ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великое отречение

Соколовски Августин, диакон :: 19 февраля 2013

28 февраля 2013 г. Папа Римский Бенедикт XVI по собственному желанию оставит пост главы Римско-Католической Церкви. Данный поступок, последний аналог которого случился шесть веков назад, потряс не только верных чад Римского престола, но и многочисленную светскую общественность. Своими рассуждениями, посвященными решению Бенедикта XVI, с порталом "Богослов.Ru" делится известный итальянский философ Джорджо Агамбен.

Агамбен, Джорджо (род. в 1942 г.). Итальянский философ. Окончил юридический факультет Римского университета La Sapienza. Научные интересы постепенно сместились с юриспруденции к философии. Диссертация Агамбена была посвящена Симоне Вейль. Участвовал в двух семинарах Мартина Хайдеггера, в 1966 и 1968 годах. Работая в Париже, часто встречался с Пьером Клоссовским, Итало Кальвино. В 1974 – 1975 годах проходил стажировку в Институте Варбурга у Фрэнсис Йейтс. Влияние Хайдеггера в дальнейшем было уравновешено воздействием трудов Вальтера Беньямина, труды которого Агамбен публиковал в Италии. Среди других мыслителей, повлиявших на Агамбена, – Якоб Таубес, его труды об эсхатологическом времени и мессианизме в культуре Запада. Преподавал в США, Франции, Германии.

Решение Бенедикта XVI должно быть воспринято с чрезвычайным вниманием всеми, чье сердце болезнует о политических судьбах человечества. Совершая "великое отречение"[1], он явил не "несмелость и боязливость", как, по-видимому, несправедливо писал Данте о Целестине V, но мужество, в наши дни обретающее особую ценность и смысл.

Для всех очевидно, что причины, названные понтификом в оправдание своего решения, верны лишь отчасти, но ни в коей мере не способны объяснить поступок, приобретающий в истории Церкви особое неповторимое значение. Жест этот обретает полноту смысла, когда в памяти встает 4 июля 2009 года – день, в который Бенедикт XVI возложил на гробницу Целестина в городе Сульмона паллиум[2], принятый им в момент своей интронизации – как доказательство того, что решение было обдуманным. Целестин мотивировал свое решение почти теми же словами, что и Бенедикт XVI, говоря о "слабости тела" и "своей немощи"[3]. Уже древние источники сообщают нам, что подлинная причина отречения заключалась в его возмущении "обманами и симонией при дворе".

Почему это решение кажется сегодня столь исключительным? Потому что оно со всей силой призывает обратить внимание на различение между двумя сущностными принципами нашей этико-политической традиции, сознание которого наше общество, кажется, полностью утратило. Это различение между легитимностью и законностью[4].

Кризис, переживаемый обществом, настолько глубок и тяжел именно потому, что под сомнение поставлена не только законность институций, но и их легитимность; не только, как это слишком часто принято повторять, правила и способы реализации власти, но сам принцип, придающий ей обоснование и легитимность.

Власти и институции в наши дни утратили легитимность не потому, что погрязли в отсутствии законности. Верно, скорее, обратное. Незаконность столь распространена и потому стала всеобщей, что власти утратили всякое сознание своей легитимности. Напрасна поэтому вера в возможность преодоления кризиса нашего общества действием, пусть и безусловно необходимым, власти судебной. Кризис, затрагивающий легитимность, не может быть преодолен только правом. Гипертрофия права, претендующего на юридизацию всех сфер жизни, выдает, в избытке формальной законности, утрату всякой сущностной легитимности.

Попытка модерна достичь совпадения законности и легитимности в стремлении гарантировать посредством позитивного права легитимность власти, оказалась совершенно недостаточной, о чем свидетельствуют процессы распада, в котором оказались наши демократические институции. Институции в обществе остаются живыми только если оба принципа – в нашей традиции также получившие имя права естественного и права позитивного, власти духовной и власти временной – сохраняются и действуют в них без малейшей попытки своего совпадения.

Потому жест Бенедикта XVI столь важен. Человек, бывший по главе институции, обладающей наиболее древним и важным титулом легитимности, решением своим поставил под вопрос сам смысл этого звания. Этот жест обретает полноту своего значения, если вспомнить, как на Генеральной аудиенции 22 апреля 2009 года, говоря о тайне Церкви сегодня, он упомянул о великом богослове Тихонии[5], утверждавшем, что "Церковь является телом двусложным, часть которого принадлежит Христу, другая же – диаволу".

Перед лицом бюрократического церковного аппарата, который, в полном забвении о своей легитимности, упорно преследует цели экономики и светской власти, Бенедикт XVI предпочел воспользоваться властью только духовной, способом, который он самом счел возможным – отказавшись от Христова наместничества. Так сама Церковь в корне подвергнута испытанию. Мы не знаем, сможет ли она извлечь пользу из преподнесенного урока. Но без сомнения важно, чтобы светские власти восприняли это как повод по-новому задаться вопросом о собственной легитимности.

Перевод с итальянского и примечания диакона Августина Соколовски

[1] Агамбен использует словосочетание "il gran rifiuto" (ит. – "великий отказ, великое отречение"), исторически обозначающее отречение от римского апостольского престола Папы Целестина V (1209 (1215) – 1296 (192-ой по счету понтифик, на римской кафедре c 29 августа по 13 декабря 1294)), и восходящее к 60-му стиху третьей песни "Божественной Комедии" Данте Алигьери, повествующей об аде и, в частности, его преддверии, где присутствуют те, кто не совершил достойных славы добродетелей, примером чего Данте считает Целестина. Литургическая память Целестина, прославленного Римской Церковью в лике святых, совершается 19-го мая.

[2] Паллиум (лат. pallium – "покров", "накидка") – литургическое облачение латинской традиции, аналог омофора в византийском обряде.

[3] Согласно источникам, Целестин V взошел на епископскую кафедру и прочитал следующий текст: "Я, Папа Целестин V, движимый законными основаниями, по слабости тела, недостатку разумения, коварству народа и своей немощи, в желании обрести утраченный покой прежнего образа жизни, свободно и без принуждения полностью отрекаюсь от кафедры, от достоинства, обязанностей и почета, с ней связанных, и с этого момента предоставляю освященному собранию кардиналов полномочия по обретению и избранию, согласно канонам, пастыря Вселенской Церкви." (http://www.operacelestiniana.org/public/index.php?CS=19&CI=189) (перевод с латыни диакона Августина Соколовски).

[4] Ит.: la legitimità et la legalità.

[5] Тихоний (Tychonius) (ок. 370 (380) – ок. 420) – богослов 4-го века, в полемике с Кафолической Церковью в Римской Африке отстаивавший интересы донатизма. Герменевтика толкования Писания, предложенная Тихонием, легла в основу классической патристической и средневековой экзегезы. Спасенный от забвения святителем Августином Иппонским (354-430), использующим и цитирующим Тихония в своих произведениях (в частности, в трактате "О христианской доктрине" (De Doctrina Christiana)), Тихоний вошел в историю как оригинальный и парадоксальный мыслитель, в частности, открыто признававший, что донатисты признают святость только тех, кто им выгоден (лат. : "quod volumus sanctum est").

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама