Накануне 5 марта десятки людей думали, что пишут статьи "о Сталине", но на самом деле почти все авторы рассказывали читателям свои мифы о Сталине, выдаваемые за моральные оценки. Нет, я совсем не против оценок, каждый человек имеет полное право любить, ненавидеть или оставаться безразличным к историческому деятелю или к окружающим. Только вот нельзя давать оценки людям, предварительно их не узнав, нельзя закрыть прошлое, просто потому, что это кому-нибудь нужно.
За эти дни я прочитал массу текстов, чьи авторы хотели заставить меня любить Сталина или его ненавидеть, но при этом никто не захотел рассказать мне о личности советского правителя, его эпохе, семье, радостях и скорбях. Почти никто не показал мне документов, стенограмм, протоколов допросов или воспоминаний родных Иосифа Сталина.
Журналисты, называющее себя православными христианами, с необычайной легкостью рассказывали мне о том, что Сталин – это антихрист или святой, выкладывали на блюдечке моральные оценки, не заботясь о том, что мне не интересно их мнение, мне интересно сложить собственное представление об этой личности.
Вот уже более десяти лет я занимаюсь историей Церкви ХХ века, в последние годы я много читаю текстов и документов, связанных со Сталиным, но до сих пор не готов выступать экспертом в оценке его личности. Да, у меня есть собственное отношение к этому человеку, но, во-первых, оно может меняться, а во-вторых, я еще не обладаю достаточной информацией для того, чтобы оценить этого правителя как личность. Я могу осудить репрессии, склонить голову перед памятью невинных жертв, но я не готов выбросить Иосифа Сталина из русской истории, перечеркнуть его, сделать так, чтобы этого человека не было. Это нечестно по отношению к моему прадеду, погибшему при освобождении Польши в 1945 году, нечестно по отношению к моей бабушке, переехавшей в 1937 году из центра Москвы в Подмосковье. В конце концов, это нечестно по отношению к тем людям, которые 30 лет жили при Сталине.
"Времена не выбирают, в них живут и умирают", и не нам, жителям XXI века, учить наших предков, живших в первой половине прошлого столетия. Во всяком случае, мы не имеем права подменять изучение прошлого его осуждением или восхвалением. Если все время плевать на могилы предков, то неизбежно эта же участь постигнет уже и наши гробы. Нельзя каждую предыдущую эпоху считать ужасной, поскольку это приводит к постоянному повторению одних и тех же моделей по разрушению всего до основания и попыток построить наш новый мир.
Отдельно стоит сказать о том, что именем Сталина пытаются разделить христиан внутри Православной Церкви. В Символе веры, в церковном предании, в решениях Соборов нет указаний на то, что христиане не имеют право по-разному относиться к тому или иному политическому деятелю. Иосиф Сталин не предан анафеме, по нему 9 марта 1953 года была совершена панихида, а это означает, что все желающие могут за него молиться дома или в храме. Точно также нельзя осуждать и тех людей, кто считает этого советского правителя отрицательным персонажем в истории СССР.
Проблема только в том, что за 60 лет, прошедших со дня смерти Сталина, мы слишком мало говорим о нем и слишком много – о самих себе, своих образах, представлениях, оценках. Возможно, теперь наконец-то пришло время для изучения серьезных монографий и документов, а не написания публицистики с субъективными оценками прошлого. Иосиф Сталин как миф будет заслонять Иосифа Сталина как человека до тех пор, пока мы не разрешим самим себе интересоваться его реальной личностью и иметь право на собственные оценки, основанные на фактах и документах, а не анафемах и акафистах. Только тогда Иосиф Сталин наконец-то станет нашим прошлым.
Источник: Православный журнал "Истина"