ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Живое предание: опыт новомучеников и исповедников Российских

Игорь Лунев :: 28 декабря 2012

В Санкт-Петербурге в рамках епархиальной Рождественской выставки в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры прошел круглый стол "Живое предание: из опыта новомучеников и исповедников Российских", на котором прозвучали доклады Александры Будановой о епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), Игоря Феденко о свящнномученике митрополите Серафиме (Чичагове) и Анастасии Наконечной о Союзе православных братств в Петрограде в 1920-22 гг.

Также собравшимся были предложены вопросы, имеющие особое значение для современной церковной жизни – все они были связаны с темой новомучеников и исповедников. О причинах, побудивших организовать этот круглый стол, рассказывает член Свято-Петровского малого православного братства Анастасия Наконечная:

– Мы считаем осмысление жизненных путей святых новомучеников и исповедников Российских одной из самых важных тем в Церкви. Нам кажется важным не просто узнавать о жизни тех или иных новомучеников, а воспринимать их опыт, отличный от опыта православных христиан в синодальный период. И вот после октябрьского переворота 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона в разных городах возникло немало православных братств, многие члены которых позже стали теми самыми новомучениками и исповедниками. Появившийся тогда в Петрограде Союз православных братств был не воинствующим, его задачей было объединять людей на основе молитвы, любви. Люди много трудились для Церкви, учились или преподавали в богословских учебных заведениях (Богословском институте, на курсах, в кружках), поддерживали семьи репрессированных, а в праздники встречались на ночных богослужениях, потом устраивали общие трапезы, и все это под покровительством митрополита Вениамина (Казанского) и часто в его присутствии.

– Православные братства, епископ Макарий (Опоцкий) и митрополит Серафим (Чичагов) – почему именно о них вы решили поговорить на круглом столе "Живое предание"?

– Недавно у газеты "Кифа" вышло два сборника – дайджесты лучших материалов за последние пять лет. Один из этих дайджестов называется "Живое предание", его-то мы и представили на круглом столе. И темы взяты из этого дайджеста. Мы пригласили специалистов. Например, Александра Буданова, приехавшая на круглый стол из Москвы, в этом году встречалась с 88-летней женщиной, последним ныне здравствующим членом братства епископа Макария, которого все братчики называли "папа". Владыка Макарий основал несколько братств в разных городах: куда его ссылали, там и возникало братство. Последнее из этих братств было в Великом Новгороде, где владыка и скончался в 1941 году.

– Владыка Макарий канонизирован?

– Пока нет. Как раз в ноябре этого года исполнилось 140 лет со дня его рождения. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев служил по этому поводу литию на его могиле, а после сказал очень прочувствованную проповедь о том, что церковную жизнь надо возрождать на основах братолюбия.

– Почему нынче важно возрождение братств?

– Это норма христианской жизни. Многие люди рассказывают о том, чего им не хватает, когда они приходят в храм – как раз вот этого: чтоб их встретили с любовью, чтобы возникали именно братские отношения. Это традиция нашей Церкви. Христос основал общину учеников. И в древней Церкви люди жили сообща, помогая друг другу. По поводу апостольских времен не возникает сомнений, что люди жили по-братски.

Если вспомнить русскую историю, то преподобный Сергий Радонежский стал основывать общежительные монастыри. В XVI-XVII веках подобные движения мирян появлялись на Украине в связи с унией – их основывали люди, которые поняли, что нужно защищать Церковь, что народ, не зная, чем отличаются греко-католики от православных, перейдет к католикам и даже этого не заметит.

В XIX веке, после отмены крепостного права, в 1864-м году был принят соответствующий документ о том, что в России разрешено создавать православные братства – это было ответом на то, что люди переходили из деревни в город, то есть у них полностью менялся жизненный уклад, что часто плохо сказывалось на их моральном состоянии, многие начинали спиваться. И в городах стали возникать общества трезвости, но не только. Были и благотворительные организации, которые занимались конкретными делами, социальной помощью, но не братотворением, их члены могли быть даже не знакомы между собой, каждый занимался своим делом. Но были и немногочисленные сообщества, которые возникали именно на братской любви – люди старались жить по Евангелию вместе. Например, Крестовоздвиженское братство, основанное Николаем Николаевичем Неплюевым под Черниговом. Владыку Макария (Опоцкого) можно назвать учеником Неплюева.

– Что нужно сделать для того, чтобы опыт новомучеников и исповедников Российских находил свое воплощение в современной жизни церкви, каждого ее члена?

– Это был особый тип мученичества – часто от людей не требовали, чтобы они отказывались от веры в Христа. Просто брали и убивали или сажали в лагеря, подвергали другим репрессиям. Как лично я вижу их подвиг? Они не сломались, не поддались давлению системы. Ведь были священники, которые отказывались от веры, и их не сажали. А были христиане, которые не отказывались, и многие из них были репрессированы. Но и сам факт, что человек никого не выдал на допросах, говорит о его особом достоинстве. Сегодня важно сделать акцент на том, что несмотря на обстановку в стране, большевистский террор, люди объединялись в те же братства и жили так наперекор всеобщему страху.

– На круглом столе вы говорили о преодолении разрыва духовной традиции в нашей Церкви и в нашем обществе. Но ведь не все согласятся с вами, что этот разрыв вообще существует...

– Мы говорим не о полном разрыве между Русской Церковью предреволюционного времени и нынешней Русской Церковью. И, конечно, мы говорим не о разрыве апостольского преемства. А вот понимание того, что христианство – это не просто вычитать молитвенное правило и в положенный день сходить в храм, есть далеко не у всех крещеных людей. Многие из нас пришли в Церковь в сознательном возрасте, а до этого от своих родителей, бабушек и дедушек не получали даже элементарных знаний о Боге, о вере, о Церкви. То есть у многих из нас в семьях православная традиция прервана. И теперь каждому из нас в эту традицию надо войти. Хотя нельзя сказать, что до революции все было благополучно с религиозным образованием.

– Вы говорите о том, как свидетельствовать членам Церкви о ее же опыте. Но на круглом столе была заявлена и тема свидетельства миру нецерковному. Как Вы себе представляете это свидетельство? Можно ли тут говорить о чем-то, кроме политического аспекта?

– Любой человек понимает ценность человеческого достоинства, уважает, когда кто-то ради кого-то может пожертвовать жизнью. Вот в Москве, в Храм Христа Спасителя на нашу выставку под названием "Недолжно вам быть", посвященной 90-летию начала кампании по изъятию церковных ценностей, приходили и верующие, и неверующие. И судя по тому, что они писали в книге отзывов, достучаться до людей можно. Хотя, кончено, они должны быть как-то уже расположены, интересоваться историей страны. Мне кажется, что тут нужно делать акцент на общечеловеческих ценностях, на стоянии за правду, на защите человеческого достоинства.

Источник: Татьянин День

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама