ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кощунство – от чувства собственной ущербности

Марина Бирюкова :: 04 апреля 2012

Последнее время мы наблюдаем не только рост напряжения между Церковью и миром, не только агрессию мира (скажем иначе, принципиально нехристианской части общества) по отношению к Церкви, но и такое проявление этой агрессии, как кощунство. Кощунство отнюдь не началось нашумевшим перформансом панк-группы в Храме Христа Спасителя и не ограничивается этим действом. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы увидеть просто океан кощунства – совершенно сознательного и упоенного. Людям нравится богохульствовать, нравится оскорблять чувства верующих. Тот же Невзоров делает это с таким жаром, с таким агрессивным удовольствием, что ведущие гиперлиберальных телешоу, использующие его в качестве "керосина", сами же потом не могут это пламя загасить. Происходящее заставляет вспомнить двадцатые и тридцатые годы: тогда ведь тоже была сделана ставка на кощунство как на главную деструктивную силу, как на тяжелую артиллерию, призванную разрушить "старый мир". Но если заглянуть внутрь человека – что заставляет его кощунствовать? Что это за потребность такая, о чем она говорит? Не посмотреть ли на это глазами психолога, а может быть, и психиатра? Особенно интересно, если этот специалист – человек верующий и видит духовные основы личностных проблем... За консультацией мы обратились к Федору Кондратьеву – психиатру, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному врачу РФ, судебному эксперту высшей квалификационной категории.

– Федор Викторович, скажите, что заставляет человека совершать намеренно кощунственные действия: скрытая агрессия, ненависть к обществу, желание мстить ему, попирая его ценности? Самоутверждение: я такой, что ничего не боюсь, ничто мне не свято? Желание быть циничным, то есть защищенным? Наконец, желание привлекать к себе всеобщее внимание?

– Намерение совершать кощунственные действия как осознанная поведенческая мотивация формируется на базе исходного чувства собственной ущербности, которое является сущностью этого намерения. Фактически все перечисленные вами варианты причин кощунственных действий – детали одной этой сущности. Именно от нее идет ненависть к обществу, что проявляется в действиях, попирающих его ценности и направленных на самоутверждение путем привлечения к себе всеобщего внимания. На основе такой подсознательности формируются сознательные поведенческие мотивации. При сложившемся атеистическом деструктивном мировоззрении они предопределяют намеренные кощунственные действия. Последние особенно наглядно проявляются в группах единомышленников (например, сатанистов), а также при воплощении в реальную жизнь более широких идеологических замыслов врагов духовной гармонии в обществе. В частности, при создании таких групп, как Pussy Riot, и организации публичных выступлений в их защиту.

– Как бы Вы определили кощунство? Хулиганство – это ведь тоже своего рода кощунство; но разбить витрину в магазине или повалить крест на кладбище – разные все же вещи...

– Конечно, кощунство – это не простое хулиганство. Последнее обычно выражает попытки самоутверждения в сфере понятных, обыденных социально-психологических отношений. Кощунство же направлено на самоутверждение в сфере духовных позиций – это утверждение конфронтационных ориентаций в отношении традиционных основополагающих ценностей общества.

– Какие процессы в обществе могут привести к эпидемии кощунства? Можно ли видеть в этом некое восстание против устаревших ценностей?

– К эпидемии кощунства может привести только потеря религиозного чувства, которое изначально является нормативным для каждого психически здорового человека, но которое усиленно нейтрализуется атеистическим культивированием примата мамоны. Религиозность как мировоззренческая ценность в принципе не может устареть; те же, кто заглушил в себе религиозное чувство, рано или поздно (не исключено, что только с приходом смерти) переживут глубокую духовную трагедию.

– Значит, быть религиозным, верующим человеком – это норма, а не иметь веры – патология? Но почему тогда столько неверующих и в каком случае неверующий человек становится агрессивным в отношении веры и Церкви?

– С античных времен, от учения апостола Павла, через прекрасные труды священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), через труды современных корифеев психологии и социологии (в первую очередь В. Франкла, чьи книги опубликованы многомиллионными тиражами) к нам пришло целостное учение о человеке. Человек – это взаимоединство трех уровней измерения: телесного, душевного и духовного. Слово "патология" (учение о болезнях) может относиться только к телесному и душевному уровням измерения человека: они могут быть здоровыми и могут болеть, дух же болеть не может. Отсутствие религиозности – это не болезнь, а ущерб в целостности человека: у него нет духовности. Духовность человека предполагает его событие с Богом. Упомянутую мной исходную религиозность, данную нам при рождении, можно потерять, и тогда, говоря каламбурно, интересы брюха подавят интересы духа. Отсюда и агрессивность в отношении веры и Церкви.

– Почему социальные революции непременно сопровождались кощунством? Почему большевикам недостаточно было просто закрыть церковь, изъять священные предметы, почему непременно нужно было устроить некое святотатство напоказ?

– Далеко не все революции сопровождались кощунством. Кощунство характерно для тех социальных революций, когда навязывались новые мировоззренческие смыслы жизни человека в обществе, и для их утверждения надо было публично унизить прежние духовные ценности.

– Кроме сознательного, намеренного, есть ведь еще и бессознательное кощунство. Бригада рабочих делает ремонт в храме и не желает при этом отказаться от привычного сквернословия. Замечания их раздражают. О чем это говорит? Только о низкой культуре, дурной привычке или о запрограммированной потребности кощунствовать, защищая себя от святыни, подчеркивая свою независимость от нее?

– Сквернословие упомянутых вами рабочих вряд ли можно назвать "запрограммированной потребностью кощунства", это скорее низкая культура, дурная привычка без тех умыслов самоутверждения, которые исходят из чувства своей ущербности, что характерно для подлинного кощунства. Это просто вульгарные стереотипы межличностного общения, которые проявляются и во время работы, и в домашней среде, и в других бытовых ситуациях. Раздражение этих рабочих в ответ на замечание – свидетельство примитивной гордыни, оно было бы и при замечаниях по другому поводу, и при иных обстоятельствах. Но, конечно, нельзя исключить, что у кого-либо из них такое сквернословие отражало те причины, о которых мы говорили, отвечая на вопрос о сущности кощунства.

* * *

На сайте радикальной оппозиционной газеты – десятки материалов в защиту Pussy Riot. Участниц перформанса почему-то сравнивают с юродивыми, которые, дескать, тоже "безобразничали" в храмах, но их никто не трогал. Хочется напомнить, что юродивые в истории Церкви – это, прежде всего, люди святой жизни. Маститый юрист доказывает, что преступление, совершенное в Храме Христа Спасителя "не несет угрозы ни жизни, ни здоровью, ни имуществу граждан даже при условии его повторения". Как не ждать повторения после таких слов? Безрелигиозное, но при этом политизированное сознание видит в произошедшем только политический, но никак не иной смысл. Большая, и при том образованная часть общества явно утрачивает чувствительность к кощунству – а значит, и чувствительность к святому. Вот что пугает...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама