Корреспондент "МК-Урал" побывал на встрече с архиепископом Челябинским и Златоустовским Феофаном и убедился в силе личности этого человека
Наверное, так выглядели епископы, которые когда-то в эпоху крестовых походов шли во главе войска отвоевывать святую земли от арабов.
Челябинский архиепископ производит как раз такое впечатление – знающий себе цену человек, поживший и много повидавший, на все имеющий собственную точку зрения. Хотя в газетной рубрике заявлено "Интервью", скорее все-таки это получился монолог. Но интересный, тем более что сам Феофан охотно общается с прессой, пытается наладить диалог по внутрицерковным, и не только, проблемам со всеми заинтересованными сторонами.
Инерция безбожности
Я совершенно спокойно отношусь к тому, что меня кто-нибудь где-нибудь когда-то руганет... Значит, с христианской точки зрения я на правильном пути. Всегда аналитически стараюсь подойти к тому, что происходит вокруг.
Я не всегда понимаю правозащитников. Что за профессия она непонятная? Мы, конечно, знаем смысл этого словосочетания, но не всегда бывает понятно, какие права они защищают и куда направлена такая защита. Зачастую берутся под защиту права, которые идут вразрез с исторической правдой развития нашего общества.
Приведу последний пример по гомосексуализму. Опять заявления Госдепа США, Хилари Клинтон. Как она жонглирует словами "права человека"! Вот, по ее мнению, есть право на гомосексуализм, на нетрадиционные сексуальные взаимоотношения. В ответе нашего МИДа очень четко было сказано – почему это право другого должно быть реализовано за счет "моего" права?! Почему вообще кто-то позволяет себе вмешиваться во внутреннюю политику нашего государства?!
Много лет идут дебаты вокруг вопроса о введении в школьную программу такого предмета, как основы православной культуры, и других традиционных для России религий, а также светской этики. Сейчас мы подошли к тому, что родители должны сами выбрать для своего ребенка, какой образовательный модуль он будет изучать в школе.
И вот вы знаете, удивительно, с чем я столкнулся? Иногда куда-то приходишь и находишь полное взаимопонимание. Понимаешь, что ты как дома у себя, со своим народом, в своей стране. А иногда приходишь в аудиторию на встречу с директорским, преподавательским корпусом и чувствуешь, что зашел как бы в инородное сообщество.
В нравственном состоянии наше общество оставляет желать лучшего. Достаточно назвать миллионы молодых людей, и даже детей, уже приобщенных к наркотикам. Достаточно показать на фактах, что в школах процветает растленность наших детей. Не надо далеко ходить – Озерск, где произошло убийство девочки...
Я задавал вопрос, встречаясь с представителями управления образования Озерска, все же вокруг видели, что происходит?.. Что эта девочка в своем возрасте имела ненормальную связь со взрослым мужчиной, это видели и ее одноклассницы, и педагоги, наверное, видели, да и мама ее, как женщина, не могла об этом не знать. Что характерно – не билась тревога, это стало уже как бы нормой в обществе.
Я задумываюсь иногда над тем, почему при обсуждении вопроса о введении предмета "Основы православной культуры" встречаешь непонимание? Видимо, та инерция столетняя безбожия в нашей стране продолжает действовать. С одной стороны, вроде свобода, демократия, открыты и действуют храмы, а с другой общество закомплексовано еще.
Мы пришли к свободе не работать, а торговать, развлекаться и заниматься еще какими-то делами, к свободе, как все время кричат правозащитники, от несения военной службы или иных гражданских повинностей перед обществом и государством. Эта та свобода, которая на поле произвола ведет к разрушению личности, общественного самосознания и подъедает корни государственного самосознания и стабильности.
Мы – русские!
Я не побоюсь сказать, что было перед выборами думскими, выборами президента. Ведь это же факт, что нам попытались навязать определенный путь политического развития нашей страны. И по сей день раздаются обвинения, что и то, и это неправильно все неправильно!
Почему-то забывают о том, что у нас народ есть и народ делает свой выбор. Почему с ним-то не считаются? Что такое демократия? Демократия это еще и закон. Если избрали президентом США Обаму – а там ведь было полно недовольных – то все, он президент! Почему у нас должно быть по-другому?
Хотел бы поблагодарить управление образования Челябинска, с которым мы подписали соглашение о сотрудничестве. Очень много в персональном плане сделали для сотрудничества Елена Григорьевна Коузова и начальник управления образования Светлана Викторовна Портье и другие.
Но на уровне муниципальных управлений образования я встречаюсь с неприятием нашей деятельности. Не буду называть сейчас имена, но я слышал и такую позицию начальников: "А я не пущу священников на родительские собрания, не пущу!". Это несмотря на то, что есть распоряжение правительства, есть подписанное соглашение между Русской Православной Церковью и Министерством образования России.
Позвольте, но мы же говорим о свободе выбора! О свободе выбора образовательного модуля для родителей и их детей! Какая же это свобода выбора, когда наших представителей не пускают в аудиторию на встречу с родителями? Это, на мой взгляд, как раз проблема ложного понимания своего должностного положения. Для него президент ничего не значит, соглашение между епархией и управлением образования ничего не значит, такой человек рассуждает как пуп земли.
Проблему мы решаем. Обращаясь к тому, кто имеет право поправить начальника местного образования. Но проблема в другом! Рядовой священник, который и должен прийти в школу на разговор с родителями и которого туда не пускают, не имеет возможности обратиться выше, как владыка, то есть я. Епархия-то огромная!
Другие проблемы есть: родители не понимают, зачем и что вводится. Родителей-то зашугали директора или учителя! Начинают сказки рассказывать – а у нас нет денег, нет того, сего... Говорят им: "Вот у нас есть деньги на два модуля "Светская этика" и "Мировые религии", а на остальное нет", и тем самым вводят родителей в заблуждение. Это как называется?
Я сейчас говорю прежде всего о проблемах, чтобы все видели, что происходит. Вот с таким сталкиваемся: священник выступил на собрании, родители не против, чтобы дети прослушали курс "Основы православной культуры".
Но приходят они к классному руководителю, и последний уже начинает по указанию директора их убеждать, что, мол, вот у нас апробированы два модуля – та же светская этика и мировые религии, давайте их и выберем. И в итоге переубеждает родителей. И снова мы видим неравноправный подход. И я настаиваю тогда, чтобы мы все – и родители, и учителя, и священник были в равных условиях.
Я бы вас попросил, рассказав о наших проблемах, избежать каких-либо "накатов" на образование. Очень много школ и преподавателей идут нам навстречу, у нас полное взаимопонимание. Но есть и те примеры, о которых я говорил.
Еще пример: не буду называть школу, завуча, просто обрисую ситуацию. Я приехал неожиданно на собрание и сразу же почувствовал очень недружелюбное настроение. Мы что-то обсуждали, и я уже собрался выходить, говорю так спокойно: "Мы русские люди, хорошо, что поговорили...". И вот при родителях с такой злобой меня начала поправлять эта чиновница одной из школ! "Что значит, мы русские люди? Мы россияне!" и прочее. Я ей отвечаю, что не говорю о национализме, я говорю о своей национальности, обращаюсь к тем, кто относит себя к русским. "Мы россияне, я вам сказала!". Кстати, я был многие годы в Общественной палате России заместителем председателя комитета по толерантности и национальным вопросам, так что эта проблематика мне близка.
А ведь речь идет о культурном коде нашего народа!
Я не националист, ни в коем случае. Но я и не космополит, я русский человек по рождению и воспитанию, который имеет свою культуру, традицию, веру. Или кто-то считает, что я не имею на это право?
Есть замечательные примеры, когда вся школа целиком выбирает для себя курс "Основы православной культуры".
В нашей области? А можно назвать это учреждение?
Не только в области, но даже и в Челябинске. Что касается назвать – я бы не хотел сейчас этого делать, чтобы, так сказать, избежать какой-то критики со стороны. А есть примеры, когда директор говорит: а захочу и сделаю так, что у меня все буддизм будут изучать. Но хочется тогда спросить, а что он скажет, если пожелают выбрать изучение сатанизма? Представляете?
Скажите, а логично ведь было бы наряду с приглашением на школьные собрания православных священников приглашать и представителей других конфессий, правильно?
Сразу отвечу – логично. Но и представители мусульман, и представители других религий сегодня не очень-то видят в этом смысл.
Почему?
Допустим, мусульмане так и говорят – мы своих детей, мол, дома лучше воспитываем. Ну как их тащить? И кто должен в таком случае их приглашать? Наших священников, кстати, так же не очень-то и зовут на собрания.
Вы сказали, что на местном уровне присутствует непонимание. Насколько укоренена эта проблема?
Довольно широко. А все дело в том, что у многих мякина в голове. И у учителей, и у директоров. И это опять же понятно: беспрестанное реформирование системы образования всех утомило. Никто не понимает, что делать и куда же в итоге надо идти. Я не хочу никого обвинять, тем более, когда садишься с ними и начинаешь говорить, вот как мы с вами сейчас, а в ответ слышишь: "Владыка, нам же никто ничего толком не объяснил!".
Вот в чем проблема – в непонимании! Никто не собирается, и это не раз было сказано, вводить в школе закон Божий, нет такого стремления. Вводится только предмет культурологического характера.
У нас, в основном в южных муниципалитетах, давно созданы казачьи общины, кое-где даже самоуправление существует. Кому, казалось бы, как не им, оказывать вам всемерную поддержку в этом вопросе? Какую-либо помощь со стороны казаков вы чувствуете?
Надо совершенно честно сказать: все создано, но пока это еще зачатки.
Этим зачаткам уж лет двадцать...
Ах, лет двадцать?! Но вы посмотрите на казаков, вот на их проблемы: эти реестровые, нереестровые казаки, все генералами вдруг стали... Конечно же, казак без веры не казак. Пока еще и у самих казаков очень, как бы казаков-то не обидеть (улыбаясь. – Авт.), низкий уровень понимания религиозной значимости. Я жил в казачьих краях и скажу, что там до сих пор сохранился дух казачества, а здесь традиция была прервана окончательно. И если заговорили о казаках, то я буду с ними встречаться. Здесь тоже очень большой объем работы и множество направлений. Если ты назвался казаком, то надо быть в первую очередь слугой Отечеству, а не ждать от государства каких-то преференций.
Я благодарен Богу и родителям
Я вырос в верующей семье на нравственной основе. Поступил в институт, жил в общежитии с другими ребятами. Они приходят, начинают рассказывать, как они там с девками, где они сегодня были, как выпивали... Мне казалось, они приходят такие счастливые, раскованные, и я думал, что вот же они живут так, ничего плохого с ними не случается, может, и мне попробовать? И так я доходил до какой-то черты и останавливался, мне становилось стыдно: да куда я иду? Я же все предаю – и отца, и мать, и Бога. Я благодарен Богу и родителям, что получил в свое время эту прививку.
Курс будут вести учителя, светские люди, которые сами говорят, что для них это ненужная дополнительная нагрузка. Не считаете ли вы...
Считаю, считаю. Но это вопрос времени. И учителей сразу не наберешь, но процесс должен идти, он должен начаться. Посмотрите, даже в очень хороших немецких машинах существуют рекомендации по запуску двигателя, есть определенное время, когда двигатель выходит на полные обороты. Так и здесь: сейчас невозможно обеспечить ни идеальных учителей, ни идеальных учебников, но процесс необходимо запустить! И отлаживать его по ходу.
Я вам честно скажу: не каждый священник мог бы стать хорошим педагогом. Он может быть прекрасным батюшкой, но никудышным преподавателем. Более того, замечу, что иные священнослужители лучше бы и не ходили на родительские собрания.
Недавно проводил собрание среди своих, кто у меня отвечает за образование, и предложил: "Давайте мне список тех, сам буду смотреть, кто у нас может вести эту работу, кого пускать в школы, кого не пускать. Вы поймите, что мы же то же с чистого листа начинаем, нам то же трудно".
Я поговорил с Давыдовым о том, что необходимо открывать православные детские сады. И мы будем это делать! Мне показали аварийный детский садик на улице Воровского, откуда пришлось выселять группы из-за большой трещины в стене. И я уже решил, что после экспертизы фундамента забираю детский сад. И готов, если все нормально будет, запустить его еще до конца года.
Конечно, полностью беру на себя все расходы по ремонту и эксплуатации его в дальнейшем. И даже вам такую мысль озвучу: если здание не подлежит ремонту, то пусть они сносят его своими силами, а я забираю эту площадку и строю сам на ней детский сад. И пусть меня никто ни в чем не обвиняет. При вас при всех говорю, что если я прошу площадку под детский сад, то буду на ней строить детский сад и ничего больше!
Пока об одном садике идет речь?
Вы знаете, надо с чего-то начинать! Тем более что требования и санитарные, и прочие к детским садам очень высокие.
Ходят слухи, что Челябинская епархия может быть по примеру соседней – Свердловской – разделена на три части. Как вы думаете, может это произойти?
В принципе я эти слухи не хочу ни опровергать, ни подтверждать, потому что по сей день мы есть так, как мы есть. Ну а если Синод, Патриарх решат разделить, то что ж, пусть делят. Я в той епархии был – там из одной их тоже стало три, поэтому это явление меня не очень волнует. Но тем, кто не хотел бы, чтобы здесь владыка был, отвечу – он здесь останется и будет продолжать работать.
Есть у меня и такая проблема: приходят и говорят – дайте нам священника! А его нет, просто физически нет. Мне говорят, а вы рукоположите! Но я не могу просто взять и рукоположить человека, не могу, не делается так. И эта кадровая проблема существует.
Мои предшественники в свое время пошли по этому пути – когда стали открываться храмы, а священников не хватало, то они рукополагали по такому принципу. Вот человек, верующий, ходит на службы, значит, он и будет. Но я-то сейчас сталкиваюсь с этой проблемой! Человек, может быть, неплохой, верующий, но у него нет базовых знаний, нет богословского образования, и это ему мешает. Поэтому нужна у нас своя семинария. У меня просятся сюда священники из других епархий, но я отказываю. Знаете почему (улыбаясь, с прищуром. – Авт.)?
Почему?
Хорошего служителя никто не отпустит из своей епархии, а абы кто не очень-то и нужен.
Где все-таки будет новый собор в Челябинске и когда начнется строительство?
Сейчас только приехал архитектор. Это молодой человек, но очень хороший специалист. Мы вместе с ним смотрели место под будущий собор. Потерпите еще немного, и я обо всем скажу.
Так мы же у архитектора можем спросить напрямую, владыка!
Феофан тут же отдает распоряжение, чтобы архитектор, как выразился владыка, "не вздумал давать никаких пояснений". "А то журналисты народ такой", комментирует он, распоряжение немедленно отправляются исполнять помощники.
Все-таки священнослужитель может по-особому благословлению участвовать в выборах, то есть в политике? Как вы сами относитесь к перспективе участия священников в выборных кампаниях?
Да, если будет разрешение Патриарха и Священного Синода, то такое возможно. Сам отрицательно отношусь. Помните, были еще выборы народных депутатов? И я приехал из очередной командировки, а жили мы тогда в Сергиевом Посаде, и меня уже знали, и народ знал, потому что я проповедовал много. И вот ко мне пришли из Академгородка местного и говорят, что решили, не спросив меня, выдвинуть от их округа в народные депутаты.
Я попросил – дайте мне два дня на раздумья. Посоветовался с духовниками, подумал и сейчас вижу, как здорово, что я тогда не влез в эту кашу. Здесь опасность ровно та, о чем постоянно мы говорим – разные партии! И священнику при голосовании волей-неволей придется примыкать к той или иной позиции, партии, а бывают хорошие люди и там, и там. И что ему делать в таком случае?
Думаю, лучше не влазить в эту проблему и заниматься своим делом, пользы будет больше.
Если к вам священник епархии придет и попросит благословения, то вы не дадите на это?
Я не дам. Однозначно. Для него будет больше пользы, если он, как говорится, будет хорошим специалистом своего дела, то есть в нашем случае – хорошим священником.
Религиозная безграмотность колоссальная! Я вот столкнулся с ней, и скажу, что в центральной части России этой безграмотности меньше. Но здесь...
Почему, как вы считаете, именно на Урале так сильна религиозная безграмотность?
А все очень просто! Какая грамотность может быть, если до последнего времени на всю область чуть ли не единственный Симеоновский собор действовал. Ну какая тут грамотность может быть?! Атеизм, как каток, шел и по вузам, и по школам, официально преподавался. И потом, народ какой сюда ссылался? Или комсомольские стройки, или ссыльные, сама социальная среда так формировала общество. Корней никаких нет. Именно поэтому очень важно сохранение нашей культуры и веры!
* * *
Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан
• Родился 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве Курской области в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии.
• 19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан, в честь преподобного Феофана-исповедника.
• В феврале 2008 года возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру. Образование получил в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. Награды: церковные 1985 год орден прп. Сергия Радонежского III степени; 1995 год орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени; 2006 год орден свт. Иннокентия Московского II степени; также имеет награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей . Светские: 1997 год медаль ордена "За заслуги перед Отечеством"; 2000 год орден Дружбы; 2007 год орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Источник: Московский комсомолец