коммунистическая идеология основные постулаты были взяты из традиционных мировых религий, "Кодекс строителей коммунизма" это все, что в Библии, посмотрите: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего, это все там прописано, сказал Путин. Говорят, что мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киевско-Печерской лавре, других монастырях. Вы можете их смотреть. Конечно, нам надо вернуться к корням, но, безусловно, на соответствующем уровне".
Рассмотрение коммунизма в его советском варианте как своего рода "анонимного христианства", в частности, сравнение пропагандировавшейся тогда морали с библейскими заповедями – распространено довольно широко, у этого взгляда немало сторонников и внутри Церкви, как среди мирян, так и среди духовенства. Мумию Ленина тоже не раз сравнивали с мощами святых – правда, чаще как кощунственную на них пародию.
"Согласны ли вы, что коммунизм в России оказался своего рода религией, хранящей традиционные нравственные ориентиры? Можно ли сегодня рассматривать коммунизм как религию (а Мавзолей – как ее святыню, подлежащую охране наравне со святынями других религий)?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Сравнение тела Ленина с мощами святых будет крайне некорректным в любом контексте.
Попытки представить коммунистическую идеологию в качестве религии свидетельствуют об очень низком культурном уровне людей, не имеющих никакого понятия о том, что на самом деле есть религия. Религия это в первую очередь связь, соединение человека с Богом. А Советская власть сатанинское исчадие. В этом ее духовные антидуховные корни. Вся ее история была жутью и мракобесием, самоуничтожением когда-то великого народа. И закончилась эта история провалом, в котором мы находимся сейчас.
Неужели люди масштаба государственных деятелей не видят и не понимают, что это именно так?
Священник Андрей Алексеев
клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове
Дьявол – это обезьяна Бога.
Действительно была откровенная попытка создать новую религию. Вопрос в том, кто на самом деле является божеством этой религии – и у меня нет сомнений, что это дьявол. Творящие его волю, противную Божией, называются антихристами. И Ленин – один из них.
Конечно, это лжемощи и лжерелигия. Сатана искажает свет, использует добрые элементы, извращая их смысл. Ну так, "по мощам и елей", как сказал св. патриарх Тихон, когда прорванная канализация залила мавзолей. Мавзолей это зиккурат – престол нечистого духа. А Ленин – один из самых активных его служителей. Кому приносились многомиллионные жертвы? Чей это был культ? Ответ очевиден.
Призыв президента вернуться к корням, подразумевает, конечно, возвращение к нашим многовековым духовным традициям. А сопоставление христианства и коммунизма в одной религиозной плоскости некорректно. Но ведь у президента нет богословского образования. Другое дело, когда это делают священнослужители, которые по определению это должны знать.
Иеромонах Тихон (Зимин)
преподаватель Московской духовной академии и семинарии
Безусловно, какие-то элементы нравственного религиозного учения присутствовали в этой советской коммунистической морали. Но только некоторые, причем изъятые из целого, из всего контекста нравственного учения. А основное содержание коммунизма заключалось в том, что личность это ничто, а некое будущее состояние общества это все поэтому ради него можно пожертвовать как отдельной личностью, так и многими личностями. В корне своем это учение безнравственное.
Да, какие-то элементы религиозности привносились в эту систему ее создателями. Но в сущности это не религиозное, а политическое учение, ставящее своей целью не спасение души и нравственное совершенствование человека, но власть во всех сферах жизни – в политике, экономике, власть над сознанием людей. Если уж говорить о какой-то религиозности коммунистического учения, то только в переносном и, скорее, в юмористическом смысле.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
Необходимо разделить исходный вопрос на три части. Во-первых, политический аспект. Мы видим, как вырываются из контекста и искажаются высказывания президента. Достаточно поверхностные суждения, не претендующие на богословскую или мировоззренческую глубину, подвергаются злорадным нападкам и искажениям. Это чистая политика, целью которой является дискредитация президента, разрушение политической стабильности в России – это, по сути, антирусская политика. Этим людям, считающим себя оппозицией, одинаково наплевать и на религию, и на коммунизм. Неважно, что скажет президент. Ему любое лыко поставят в строку. Если мы с этого начнем, сразу станет ясно кому и зачем это нужно.
Второе. Мировоззренчески-религиозное. Коммунизм ни в коем случае нельзя считать религией. Это был тяжелейший этап русской истории и тяжелейшее испытание для национального сознания. Да, в коммунизме слышались какие-то отзвуки народного религиозного сознания. Но это не значит, что можно ставить знак равенства между христианской религией и коммунистической доктриной. Коммунистический образ жизни и мысли это образ порабощения, а христианство это образ свободы.
Третий аспект. Практический. Что полезно в данный момент? Исходить нужно из расклада политических сил. Мне, например, очень не нравится мавзолей на Красной площади. Но взрывать его сейчас не лучший выход из ситуации для современного российского общества. Такие резкие шаги как раз были ли бы на руку нашим врагам, которые ищут, как подорвать единство нашего общества, расшатать стабильность, нарушить процесс оздоровления России.
Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
Не думаю, что коммунизм тогда заменял религию. В СССР религию полностью хотели уничтожить, заменив ее "дорогой к светлому будущему" коммунизмом. А оказалось, что "светлого будущего" нет. Хрущев обещал, что к 2000-му году мы будем жить при коммунизме, но что-то мы его так и не дождались.
Остаются вечными только ценности, которые посланы от Всевышнего: они есть в наших традиционных религиях, и все они схожи между собой. А вот как придерживаться этих ценностей в светском государстве – надо хорошо подумать, необходимо создать форму взаимодействия, без этого ничего не получится.
Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области
Соглашусь с Владимиром Путиным: тогда коммунизм и преподносился в качестве своего рода религии, и люди верили в него. Кроме того, были пионерия и комсомол – все ступени идеологической подготовки людей, ни у кого не было сомнений в улучшении жизни, была вера в будущее – весь народ этим и жил. А еще коммунизм являлся общей религией для всех национальностей.
Но сравнивать Мавзолей с лаврой, конечно, невозможно. Вообще согласно православию умерший человек должен предаваться земле, то же самое трактуют и другие традиционные религии.
Кстати, в коммунистические годы не было запрета на мусульманские молебны: я хорошо помню, как люди в доме читали намазы, собирались на праздники. С другой стороны, я помню, как на Пасху ученикам запрещали ходить в храмы, грозили даже наказанием за это, хотя не помню, приводились ли такие угрозы в действие, поскольку люди в храмы все равно шли.
Источник: Regions.ru