На днях отмечался десятилетний юбилей легализации эвтаназии, то есть медицинского умерщвления человека с его согласия. Сегодня эвтаназия легальна в ряде стран Европы и некоторых штатах США. Предпринимаются значительные усилия к тому, чтобы ввести ее там, где она пока запрещена в том числе и в нашей стране. Перед тем как говорить об этой практике, нам стоит отделить ее от принципиально другой отказа от медицинских процедур по поддержанию жизни, который иногда (неверно) называют "пассивной эвтаназией". Развитие медицины в последние десятилетия позволило поддерживать жизнь в умирающем теле довольно долго за счет сложных и часто мучительных для пациента процедур. В некоторых случаях бывает лучше отпустить умирающего с миром. При каких обстоятельствах это допустимо сложная проблема для медицинской этики. Но это другая проблема. В этом случае смерть наступает от естественных причин.
Эвтаназия это именно активное умерщвление. Основной (и наиболее серьезный) аргумент сторонников эвтаназии состоит в том, что сострадание требует избавить умирающего от боли, раз в этой жизни уже нет ничего, ради чего ее стоило бы претерпевать /
Нередко Церкви приписывают довод о якобы душеполезности предсмертных мучений. Мы такого довода не выдвигаем: полезны страдания или нет это зависит от реакции на них самого человека. Кто-то смирится, кто-то, наоборот, озлобится. Но вот причинять страдания другим однозначно не душеполезно. Должно быть сделано все возможное, должен быть использован весь арсенал медицины, чтобы облегчить мучения больного. Церковь активно поддерживает создание хосписов, в которых умирающие должны получать возможность провести последние дни своей жизни в максимально комфортных условиях.
Мы исходим из других доводов некоторые из которых будут понятны и людям светским. Проблема с эвтаназией в том, что она является настолько удобным решением, что область ее применения неизбежно будет расширяться да и уже расширяется. Что удобнее вводить пациенту дорогостоящие обезболивающие средства, предотвращать их хищение, связываться со всеми юридическими проблемами, порожденными такими опасными субстанциями, как сильнодействующие наркотики, или просто выдать ему одну-единственную ампулу? Уже сейчас больных трудно обеспечить полноценным обезболиванием отчасти из-за технических, отчасти из-за юридических проблем. Эвтаназия в нашей стране сделает решение этих проблем ненужным. Невыносимо страдаете? Вот вам направление на последнюю процедуру и до свидания.
Эвтаназия, первоначально введенная со множеством оговорок, пациент должен испытывать невыносимые страдания, никакой надежды на выздоровление не должно оставаться, и т. д. уже применяется гораздо шире. Сейчас все больше используется термин "самоубийство при помощи врача" (assisted suicide). Он вовсе не предполагает, что человек испытывает невыносимые страдания и медленно умирает просто качество жизни перестало его удовлетворять. В швейцарской клинике "Дигнитас" умерщвляют (с их согласия) уже не тех, кто переживает предсмертные мучения, а тех, кто глубоко удручен, скажем, потерей слуха. По мнению наиболее активных сторонников эвтаназии, "право на самоубийство при помощи врача" должно распространяться не только на страдающих и умирающих, но и на всех желающих вообще. Как говорит директор клиники "Дигнитас", Людвиг Минелли, "самоубийство чудесная возможность избежать ситуации, которую Вы не можете изменить". Другой известный сторонник эвтаназии, доктор Филлип Нитшке, обучает людей тому, как правильно совершить самоубийство какие таблетки надо принять, чтобы наверняка и безболезненно умереть, где достать эти таблетки в разных странах, и как именно их употребить. Так самоубийство предлагается уже не только тяжко страдающим, но и просто пришедшим в уныние, хотя бы молодым и здоровым людям.
Делается это под лозунгом, который озвучивает тот же Людвиг Минелли: "... Как адвокат прав человека, я противник патернализма. Мы не можем решать за других людей". Вы можете распорядиться своей жизнью, а добрые доктора порекомендуют Вам соответствующие таблетки. Издевательский характер этого лозунга становится очевиден чуть дальше, когда выясняется, что речь идет не о праве, а об "обязанности умереть". По словам британского философа баронессы Уорнок, люди, страдающие деменцией, "обязаны_умереть", потому что "впустую истощают ресурсы своих семей и системы здравоохранения". Речь уже не идет об избавлении от мучений, которыми деменция не сопровождается, и более того, речь не идет о желании пациента. Речь идет об обязанности. В свое время слова баронессы Уорнок вызвали возмущение, но прогресс не остановить, и сейчас "Этическое руководство", предлагаемое не где-нибудь, а на сайте ВВС, говорит о том, что больные или пожилые люди "обязаны умереть", если на них расходуется слишком много материальных или эмоциональных ресурсов. Как совершенно прямо утверждается в "Этическом руководстве", "одна из трагедий нашей жизни состоит в том, что люди, которые хотят жить, тем не менее обязаны умереть". То, что первоначально продвигается под лозунгом милосердного, сострадательного избавления от мучений, очень быстро оборачивается принуждением к самоубийству; громкая риторика о "праве человека самому распоряжаться своей жизнью" заканчивается "обязанностью умереть".
Эти идеи неизбежно проникают в нашу страну. Недавно во "Взгляде" появилась колонка с предложением создавать специальные дома, где пожилых людей умерщвляли бы со всеми удобствами. По мнению автора, "Экономические преимущества данного предложения неоспоримы: экономия пенсионных фондов, перестройка всей работы системы здравоохранения". Для самих пожилых это будет большим благодеянием: "Такие люди становятся обузой для самих себя и для окружающих, страдают от тяжелых неизлечимых заболеваний. Многие из таких людей и рады были бы уйти из жизни, но просто не знают, как это сделать".
Все эти изящные эвфемизмы "эвтаназия", "помощь при самоубийстве", "право распоряжаться своей жизнью" означают нечто более простое и грубое: "экономия пенсионных фондов" и снижение расходов на медицину. Слабые, больные, экономически непроизводительные люди "обязаны умереть". Как писал об этой манере облекать страшные вещи в мягкие слова Г. К. Честертон, "Скажи им: "необходимо позаботиться о том, чтобы бремя долголетия в предыдущих поколениях, особенно у женщин, не приобрело чрезмерной и невыносимой тяжести, и тут могут быть оправданы определенные меры, как побудительного, так и, отчасти, даже принудительного характера", и они будут сладко посапывать, как младенцы в колыбелях. Скажи им: "убей свою мать", и они вздрогнут, проснутся и сядут прямо".
И позиция Церкви тут остается неизменной: человеческая жизнь достойна защиты и сохранения от зачатия до естественной смерти. Самоубийство, склонение к самоубийству и тем более принуждение к самоубийству тяжкий грех.
Источник: Фома