ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Синагога без евреев

Семен Чарный :: 10 ноября 2002

В СССР, а потом и в России, несмотря на то, что страна понесла тяжелейшие потери во Второй мировой войне, до недавнего времени не существовало центрального мемориала, где можно было бы отдать дань памяти всем погибшим от рук нацистов и их приспешников солдатам и мирным жителям. В 1990-е годы этот пробел был заполнен постройкой огромного мемориала на Поклонной горе в Москве. Но, поскольку к тому моменту было официально признано, что на фронтах сражались не только коммунисты и атеисты, но также и верующие различных конфессий, было принято решение о постройке соответствующий культовых зданий – церкви, мечети, синагоги и буддистской кумирни. К настоящему времени эти сооружения, кроме последнего, уже воздвигнуты. Однако если мечеть и церковь исправно выполняют свои религиозные функции, то синагога давно стала центром скандала.

Дело в том, что поначалу вместе с синагогой собирались строить и музей Холокоста. Вероятно, собранных средств на строительство двух зданий не хватило, и перед самым открытием в синагоге была устроена выставка еврейского наследия и истории Холокоста, дабы высокие гости (а открытие синагоги в 1998 стало первым еврейским мероприятием, на котором присутствовал Президент РФ) могли бы увидеть прообраз будущего музея. Вскоре после торжественного открытия синагоги грянул августовский кризис, за ним последовали олигархические войны, и Российскому еврейскому конгрессу (РЕК) и лично его главе В.А. Гусинскому, на чье имя был зарегистрирован титул собственности на синагогу, стало не до синагоги-музея.

К тому же вскоре после открытия выяснилось, что в синагоге некому молиться. Горевать, однако, не стали, и синагога начала работать как выставка, гордо называемая музеем. Спустя некоторое время туда разрешили пускать в пятницу реформистов на три часа в неделю. В остальное время здание пустовало.

Постепенно в синагогу стали приходить молиться евреи – как местные, так и случайно зашедшие. Местные оставались, приводили соседей. Так начал собираться миньян. Летом 1999 года в первый раз сами прочитали свиток Торы. Начали собираться регулярно, приносили книги, тфилины, ставили мезузы. Администрация музея, которая терпела от деятельности молящихся определенные неудобства, связанные в основном с необходимостью держать синагогу открытой по выходным, периодически предпринимала попытки выставить верующих на улицу, аргументируя это тем, что от их деятельности могут пострадать музейные экспонаты. Подобное утверждение звучит в высшей степени странно для всякого человека, бывавшего в синагоге и знающего, что зал для молитвы и музейные помещения строжайшим образом изолированы друг от друга. Так прошло почти два года.

Когда в 2000 году очередной раунд внутрироссийского противоборства кончился арестом, а затем и вынужденной эмиграцией Гусинского, новое руководство РЕК стало понемногу приводить в порядок доставшуюся ему собственность. В поле его внимания попала и синагога, в которой к тому времени молились уже представители двух возникших в Западном округе Москвы общин – "Давыдково" и "Фили", названных так по имени районов, где проживала основная часть их членов в момент регистрации. Недовольство руководства РЕК вызвал в первую очередь, видимо, тот факт, что общины не собирались входить в подконтрольный ему Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), в то время как с противостоящей КЕРООР и РЕК Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) они поддерживали более или менее дружественные отношения. Очевидно, готовясь к очередному раунду борьбы с ФЕОР, руководство РЕК решило на всякий случай избавится от потенциальной, по его мнению, "пятой колонны" Федерации в своем тылу.

В результате принятия этого решения 31 мая 2001 года двери синагоги были закрыты перед верующими, имущество общин (включая и свиток Торы) было также выставлено на улицу. С тех пор руководство РЕК постоянно отказывает общинам, использующим сейчас в качестве молельни не приспособленную для этого частную квартиру, в праве использовать синагогу под предлогом боязни за музейные экспозиции, хотя как мы сказали выше, молельные помещения и экспозиции тщательно изолированы (при том, что община даже готова официально взять ее в аренду, неся ответственность за все повреждения). Недавно там были туристы из Израиля. Они специально пришли в шабат в синагогу прочитать кадиш по родителям, и, наткнувшись на запертые двери и охрану, долго не могли поверить в происходящее. Не помогла и очередная смена руководства РЕК в декабре 2001 года, когда главой этой организации был избран Е.Я. Сатановский.

В данный момент сложилась практически тупиковая ситуация. Все обращения руководства общин "Фили" и "Давыдково" в РЕК оканчивались ничем. В ответ приходили лишь отписки, в которых синагога именовалась разными чудными именами, вроде "Храм Памяти РЕК". А достигавшиеся время от времени неофициальные договоренности о возможности молитв по праздникам постоянно нарушались администрацией синагоги-музея. На запросы в РЕК со стороны депутатов Госдумы его глава отвечал, что, мол, у нас музей, не мешайте работать Злые языки говорят, что подобная активность вызвана главным образом тем, что Е.Я. Сатановскому удалось перевести титул собственности на синагогу на себя, оставив В.А. Гусинского "с носом".

Попытка получить в правительстве Москвы разрешение на строительство еще одной синагоги завершилась отказом, поскольку, по вполне здравому рассуждению чиновников, изложенному в письме заместителя префекта Западного Округа И. Купцова к председателю общины "Давыдково" М.С.Шахловицкому, одной синагоги (именно синагоги, а не музея и не "Храма Памяти") на данном пространстве более чем достаточно и строить вторую просто незачем.

Получается парадоксальная картина: пустая синагога и рядом значительная по численности община (по оценкам экспертов численность потенциальных членов общины составляет 5-6 тысяч человек), вынужденная молиться по квартирам, как в недобрые времена борьбы с религией. При этом значительную часть общины составляют пенсионеры и ветераны той самой Второй мировой войны, для нужд которых, в частности, и предназначалась синагога на Поклонной горе. Впрочем, сейчас члены общины активно ищут спонсоров для того, чтобы все-таки построить свою синагогу поблизости от Поклонной горы.

См. также
Чарный Семен
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама