ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Право на защиту традиционных ценностей

Звонарев Сергий, протоиерей :: 01 марта 2013

Портал Богослов.Ru публикует доклад секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва, представленный на ХIX ежегодной международной конференции Международного общественного Фонда единства православных народов "Традиционные ценности и демократические свободы в современном мире". Встреча прошла 17–20 февраля 2013 года в г. Варна (Болгария).

Тема, предлагаемая организаторами для обсуждения в текущем году, является актуальной и будет оставаться таковой еще долгое время. Как следует из самого значения слова, традиционные ценности имеют опору в традиции. В применении к европейской цивилизации – это преимущественно христианская традиция, основанная на евангельских заповедях.

Система ценностей, сформированная христианством, на протяжении многих веков была для европейских народов регулятором общественной, семейной и личной жизни. Она породила и экзистенциальный опыт, воплощённый в историческом бытии многими поколениями христиан. В свою очередь, система христианских духовных и нравственных ценностей и опыт их воплощения в жизни людей создали некий "генетический код" европейской христианской цивилизации. Именно эта духовная интуиция позволяла человеку долгое время правильно идентифицировать новые общественные явления с точки зрения добра и зла, соответствия евангельскому закону и церковному Преданию.

Однако со временем ведущее значение в общественном устройстве системы традиционных ценностей было оспорено, а затем и низведено на уровень частного интереса новой либеральной концепцией, утверждавшей высшей ценностью человеческую свободу. Последняя стала фетишем, объектом поклонения с присущими религиозному культу приношениями и жертвами. И первой жертвой стала религия с её моральными императивами. Не случайно все европейские революции, начиная с французской буржуазной и заканчивая социалистической в России, ставили своей задачей искоренение религии и утверждение секулярной идеологии в качестве регулятора общественных отношений.

Многие годы отстаивания прав и свобод человека, их формулирование и закрепление в основных международных документах – пактах и декларациях, – практическое воплощение в политике международных организаций и национальных правительств, сделали таковые доминантой публичной сферы. Утверждение незыблемости основополагающих прав и свобод человека стало достижением человеческой цивилизации, венцом идей гуманизма.

В то же время секулярная идеология присвоила себе монополию на трактовку человеческих прав и свобод. Следствием этого стало утверждение такого понимания прав и свобод, которое раскрепостило падшую человеческую природу, возвело человека с его грехами и страстями в разряд "меры всех вещей". В результате идеи равенства и справедливости стали служить не укреплению нравственных постулатов правды и добра, а явились знаменем в руках борцов, в частности, за признание и утверждение прав и равных возможностей сексуальных меньшинств. Явление, которое однозначно толкуется христианским учением как грех, становится нормой в современном обществе. В целом ряде европейских стран уже легализованы гомосексуальные союзы, а в некоторых государствах, таких как Франция, происходит дальнейшее развитие прав сексуальных меньшинств, которые предполагают и усыновление детей. Парламент Французской Республики нижней палатой большинством голосов принял закон, закрепляющий равные права гомосексуальных пар с традиционной семьёй, включая право на усыновление детей. Весь мир из новостных выпусков узнал, что такое "родитель № 1" и "родитель № 2" – наименования, упраздняющие понятия муж и жена.

Опасность ситуации с утверждением равноправия гомосексуальных союзов заключается ещё и в том, что возможность усыновления детей не станет вершиной борьбы за права сексуальных меньшинств. Основной бренд международных организаций – противодействие дискриминации в её различных проявлениях, очевидно, будет предполагать и дальнейшие шаги в деле защиты однополых союзов. Так, всякий отказ от признания со стороны религиозных общин гомосексуальных сожительств будет неизбежно влечь обвинения в дискриминации. Церкви будут принуждаться венчать однополые пары, а представители сексуальных меньшинств будут продвигаться в клир церковных общин. При этом и Священное Писание может быть признано дискриминационным с позиции либерального прочтения семейных ценностей. И это происходит уже в наши дни. Целый ряд протестантских церквей приняли такой подход, иные – имеют силы сопротивляться. Однако и натиск со стороны секулярной идеологии только продолжает нарастать.

В сложившейся ситуации только верность христианской традиции может стать достойным отпором оголтелому либерализму в семейной сфере. Христианам необходимо научиться не поддаваться комплексу неполноценности, навязываемому секулярным миром, не бояться обвинений в "архаичности и маргинальности", посягательствах на прогресс, не обманываться обволакивающими трезвый разум терминами, сформулированными чиновниками международных организаций. Многотысячные французские демонстрации сторонников традиционных семьи и брака, как союза мужчины и женщины, засвидетельствовали, что общество в основе своей не готово принять гомосексуальное равноправие, способное не просто расшатать, но и поставить на грань деградации один из основополагающих институтов социума – семью.

В жизни современного общества мы видим и иные формы наступления либеральных свобод, которые откровенно попирают традиционные ценности. Речь идёт о религиозных символах, как внешних знаках таких ценностей. Скандальные акции в Храме Христа Спасителя, спиливание православных крестов в Киеве и Архангельске, недавняя кощунственная акция участниц феминистского движения в Соборе Парижской Богоматери после добровольной отставки Папы Римского Бенедикта XVI свидетельствуют о том, что традиционным ценностям в публичном пространстве противостоят агрессивные силы.

Не стоит забывать, что защита традиционных ценностей является таким же неотъемлемым правом человека и гражданина, как, например, право "избирать и быть избранным". Мы становимся очевидцами противопоставления одних прав – другим, и даже их некоторой конкуренции. Так, право на свободу слова и выражения, под гарантией которого и совершаются кощунственные акции, вступает в соревнование с правом человека на защиту от посягательств своих религиозных чувств, в том числе связанных с религиозными символами. Опыт правовой оценки национальных и международных судебных структур свидетельствует о том, что часто приоритет отдаётся праву на свободу слова и самовыражения как ценности более высокого порядка. Такой подход способен внести в общество разделение, поскольку нарушает справедливый порядок доступа и защиты важнейших прав человека, одним из которых и является право на защиту от оскорбления религиозных чувств верующих.

Особенностью термина свобода является то, что он используется при формулировании самых разных идей. Его употребляют, чтобы утвердить право человека и нации на отсутствие внешнего давления, неприкосновенность и суверенитет. Понятие свободы используют и в этической сфере, как право на поведение и образ жизни, не ограниченные никакими внешними рамками, в том числе нравственными. Церковь же настаивает на понимании свободы как внутренней свободы человека от греха. Раб греха и страсти не может быть нравственно свободным. Свобода, будучи даром Божьим человеку, понимается как механизм нравственного совершенствования человека в его свободной любви к Творцу. Именно к такой свободе призван и человек Нового Завета. Спасительная жертва Христа Иисуса открыла человечеству путь обожения, богоуподобления посредством сопричастности Воскресению Христову, следования евангельскому закону, добродетельной жизни во Христе.

С церковной точки зрения человеческая свобода неотделима от нравственной ответственности, иначе она становится не благом, но произволом и инструментом разрушения как самого человека, злоупотребляющего ею, так и общества в целом.

Связь свободы и ответственности содействует утверждению достоинства человеческой личности. Мы можем говорить о достоинстве исходя из нравственного измерения жизни человека, его способности быть носителем нравственных ценностей. Иными словами, достоинство человека тем значимее, чем крепче его нравственная сила. Именно этим объясняется и феномен героизма.

Традиционные ценности имеют огромный консолидирующий потенциал. Будучи воплощением Божьей правды, а не продуктом человеческих измышлений, они способны объединить людей различных культур, политических убеждений и социально-философских взглядов. Такое качество востребовано перед лицом многочисленных разделений и конфликтов в современном мире.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама