ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Живое предание: опыт новомучеников и исповедников Российских

Игорь Лунев :: 28 декабря 2012

В Санкт-Петербурге в рамках епархиальной Рождественской выставки в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры прошел круглый стол "Живое предание: из опыта новомучеников и исповедников Российских", на котором прозвучали доклады Александры Будановой о епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), Игоря Феденко о свящнномученике митрополите Серафиме (Чичагове) и Анастасии Наконечной о Союзе православных братств в Петрограде в 1920-22 гг.

Также собравшимся были предложены вопросы, имеющие особое значение для современной церковной жизни – все они были связаны с темой новомучеников и исповедников. О причинах, побудивших организовать этот круглый стол, рассказывает член Свято-Петровского малого православного братства Анастасия Наконечная:

– Мы считаем осмысление жизненных путей святых новомучеников и исповедников Российских одной из самых важных тем в Церкви. Нам кажется важным не просто узнавать о жизни тех или иных новомучеников, а воспринимать их опыт, отличный от опыта православных христиан в синодальный период. И вот после октябрьского переворота 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона в разных городах возникло немало православных братств, многие члены которых позже стали теми самыми новомучениками и исповедниками. Появившийся тогда в Петрограде Союз православных братств был не воинствующим, его задачей было объединять людей на основе молитвы, любви. Люди много трудились для Церкви, учились или преподавали в богословских учебных заведениях (Богословском институте, на курсах, в кружках), поддерживали семьи репрессированных, а в праздники встречались на ночных богослужениях, потом устраивали общие трапезы, и все это под покровительством митрополита Вениамина (Казанского) и часто в его присутствии.

– Православные братства, епископ Макарий (Опоцкий) и митрополит Серафим (Чичагов) – почему именно о них вы решили поговорить на круглом столе "Живое предание"?

– Недавно у газеты "Кифа" вышло два сборника – дайджесты лучших материалов за последние пять лет. Один из этих дайджестов называется "Живое предание", его-то мы и представили на круглом столе. И темы взяты из этого дайджеста. Мы пригласили специалистов. Например, Александра Буданова, приехавшая на круглый стол из Москвы, в этом году встречалась с 88-летней женщиной, последним ныне здравствующим членом братства епископа Макария, которого все братчики называли "папа". Владыка Макарий основал несколько братств в разных городах: куда его ссылали, там и возникало братство. Последнее из этих братств было в Великом Новгороде, где владыка и скончался в 1941 году.

– Владыка Макарий канонизирован?

– Пока нет. Как раз в ноябре этого года исполнилось 140 лет со дня его рождения. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев служил по этому поводу литию на его могиле, а после сказал очень прочувствованную проповедь о том, что церковную жизнь надо возрождать на основах братолюбия.

– Почему нынче важно возрождение братств?

– Это норма христианской жизни. Многие люди рассказывают о том, чего им не хватает, когда они приходят в храм – как раз вот этого: чтоб их встретили с любовью, чтобы возникали именно братские отношения. Это традиция нашей Церкви. Христос основал общину учеников. И в древней Церкви люди жили сообща, помогая друг другу. По поводу апостольских времен не возникает сомнений, что люди жили по-братски.

Если вспомнить русскую историю, то преподобный Сергий Радонежский стал основывать общежительные монастыри. В XVI-XVII веках подобные движения мирян появлялись на Украине в связи с унией – их основывали люди, которые поняли, что нужно защищать Церковь, что народ, не зная, чем отличаются греко-католики от православных, перейдет к католикам и даже этого не заметит.

В XIX веке, после отмены крепостного права, в 1864-м году был принят соответствующий документ о том, что в России разрешено создавать православные братства – это было ответом на то, что люди переходили из деревни в город, то есть у них полностью менялся жизненный уклад, что часто плохо сказывалось на их моральном состоянии, многие начинали спиваться. И в городах стали возникать общества трезвости, но не только. Были и благотворительные организации, которые занимались конкретными делами, социальной помощью, но не братотворением, их члены могли быть даже не знакомы между собой, каждый занимался своим делом. Но были и немногочисленные сообщества, которые возникали именно на братской любви – люди старались жить по Евангелию вместе. Например, Крестовоздвиженское братство, основанное Николаем Николаевичем Неплюевым под Черниговом. Владыку Макария (Опоцкого) можно назвать учеником Неплюева.

– Что нужно сделать для того, чтобы опыт новомучеников и исповедников Российских находил свое воплощение в современной жизни церкви, каждого ее члена?

– Это был особый тип мученичества – часто от людей не требовали, чтобы они отказывались от веры в Христа. Просто брали и убивали или сажали в лагеря, подвергали другим репрессиям. Как лично я вижу их подвиг? Они не сломались, не поддались давлению системы. Ведь были священники, которые отказывались от веры, и их не сажали. А были христиане, которые не отказывались, и многие из них были репрессированы. Но и сам факт, что человек никого не выдал на допросах, говорит о его особом достоинстве. Сегодня важно сделать акцент на том, что несмотря на обстановку в стране, большевистский террор, люди объединялись в те же братства и жили так наперекор всеобщему страху.

– На круглом столе вы говорили о преодолении разрыва духовной традиции в нашей Церкви и в нашем обществе. Но ведь не все согласятся с вами, что этот разрыв вообще существует...

– Мы говорим не о полном разрыве между Русской Церковью предреволюционного времени и нынешней Русской Церковью. И, конечно, мы говорим не о разрыве апостольского преемства. А вот понимание того, что христианство – это не просто вычитать молитвенное правило и в положенный день сходить в храм, есть далеко не у всех крещеных людей. Многие из нас пришли в Церковь в сознательном возрасте, а до этого от своих родителей, бабушек и дедушек не получали даже элементарных знаний о Боге, о вере, о Церкви. То есть у многих из нас в семьях православная традиция прервана. И теперь каждому из нас в эту традицию надо войти. Хотя нельзя сказать, что до революции все было благополучно с религиозным образованием.

– Вы говорите о том, как свидетельствовать членам Церкви о ее же опыте. Но на круглом столе была заявлена и тема свидетельства миру нецерковному. Как Вы себе представляете это свидетельство? Можно ли тут говорить о чем-то, кроме политического аспекта?

– Любой человек понимает ценность человеческого достоинства, уважает, когда кто-то ради кого-то может пожертвовать жизнью. Вот в Москве, в Храм Христа Спасителя на нашу выставку под названием "Недолжно вам быть", посвященной 90-летию начала кампании по изъятию церковных ценностей, приходили и верующие, и неверующие. И судя по тому, что они писали в книге отзывов, достучаться до людей можно. Хотя, кончено, они должны быть как-то уже расположены, интересоваться историей страны. Мне кажется, что тут нужно делать акцент на общечеловеческих ценностях, на стоянии за правду, на защите человеческого достоинства.

Источник: Татьянин День

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама