"Случайно уцелевшие" в Грузии учителя русского языка и литературы, чьи души согрела робкая надежда на избавление от забвения и пренебрежения, подготовили письмо на имя министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Главным посылом в нем звучит предложение наладить сотрудничество с российскими коллегами.
Католические кардиналы выбрали нового Папу Римского. Франциску I предстоит непростая задача – очистить образ РКЦ от множества скандалов. А их было немало, и вскрываются все новые.
В частности, поставлена под сомнение истинная святость матери Терезы, которая считается во всем мире символом доброты и милосердия. Сначала французские ученые, а теперь и канадские психологи Серж Лариве и Женевьев Шенар (Монреальский университет) и Кэрол Сенешаль (университет Оттавы) развенчивают миф об ангельском великодушии матери Терезы, прославившейся, напомним, как основательница женской монашеской конгрегации "Сестры миссионерки Любви", которая истово, как официально утверждалось, служила бедным и больным. За эту безграничную доброту мать Тереза, албанка македонского происхождения Агнесс Гонджа Бояджиу, удостоилась Нобелевской премии мира, а после смерти Римско-католическая церковь во главе с папой-поляком Иоанном Павлом II причислила ее к лику блаженных.
Однако согласно исследованиям канадских ученых, а они появятся в мартовском номере журнала "Религиозные науки" (Studies in Religion/Science religieuses), все выглядит настолько иначе – так, что впору снимать икону матери Терезы. Правда, тут возникает вопрос, а не камешек ли это в огород Апостольской столицы, где сейчас с трудом выбирают нового Папу Римского? Вряд ли, ведь исследование готовилось давно, а Бенедикт XVI отрекся от престола внезапно. Скорее всего, это удар по всей Римско-католической церкви, особенно по Иоанну Павлу II, который, нередко нарушая каноны, сделал святыми намного больше личностей, чем несколько его предшественников вместе взятых.
Канадских ученых, читавших лекции студентам об этике, так поразила экзальтированность описания жизни и деятельности матери Терезы, что они решили копнуть поглубже. В результате было собрано более 500 документов. Правда, 195 из них отбраковали как недостоверные, а остальные основательно изучили.
В первую очередь исследователи засомневались в том, что мать Тереза якобы была рачительной хозяйкой. Ее фонд, как выяснилось, действительно не испытывал недостатка в финансировании. Устанавливая неоднозначные политические контакты, она с радостью принимала пожертвования практически со всего мира, в том числе и от гаитянского диктатора Дювалье. При этом счета фонда оставались закрытыми для общественного контроля. А ведь речь шла о гигантских суммах – сотнях миллионов долларов. Казалось бы, бедные и больные, которые попадали в 517 приютов, открытых матерью Терезой в более чем ста странах, должны были чувствовать себя как в раю. Однако врачи, посетившие эти приюты, например в Калькутте, назвали их "домами смерти". Две трети больных и обездоленных, попадавших в центры "сестер любви", не получали соответствующей медицинской помощи. Доктора обнаружили множественные нарушения санитарных норм, пищу, непригодную для употребления, отсутствие элементарных обезболивающих средств. Спрашивается, куда же девались гигантские суммы пожертвований? Может, они расходовались на помощь пострадавшим от стихийных бедствий и техногенных катастроф? Анализ документов, однако, и в этом случае не подтверждает щедрость матери Терезы. Во время нескольких наводнений в Индии, а также взрыва завода по производству пестицидов в Бхопале монахини возносили молитвы и раздавали медальоны с образом Девы Марии. Какая-либо материальная помощь пострадавшим при этом не оказывалась.
По мнению канадских ученых, проблемой был вовсе не недостаток средств. Мать Тереза исповедовала и претворяла в жизнь концепцию страдания и смерти. В одном из интервью она заявила: "Есть что-то прекрасное во многих убогих, которых я принимаю. Они должны страдать, как Иисус на кресте. Мир многое получает благодаря этому страданию". Между прочим, сама мать Тереза предпочитала лечиться не в своих клиниках, а в современном калифорнийском госпитале. Закономерно возникает вопрос, как же такая мать (и не только она) завладела умами (и продолжает владеть) миллионов людей во всем мире, в том числе и в нашей стране. Канадские ученые винят в этом современные медийные методы и механизмы. По их словам, ключевое значение имела встреча в Лондоне монахини с корреспондентом Би-би-си Малькомом Муджриджем, разделявшим ее радикальные католические воззрения. Журналист решил тогда лоббировать интересы матери Терезы, а она почувствовала силу и возможности средств массовой информации. В 1969 году был снят фильм, посвященный миссионерке. Он-то и положил начало ее мировой известности.
Вскоре в процесс включился Ватикан, воздавший немало почестей матери Терезе. После ее смерти в 1997 году Апостольская столица решила не ждать положенных пяти лет, чтобы начать процедуру беатификации (причисление к лику блаженных). Естественно, раньше времени произошло и чудо (это непременное условие беатификации) выздоровления Моники Бесры, которая страдала болями в животе. Ее спас, как трубили на весь мир, медальон Девы Марии, благословленный матерью Терезой. Правда, врачи, лечившие Монику, заявляют, что от туберкулеза и кисты яичников ее спасли медикаменты. Ватикан, впрочем, признал исцеление чудом и завершил все формальности по причислению матери Терезы к лику блаженных: иерархи опасались критики, появившейся в ряде средств массовой информации. К тому же популярность, благодаря СМИ, была так велика, что верующие все равно признали бы ее святой и без решения католической церкви.
Нет худа, говорят, без добра. По мнению ученых, миф о матери Терезе принес миру, возможно, большую пользу, чем она сама. Ее образ, закрепившийся в коллективном сознании, вдохновил многих людей на гуманитарную деятельность. Но при этом все же важно отличать: где святость, а где порок.
Прямая речь
Польский философ и теолог Тадеуш БАРТОШ:
"Казус матери Терезы можно распространить на всю католическую церковь, в которой много вещей остается в частной сфере, отсутствует контроль над оборотом денег. Я сомневаюсь, что мать Тереза управляла средствами через фонд. Наверняка часть денег пересылалась ею на частные счета. В общем, нужна финансовая прозрачность. Теперь о других замечаниях. Восхищение страданием, болью, фокусирование внимания на грязи, нищете, умирании человека по примеру Иисуса – это специфическая духовность. На самом деле, сестры милосердия только молились и пассивно находились при умирающих. А ведь надо было фактически оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. К сожалению, в нашем перевернутом мире мы чтим и обожаем тех, кто делает вещи напоказ. А тех, кто выполняет конкретную работу, считаем изгоями. И, наконец, испытание бессонницей, жесткий внутренний контроль, другие практики, осуществлявшиеся в конгрегации матери Терезы, – это элементы сектантства".
Источник: Трибуна