ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дети на богослужении: продолжение разговора

Андрей Рогозянский :: 26 февраля 2013

В недавней публикации на нашем сайте была затронута, казалось бы, чисто житейская, но оказавшаяся чрезвычайно актуальной тема: место ли детям за богослужением? Правильно ли делают родители, приводя и принося малых чад к началу службы, дабы они могли приобщиться к живой жизни Церкви, несмотря на то, что это может быть утомительным для малышей, а живость, капризы, плач детей, возможно, будут отвлекать остальных прихожан от молитвы?

Если поставить вопрос: "Место ли детям за богослужением?" – ответ будет: "Да, безусловно". Собственно, ни в православном учении, ни в педагогической практике нет оснований для другого ответа. Дети – полноценные участники церковных евхаристических молитвенных собраний, и этим все сказано. Странно, с чего это им вдруг не найдется места? Дети способны шуметь, утомляться, засыпать, проситься поесть и "пи-пи". Это доставляет некоторые неудобства и хлопоты прихожанам, клиру и, главным образом, родителям. Тем не менее, задача налаживания богослужебной жизни при общем участии остается первичной и одной из наиболее острых.

Христианство изначально настроено на персонализм. В Ветхом Завете мужчина в синагоге представительствовал за семью. Считают, что Моисея со скрижалями встречала мужская половина Израиля. В иудаизме сохранилось понятие "миньян" – минимальной группы из десяти совершеннолетних мужчин, без которой воспрещена коллективная молитва. Парадоксом для нас выглядят высказывание евангелиста о пяти тысячах человек, кроме женщин и детей (Мф. 14. 22). Таков вполне обычный взгляд его времени, и потому столь велика перемена в последующих представлениях по поводу церковности и семьи, вызванная распространением идей христианства.

Пожалуй, можно сказать, что среди христианских исповеданий Православие опять-таки наиболее персоналистски настроено. Тот, кто крещен в самом раннем младенческом возрасте, даже в первые дни после рождения, рассматривается как самостоятельный и полноценный член Церкви. Для его участия в церковной жизни и Таинствах не требуется выполнения каких-либо дополнительных условий, наподобие западной конфирмации. Таковы богословские, экклезиологические обоснования детскому присутствию в храме, с которыми, думаю, не поспоришь. Полноценный христианин, член Церкви, который много лет (и притом самых важных в плане становления), провел вне церковного собрания либо появлялся в нем изредка, краткими кавалерийскими набегами, – явление, которое сложно объяснить.

Многие святые и известные духовные писатели считали богослужение для детей принципиально важным. Святитель Феофан Затворник советует "предзанимать детское сердце" с раннего возраста образами православного храма. Отсюда, считает он, как из некоего постоянного внутреннего фонда, станут черпаться вкусы и представления взрослого человека – то, что мило и не мило сердцу. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением. Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю".

В практическом опыте церковности естественно ждать, что ребенок из православной семьи прежде достижения им школьного возраста сможет усвоить представление об основных службах и Таинствах: Литургии, за которой верующие причащаются, всенощном бдении, молебне, акафисте, Елеосвящении (Соборовании), Исповеди, панихиде по усопшим. Он в общих чертах представит себе последовательность молитвословий, обстановку в храме, главные песнопения, свои собственные действия во время богослужений. Он сможет поддерживать в собрании пение молитвы "Отче наш", Символа веры, "Богородице, Дево, радуйся". Каким другим образом, кроме регулярной приходской жизни, можно передать детям упомянутые понятия, я, честно сказать, не могу представить, – разве что только унылым теоретизированием и превращением в предмет отвлеченной штудии при том, что богослужение, слава Богу, живо, доступно и регулярно совершается.

Ребенок, который не знает богослужения, не почувствовал храм своим, а остается чужим в его обстановке, был обделен в ходе своего духовного развития. Его можно считать дикарем и дичком, так же, как тех, кто не имеет необходимой эрудиции и культуры, – не умеет читать, не знает имен великих писателей, названий океанов и континентов, не слышал хорошей музыки, не занимался художественным творчеством... Что же касается детей более старшего возраста – с шести-семи лет, когда младенец становится отроком и начинает участвовать в таинстве Покаяния, – параллельное неучастие его в богослужении означает профанацию духовной жизни.

Тогда в чем разница между формами участия в жизни Церкви, желательными для взрослых и для детей? У святителя Василия Великого есть очень прямые и ясные соображения по данному поводу. Во-первых, говорит святитель, в "частной жизни", упражнения и правила сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи для детей должны быть определены приличным им образом, то есть с учетом возраста. Однако молитва "дневная", то есть церковная, должна быть общая у детей и у старших, "потому что у детей через соревнование более совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве и для старших немаловажно пособие детей в молитве".

Это вполне согласуется с классическими показаниями и принципами педагогики. В воспитании важны не столько специально устраиваемые мероприятия, сколько совместная жизнь, проживание разных ситуаций ребенком вместе со старшими. Если богослужение и Таинства занимают заметное место в жизни отца и матери, бабушки и дедушки, по законам педагогики дети участвуют также и в этой стороне жизни близких им людей. Иначе, если церковная жизнь взрослых протекает вне поля зрения ребенка, возникает новый повод для отчуждения!

Я не согласен с тем, что частое "таскание" родителями детей на службы становится причиной детской нелюбви к храму. Мой собственный родительский опыт говорит, что тяжело вырываться на богослужения из суеты, совершенно иных интересов и ритмов, эстетического поля и мысленного потока. Сложно организовывать походы в храм при разном течении жизни старших и младших, в качестве редких общесемейных акций по выходным, которые, по идее, предполагаются быть более досуговыми. Но если ребенок и взрослый тесно связаны, проводят много времени вместе – коротко сказать, дружат – и взрослый начнет собираться на службу, естественно думать, что ребенок также захочет присоединиться и принять участие.

Из тех, кто читает эту статью, некоторые говели в монастырях и наверняка знают: богослужение "тянется", кажется максимально утомительным и монотонным для новоприбывших из мира; спустя два-три дня, по мере того, как мирской бег в душе приостанавливается, паломника посещает особое чувство сопричастности к священнодействиям, общей молитве, пению, чтению, всей атмосфере храма. Человек подчас неожиданно для себя начинает ощущать то, что почувствовали апостолы: "Господи, добро нам зде быти" (Лк. 9. 33).

К тому же при известном порядке и уравновешенности внутренней обстановки можно прийти и в приходских условиях. Запомним: для семьи с детьми тяжела именно нерегулярная богослужебная жизнь, рассогласование семейного ритма с церковным.

Более дискуссионный момент – обстоятельства, при которых присутствовать с детьми в храме не получается. Обстоятельств этих бывает так много, а примеров удачных решений так мало, что волей-неволей возникает разочарование и неверие в собственные силы и в действенность традиционного церковного опыта. Появляется желание "канонизировать" сложившееся положение, возвести таковое в норму.

Кто-то приходит к выводу, что ребенок в храме не нужен, что он должен быть освобожден от участия в богослужениях. В более смягченном виде данное мнение звучит так: богослужение действует на детскую душу непосредственным образом, она, дескать, воспринимает происходящее неким шестым внутренним чувством, и нескольких минут до Причастия и после Причастия довольно, чтобы присутствие в литургическом собрании как необходимое для члена Церкви условие было исполнено. А еще, бывает, в духе педагогического либерализма говорят, что когда дети вырастут, они сами сделают выбор, что воспитывать надо дома, а не за богослужением, что "перекормить" храмовыми службами хуже, чем "недокормить".

Результатом принятия этой минималистической теории становится упадок воспитания и, шире, глубочайший кризис церковности в семье в целом. Ведь что значит для обычной брачной пары молодых людей вступить в период деторождения, произведя на свет двух-трех чад, и все время, пока самый младший не достиг возраста самостоятельности, перебиваться кое-как без храма? Это означает целую эпоху в десять-пятнадцать, а то и двадцать лет, за которую может утечь океан воды и поменяются все мыслимые и немыслимые представления. Это означает, что, вступив в данный период на рассвете молодых сил и надежд, родители выйдут из него далеко после полудня, 40-летние. И во все эти годы их церковность будет оставаться неустроенной, стесненной требованиями усеченной либо раздельной богослужебной жизни.

Очевидно, что для нормального, положительного решения поднятого вопроса требуется некий другой подход и другие критерии. О том, каким может быть этот подход и что может помочь семье сохранить высокий, единый для всех тонус церковности, поговорим в следующей статье.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама