ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Планета обезьян

Священник Петр Коломейцев :: 14 июня 2012

В молодые годы Есенин восторженно писал о своем родном крае следующие строки:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в Раю!"

Я скажу: "Не надо Рая,

Дайте родину мою".

Однако уже через пять лет привлекательность лубочных картинок: голубые небеса, нарядные хаты, звон колоколов, купола, кресты, образа в храмах, веселые пляски и смех на лугах – перестают впечатлять поэта. Позади – революция, что-то стронулось в патриархальном бытии деревни, а скорее – духовно вырос сам поэт. Рай, который раньше он был готов с легкостью променять на деревенскую идиллию, становится для него ностальгической жаждой по инобытию:

Душа грустит о небесах,

Она не здешних нив жилица.

Как часто наше представление о Рае зависит от состояния нашей души и от условий, в которых мы находимся. Не сегодня появилась странная мысль о том, что Рай – невыносимо скушен. Еще Николо Макиавелли говорил: "Лучше я попаду в ад, чем в Рай, ведь там я буду проводить время с епископами и герцогами, а не с апостолами и нищими". Ему, жившему политическими интригами и дипломатическими приемами, было очевидно, что эта стихия, в которой он чувствовал себя как рыба в воде, не может быть содержанием Райского блаженства. Сильная привязанность к земной жизни делает ее сверхценной, и, лучше, конечно, вообще не покидать этого мира, а, если уж выбирать мир иной, то ад – предпочтительнее тем, что наполнен земными пороками, которые делают его как-то роднее и ближе земному бытию.

Том Уэйтс, тонкий музыкант, сторонящийся больших концертных залов и театральных площадок, предпочитающий исполнять свои произведения в клубах, среди узкого круга ценителей, по его словам, совсем не торопится в Рай; так как опасается, что там нет ночных клубов, и совершенно уверен, что не встретит там никого из своих друзей. "Если разобраться – говорит он, – то и впрямь скучное это место – Рай, нечего там делать". Конечно, он совсем не стремится попасть в ад. Но его "неторопливость" объясняется пессимистическими представлениями о прекращении всякого творчества с прекращением земной жизни. Ложные схоластические убеждения заслоняют от него подлинный характер божественного бытия, о котором сам Господь говорит: "Се, творю все новое" (Откр. 21:5)

Что объединяет Макиавелли, Уейтса и многих других парадизофобов так это: во-первых, привязанность к земной жизни, а во-вторых, отрицание не самого Рая, которого они не знают и не очень хотят знать, а их собственных представлений о Нем.

Курьёзнее выглядит позиция тех религий, где Рай представляется изобилием всего того, чего человеку не хватало в земной жизни. Для кого-то это – несметные богатства, для другого – это непрекращающаяся пирушка с обилием вина и еды, а для третьих – Рай полон чувственных утех и напоминает многолюдный гарем.

Подобные образы вульгарного материального Рая питали хилиастические представления и коммунистические утопии, побуждая создать такой Рай на земле. Так человек, созданный по образу и подобию Божьему, призванный к вечной жизни во Христе, сам начинает творить себе Бога по своему образу и подобию. Рай же уподобляет земной жизни, только переполненной материальными благами, как гигантский супермаркет.

То, что жизнь после жизни не должна копировать земное бытие, а быть подлинно инобытием, понимали многие, но терпели фиаско, потому что оперировали лишь подручными элементами своего чувственного мира. Создавались модели Рая, так или иначе возвращающие человека к его земному бытию. Сколько ни комбинируй земные блага, сколько ни выстраивай между ними приоритеты, все равно остаешься в замкнутом круге. Вот уж воистину: "Из земли взят и в землю отыдеши". "В землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься." (Быт. 3:19) В лучшем случае картина Рая представлялась зеркальной или негативом фотографии, что отразилось в народной мудрости: "Кто здесь беден, там – богат!" "Кто голоден – там сыт!" "Кто здесь плачет – там смеется!" Эта мудрость приводила к своеобразной жизненной стратегии дауншифтинга: не добрать здесь, чтобы перебрать там. Но Рай – не мешочек с пазлами, предназначенными докомпоновать земную картинку, да и Господь призывал к преизбыточествующей жизни, к горению, а не к теплохладности.

Свою пассивную лепту в описание внепланетной утопии пытались внести писатели-фантасты. Им думалось, что несвязанные библейским каноном, они смогут в аллегорической форме дать человечеству представление о подлинной гуманной и действительно неземной жизни. Но и их подстерегала неудача. В лучшем случае, эти внегалактические утопии получались как остроумные пародии на все ту же нашу грешную жизнь. Своеобразной иллюстрацией такого фотонегатива, стал фантастический роман "Планета Обезьян", в котором люди попадают во внеземную цивилизацию разумных горилл и мартышек, охотящихся на одичавших людей. Интересно, что, вернувшись на Землю, где за это время прошло 800 лет, они встречают на Земле ту же картину. Люди, живущие греховной жизнью, в конце концов, одичали и превратились в зверей, а обезьяны, ведущие здоровый природный образ жизни, достигли высочайшего духовного и нравственного развития – по существу стали людьми.

Сколь шокирующе неожиданными ни были построения фантастов, они все равно всегда являются отражением той реальной жизни и тех идей, в которых пребывает автор. Это как в детской игре: "Нарисуй неизвестное животное!", в результате которой все нарисованные детьми чудища скомпонованы из туловищ, лап, ушей, хвостов, крыльев, взятых от других, известных им зверей. Господь не предлагает нам гадать и фантазировать, Он прямо говорит о том, что "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9), утверждая при этом, что Рай – это состояние блаженства, то есть блага в высшей степени. Блага, которое частично здесь приоткрывается тем, кто находится за чертой. Не само отвержение этой жизни, а желание человека не принадлежать этому миру, его правилам и компромиссам, то есть отвержение самим человеком принципа "жить как все", заставляет его искать иной Истины. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф 6:33).

А поэтому Господь предлагает человеку не картинку, не рекламный проспект прекрасной страны, а путь и рост. Путь ко Христу и возрастание в Духе. По мере продвижения по этому пути и возрастания, человеку все больше и больше открывается бытие в Боге. Это значит, что признания людей, не хотящих райской жизни – не девальвация образа Рая, а суровый диагноз самим себе; приговор, отражающий их нежелание расти, констатация ограниченности их горизонта, за которым нет продолжения пути. В этой скучной пустоте, слышится голос души, тоскующей об утраченном Рае, не имеющей надежды на обретение вечной обители, своей исторической родины.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама