ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Седмица.Ru: А.Третьяков. Cui bono? (Кому выгодно?) (Комментарий в свете веры)

05 августа 2004

Начало XXI века принесло Римско-католической церкви серьезные испытания. Можно утверждать, что Католицизм находится в состоянии перманентного кризиса. Причин для подобного утверждения достаточно много. Здесь можно вспомнить и вопрос о женском священстве, и проблему целибата и т.д. Однако самый сокрушительный удар по авторитету Римской церкви нанес скандал, связанный с педофилией среди католического духовенства.

Скандал вспыхнул в январе 2002 г. в США. Достигнув апогея к апрелю, «дело о педофилах» оказалось на устах у всех крупнейших мировых информационных агентств. И сегодня, два года спустя, оно все еще дает о себе знать. Святой Престол от этого скандала уже пострадал не только морально, но и финансово, потратив более миллиарда долларов на свою реабилитацию, в том числе на судебные издержки [1].

После того, как были обнародованы факты, подтверждающие наличие педофилов среди католического духовенства, процесс дискредитации Римско-католической церкви пошел полным ходом. Следует отметить, что основным полем действия стали США, именно там было выявлено подавляющее число случаев этого порока. Учитывая давнюю традицию американцев решать споры (даже религиозные) в судах, не трудно было догадаться, что и эта проблема будет рассматриваться судебными органами США. Однако, естественное отвращение и желание праведного возмездия, которые человек испытывает узнав о подобных преступлениях, затмило ряд вопросов. Особенно, если учесть назойливое поддержание столь провокационной темы многими мировыми СМИ. Почему этот скандал разразился сейчас, а не 20 или 30 лет назад, ведь многие жертвы свидетельствуют, что именно тогда они подверглись насилию? Кому выгодно опорочить Католическую церковь? Почему был раздут скандал с педофилами, а не с гомосексуалистами и т.п.? Кто стоит за этим скандалом?

 

* * *

Сами католики в первую очередь обратили внимание на роль СМИ в этом скандале. Кардинал Мехико, Норберто Ривера Каррера, сделал заявление о том, что «все разоблачения сексуальных домогательств священнослужителей по отношению к несовершеннолетним - спланированная СМИ акция» [2]. Однако то, что лежит на поверхности еще не всегда является первопричиной происходящего. Странно, что вездесущие журналисты в течение нескольких десятилетий не обращали внимания на столь ужасные преступления католического духовенства.

Однако подобные скандалы не возникают просто так. Ни для кого не секрет, что «либеральные СМИ» пишут только то, что им заказывают. Возникает вопрос: кому же выгодно опорочить Католическую церковь?

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что в США «совестью нации» являются журналисты, отличающиеся напористостью, а граждане внимают им как дельфийскому оракулу. Католическая церковь в этой стране занимает лидирующее положение среди многих христианских конфессий: почти 25% американцев признают себя католиками. Следовательно, Римская церковь имеет значительное общественное и политическое влияние в США.

Сегодня американские католики насчитывают почти 77 миллионов человек, за последние 40 лет их число увеличилось почти на 15 миллионов. Они занимают высокие политические должности и оказывают большое влияние на жизнь страны. Католическое духовенство до педофильного скандала всегда входило в список самых влиятельных лиц различных городов и штатов. Например, семидесятилетний бостонский кардинал Бернард Лоу неоднократно входил в пятерку самых авторитетных людей г. Бостона. Однако после признания в том, что он знал о развратных действиях священника Джона Гехана и не предпринял никаких мер, соблюдая тайну исповеди, более 2/3 католиков-прихожан потребовали его отставки за сокрытие преступлений.

Мы видим, что авторитет Римско-католической церкви после обнародования фактов сексуальных преступления духовенства серьезно пошатнулся в первую очередь в глазах простых католиков и общества в целом. Как гласила римская пословица, «ищи кому выгодно». Так кому же выгодно поднять эту шумиху по поводу священников-извращенцев, затмившую собой все остальные события в мире и США?

Ответ на этот вопрос можно разделить на три составляющих: политическую, финансовую и религиозную.

Политика, проводимая США в последние время (особенно после трагедии 11 сентября 2001 г.), вызвала негативную реакцию многих стран, политиков, духовных лидеров, в том числе и со стороны папы Римского и высших американских церковных иерархов. В первую очередь, они осуждали милитаризм, усиления религиозной розни, нарушение прав человека и т.д. Несомненно, что подобные выступления не могли не быть услышаны католиками США, которые занимают в американском обществе не последнее место. Верные чада Католической церкви стали требовать от правительства изменения американской политики. Однако грохот военных баталий заглушил призывы Иоанна Павла II. В частности, об афганской компании он говорил, что можно сокрушить талибское правительство Афганистана, но нельзя убить общественную идею в справедливое переустройство современного мира [3]. Следует отметить, что все призывы Римского папы до 2002 года носили скорее характер пастырских обращений к верующим, а не призыва к политикам и лидерам мировых держав. Однако, все эти выступления однозначно осуждали агрессивную политику США и их союзников, как в 1991 г. в войне против Ирака так и в 2001 г. в компании против Афганистана [4]. Несомненно, что такая жесткая позиция Ватикана не могла оставаться незамеченной в администрации американского президента. Поэтому можно сказать, что подрыв авторитета Католической церкви был выгоден руководству США ради ослабления стана противников войны против т.н. «оси зла».

Финансовая сторона скандала состоит в том, что крупнейшие мировые фармацевтические компании США всегда выступали лоббистами распространения контрацепции и права женщин на аборты, в то время как Римско-католическая церковь однозначно запрещала и то, и другое. В 1995 г. Иоанн Павел II, придерживаясь традиционной политики по данным вопросам, издал энциклику [5], в которой осуждались аборты и контрацепция. В частности, в ней говорилось: «Еще 2-й Ватиканский собор в одном из своих заявлений, и поныне не утратившем драматической злободневности, решительно осудил многочисленные преступления против человеческой жизни и посягательства на нее. Тридцать лет спустя, напоминая слова Собора, я еще раз и так же решительно осуждаю эти преступления от имени всей Церкви, уверенный, что передаю подлинные чувства всякого человека с чистой совестью: “...все, что направлено против самой жизни, как, например, всякого рода человекоубийство, геноцид, аборт…”» [6]

Интересно, что папа указывает (хотя и не говорит прямо) на крупнейшие фармацевтические компании, которые поддерживают практику абортов в различных формах. «Чтобы облегчить распространение практики абортов, вложены и продолжают вкладываться огромные средства в разработку фармакологических препаратов, которые позволят убивать плод во чреве матери, не прибегая к услугам врача. Похоже, что почти исключительная цель научных исследований в этой области — получать всё более простые и действенные средства уничтожения жизни, которые в то же время позволяют прерывать беременность без всякого контроля и ответственности со стороны общества» [7]. Далее папа прямо говорит, что сторонники абортов и контрацепции являются противниками Римско-католической церкви. «Часто говорится, что безопасные и общедоступные противозачаточные средства представляют собой лучший метод борьбы с абортами. Католическую Церковь при этом обвиняют, что на самом деле она способствует умножению случаев прерывания беременности, поскольку в своем нравственном учении упрямо говорит о нечестии противозачаточных средств. В действительности эта аргументация оказывается ложной».

Следовательно, можно сделать вывод, что кроме политиков есть финансовые корпорации, заинтересованные в дискредитации Ватикана. Объединение двух столь мощных сил и позволило провести масштабную пиар-кампанию, в которой используются случаи, собранные за десятки лет, а проделать подобную работу, не по силам одним СМИ. Тут требуется и серьезные финансовые вливания и привлечение всей силовой системы США.

Вся эта ситуация сильно пошатнула престиж Католической церкви. Как мы уже отмечали, чтобы загладить или в крайней мере заретушировать скандал было потрачено около миллиарда долларов.

Но была еще и третья сила, стремящаяся подорвать авторитет Католической церкви. Условно ее можно связать с религиозной стороной скандала. Основными представителями этой силы были т.н. либеральные христиане. Следует отметить, что к ним относятся как католики, так и протестанты. Католики пытаются реформировать ряд сфер церковной жизни, в которых по их мнению Католическая церковь отошла от евангельской истины, а протестанты стремятся опорочить Римскую церковь и тем самым доказать состоятельность и правомочность своих нововведений.

Так, ряд католических авторов, после предания огласке информации о массовых сексуальных преступления духовенства по отношению к детям, высказали мнение, что причиной подобного греха является порочная практика обязательного целибата для духовных лиц. Профессор Скотт Эппелби, директор Института по изучению католицизма при католическом университете «Нотр Дам» в США, озабочен тем, что отдельные сексуальные прегрешения священников могут стать серийными. Итальянский депутат парламента от левых демократов Франко Гриллини высказался весьма категорично: «Нет никакого сомнения, что массированное присутствие педофилии в рядах католических священников вызвано навязанным клирикам целибатом (безбрачием), который по праву можно считать противоестественным». Подобных взглядов придерживаются и некоторые католические богословы, не разделяющие консервативной точки зрения нынешнего церковного руководства. К ним, прежде всего, относятся богословы экуменической ориентации. Например, профессор богословия Джованни Феличе Мапелли считает, что между «культом целомудрия», практикуемым в Католической церкви, и феноменом педофилии существует прямая связь. Он обращает внимание на то, что Католическая церковь - единственная из христианских конфессий, которая предписывает целибат для всего духовенства. Педофилия значительно менее распространена у православных, лютеран и англикан. Профессор Мапелли приводит результаты исследования, согласно которому 60% католических священников страдали от «серьезных сексуальных проблем», 30% более или менее регулярно нарушали обет целомудрия и только 10% не имели проблем и безупречно соблюдали обет безбрачия [8].

Однако не следует также забывать о тех «христианах», которые выступают в современном мире за легализацию гомосексуальных «браков» и отношений, женского священства и т.п. Эти модернисты воспринимают традиционную христианскую мораль и нравственность, как основную угрозу своему существованию или вернее сказать своему спокойному существованию. Они всегда болезненно воспринимали обличение своих норм духовной жизни со стороны традиционных христианских конфессий. США всегда имели репутацию страны т.н. религиозной толерантности по отношению к «меньшинствам», поэтому когда Римско-католическая церковь осуждает подобные пороки и называет их грехами противными Богу, становится ясно, что это не будет забыто католикам.

Таким образом, можно представить себе те силы, которые могли санкционировать, профинансировать и поддержать скандал против Католической церкви. Но не следует во всем винить на т.н. «врагов Ватикана», ибо он сам также сделал все возможное для возникновения этой проблемы.

Например, в Бостонской епархии служил один из священников, обвиненных в педофилии, - Пол Шэнли. После того, как местный епископ Лоу узнал о преступлениях клирика, он не уволил Шэнли, а оставил в штате местного духовенства. А когда выдался удобный случай, Шэнли был переведен в другой католический диоцез - Сан-Бернардино в Калифорнии. Причем в рекомендации, которой он был сопровожден, ничего не говорилось о его преступлениях на сексуальной почве. Напротив, его характеристика содержала только положительные отзывы. Но Шэнли не исправился и на новом месте. В частности, 30-летний житель Сан-Бернардино Кевин Инглиш подал в суд на Шэнли, утверждая, что в детстве подвергся насилию со стороны священника. Результатом этого стало то, что епископ Сан-Бернардино Джеральд Барнс подал в суд на Бостонскую епархию, поскольку ее руководство не уведомило о наклонностях пастыря.

Политика защиты клириков любыми средствами, несмотря на совершенные ими преступления, является глубоко порочной, особенно если учесть, что это не совместимо с высоким служением священства. Напротив «круговая порука», существующая в среде католического духовенства, привела к тому, что, согласно исследованию общественного мнения, проведенному телекомпанией ABC, 71% американских католиков считают проблему педофилии среди священников «кризисом церкви» и требуют ее немедленного решения. 36% опрошенных недовольны тем, как ее решают церковные власти. 24% прихожан выказывают недоверие церкви в целом, в то время как до скандала недовольных было лишь 9%.

Официальная реакция Ватикана на скандал в США была жесткой. Папа Иоанн Павел II высказал серьезную озабоченность тем, что немалое число священников совращают детей, тем более, что это явление характерно не только для Соединенных Штатов. Подобные случаи были зафиксированы и в Италии, Польше, Австрии, Англии, Австралии и других странах. Понтифик заявил, что испытывает «жгучую боль» от всего происходящего. Ее причиняют ему те пастыри, которые вместо того, чтобы помочь людям «освятить свою жизнь», «приносят им только страдания». Иоанн Павел II подчеркнул, что «злоупотребления, которые привели к этому кризису, по праву рассматриваются обществом как преступление». «Это также страшный грех в глазах Божиих», – сказал папа.

Однако отменить практику обязательного целибата, чтобы сократить количество столь ужасных преступлений со стороны католического духовенства, папа не осмеливается. Он по-прежнему считает безбрачие клирика его священной обязанностью.

Мы же можем только констатировать, что силы, враждебные Христианству, воспользовались порочностью римского духовенства, чтобы подорвать авторитет не только Католической церкви, но и Христианства вообще.

 

Примечания:

[1] См: Кира Латухина. Война против Святого Престола. «Русский журнал», 18 июля 2002 г.
[2] там же
[3] См.: Анатолий Дробязко. Устойчивая гривна в неустойчивом мире.. «Мир денег», май 2001 г.
[4] См.: Главы христианских конфессий Германии выступили против войны в Ираке. «Немецкая волна», 25 декабря 2002 г.
[5] Evangelium Vitae
[6] См.: Окружное послание папы Иоанна Павла II О ценности и нерушимости человеческой жизни.
[7] там же
[8] См.: Джованни Бенси. Осторожно: целибат. «НГ Религии», № 12 (142) 7 июля 2004 г.

 

Седмица.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама