ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Отдалить русскую опасность от Европы"

Война 1812 года глазами офицеров "Великой армии" Наполеона

Иван Сажнев :: 26 декабря 2012

В связи с двухсотлетием победы русского народа в 1812 году над Наполеоновской Францией уже написано большое количество различных очерков и статей. Как правило, речь в них идет о мужестве и храбрости русского солдата о его подвиге. Но, в то же самое время, порой мы упускаем из виду, кем был наш противник и какими мотивациями были вызваны те или иные его поступки. Но, чтобы лучше понять, какой ценой была одержана победа, следует взглянуть на врага, оценить его силу, и тогда, может быть, многое станет для нас более ясным.

В данной статье читателю предлагается обзор войны 1812 года, сделанный на основании мемуаров, записок и воспоминаний офицеров Наполеоновской армии....

После победы над Австрией в 1809 году Наполеон стал властелином почти всей Европы. Сопротивляться императору Франции в состоянии были только Великобритания и Российская Империя. Из-за ряда причин и недосягаемости островного Королевства перед Наполеоном оказалась одна Россия, для покорения которой были собраны значительные силы со всех подчиненных Франции территорий.

Перед нападением на Россию на берегах Немана сосредоточились закаленные в боях и вновь сформированные части "Великой армии"[1], состав которой в 1812 г. был весьма неоднороден[2]. В армии Наполеона была собрана почти вся интернациональная палитра тогдашней Европы, и представители разных национальностей имели свои причины для войны и по-разному относились к столкновению с Россией.

Для французов "Вторая Польская компания"[3] была связана с желанием их родины занять лидирующие положение в мире и ограничить влияние России, не соблюдавшей условий Тильзитского мира. Офицер конно-егерского полка Марселен де Марбо писал, что "основной причиной, толкавшей императора к началу воины с Россией, было желание заставить ее выполнять Тильзитский мирный договор"[4]. Виновницей войны французами всецело признавалась Россия.

В то же самое время, многие французские офицеры, выросшие в годы Великой революции 1789 года, возлагали на себя роль борцов за свободу, считая, что идут освобождать русских крестьян от помещиков, ведущих "паразитически роскошный образ жизни"[5]. По мнению французов, освобождение это должно было коснуться всей Европы, которая уже целый век испытывала "угрожающее" влияние России. Так, один из офицеров "Великой армии" даже проводит аллегорию, сравнивая предстоящую войну с крестовым походом, преследующим великую цель – "отдалить" русскую опасность от Европы и Франции[6].

Данная точка зрения во многом совпадала с воззванием Наполеона, данным 22 июня 1812 г., за два дня до начала войны. В этом обращении Бонапарт восклицал: "Россию влечет сам рок! Её судьбы должны исполниться! <...> Она ставит нам на выбор бесчестие или войну: наш выбор не должен допускать сомнений, итак, идем вперед! Переправимся через Неман! Перенесем войну на ее собственную территорию! Вторая война из-за Польши будет так же славна для французского оружия, как и первая, но мир, который мы заключим, принесет с собой гарантию и положит предел тому горделивому влиянию, какое Россия в продолжение пятидесяти уже лет оказывает на дела Европы"[7].

Гордость за своего Императора и желание прославиться в баталиях влекли французских солдат и офицеров на войну.

Похожее отношение к причинам войны и боевым действиям прослеживалось у итальянцев. Офицер Вислинского легиона Цезарь Ложье писал об их настроении следующие: "на этом походе царит радость и веселье; итальянским войскам присущи в высшей мере самолюбие, рождающее чувство собственного достоинства, соревнования и храбрости. Не зная, куда их ведут, солдаты знают зато, что идут они в защиту справедливости; им даже не интересно разузнавать, куда именно их ведут"[8].

Но если французы шли на войну во славу Империи, то что же заставляло жителей жаркой Италии сражаться против России? По этому поводу Цезарь Ложье дает следующую информацию: итальянцы воспринимали войну с Россией, как противостояние Азии, в которой когда-то сражались их "предки" – римляне. Итальянский лейтенант писал: "мы видим перед собой всеобщий мир, покорение вселенной, богатые и славные награды, чудесную героическую славу". Итальянцы шли на войну за добычей и славой, вообразив, что совершив вооруженное турне по местам боевой деятельности древних римлян, вернутся домой, став "предметом всеобщего восхищения" [9].

Однако далеко не все придерживались подобной точки зрения. Многие иностранные солдаты и офицеры вступали в войну по причине зависимого положения от Франции: они оказались вынуждены идти войной против русских, которые еще недавно были их союзниками в войнах против Наполеона. Франсуа Мерсье отмечал, что "пруссаки с затаенной болью в сердце становились под знамена человека, который принес им столько зла, который нанес столько оскорблений их национальной гордости, который, наконец, держал их в настоящем рабстве... Австрийцы, в течение 20 лет перед тем воевавшие с Францией, теперь краснели от стыда, будучи вынужденными стать в ряды ее союзников, и громко роптали по этому поводу"[10]. Причины войны виделись ими в захватнических интересах Бонапарта, ставшего тираном Европы; Российская Империя воспринималась стороной правой, попавшей под удар агрессора. Так, барон Дедем де Гельдер, голландский офицер на службе Франции, считал, что за Россией "были правда и справедливость", и император Александр I "искренне желал сохранить дружественные отношения к Франции"[11].

Но обещания несметных богатств и стремление доказать свою храбрость разжигали во вчерашних союзниках России амбиции захватчиков и желание наживы, заставляя забыть об обидах, некогда нанесенных французами.

Среди иностранного контингента, сражавшегося на стороне Наполеона, отдельную позицию занимали поляки, у которых были свои причины для войны против России. Как отмечал офицер Вислинского легиона Брандт, в наполеоновской армии можно было встретить фамилии большинства польских шляхтичей, принимавших участие во всех войнах против России в XVII–XVIII веках[12]. "Поляки были воодушевлены надеждой восстановить независимость своей родины и желанием отплатить за кровавые обиды"[13], – замечал Франсуа Мерсье в своих "Записках".

Итак, причину грядущего конфликта большинство офицеров "Великой армии" видели в "чрезмерном вмешательстве" России в дела Европы, и главной своей задачей считали ограничение влияния Российской Империи. При этом сами они шли в Россию за славой и богатой наживой. Стоит отметить, что в XIX веке война всё ещё воспринималась как время подвигов и демонстрации храбрости. В особенности подобное настроение было характерным для армии Наполеона, ветераны которого воевали за "славу и честь", считая Бонапарта непобедимым.

В июне 1812 года войска Наполеона заняли свои позиции перед русскими границами и были готовы нанести первый удар. Война ради "чести и славы"! Война за императора!

Впереди их ждал "загадочный Восток"...

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама