Статья католического журналиста и блогера Марка Барнса о том, полезны ли христианам "христианские" песни как отдельный жанр современной рок и поп-музыки. Понимая намеренно провокационный характер статьи (начиная с заголовка), "Фома" счел этот текст интересным и достойным перевода с английского.
Мы люди, обладающие свободной волей, интеллектом и пламенным стремлением к чему-то высшему должны перестать создавать христианскую музыку. Вот пять причин из ста почему.
1. Написать "христианскую" песню значит, свести христианство к функции прилагательного-определения.
Выделять христианскую музыку в отдельный жанр, даже из самых благих побуждений, подразумевает, что христианство это нечто равновеликое музыкальным жанрам вообще. Как фоновая музыка. И получается, что наша всесокрушающая, разумная и сердечная вера в воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа мельчает до обыкновенного выбора из предложенных вариантов: "R&B", "Рок/Поп", "Христианство", "Саундтреки"... Наличие жанра христианской музыки как такового намекает, что христианство всего лишь одна из разновидностей некой уже существующей действительности. "О, вы слушаете музыку? Ну да, мы слушаем христианскую музыку". Но христианство само по себе и есть действительность. В ней утверждается, что мы сотворены по Любви и для пребывания в Любви такова природа человека. На основе этого утверждения невозможно создать музыкальный жанр, можно только постичь саму действительность, из которой рождается вся музыка вообще. Музыка должна из христианства вырастать подобно тому как готовность дать обет вырастает из любви. Песня это попытка заключить в поэтический текст именно действительность такой, какой ее чувствует и видит христианин, а не попытка заключить в поэтический текст христианство. Если мы собираемся спеть в песне: "Иисус Спаситель", то это должно быть не потому, что мы задались целью сочинить "христианскую" песню, но потому что Иисус Христос и вправду Спаситель, а мы сочиняем просто хорошую песню. Словом, мы вообще не должны писать какую-то особенную "христианскую" музыку. Мы должны быть христианами и писать музыку, которая будет потрясающей и искренней.
2. Музыка всегда христианская
Сочинять какую-то особенную "христианскую" песню пускай опять-таки из самых благих побуждений значит ставить под сомнение, что Христос трансцендентный источник всех песен вообще. Мы не можем попытаться создать что-либо по-настоящему прекрасное без оглядки на Того, кто есть Сама Красота на Бога. Мы не можем провозгласить в песне какую-либо истину даже если это самая плохо понятая на свете истина типа "all you need is Love" без оглядки на Того, кто есть Сама Истина на Бога. Мы не можем даже попытаться вдохновить кого-либо на стремление к чему-либо высшему что генетически является целью музыка вообще если не признаем существование этой высшей реальности, к которой наши души в принципе способны стремиться.
Гармония, мелодия, ритм, рифма, динамика все эти чудеса принадлежат не к миру вещей и даже не к миру животных. Музыка возникает только там, где возникают "созданные по образу и подобию Божию" люди. Пение признак человеческого достоинства. Пение уже само по себе восхваляет Бога, Который отделил нас от всего остального, лишенного возможности петь.
Даже самые пошлые металлисты, косящие под сатанистов, с их ритуальным закалыванием козла прямо на сцене, по-своему тоже становятся частью христианской действительности просто за счет того, что дергают три струны и называют это мелодией. Их песни все равно строятся по законам восприятия а эти законы созданы Богом. В их песнях все равно есть гармония пускай и с перегрузом и значит, есть хотя бы жалкая попытка иметь дело с прекрасным, а Сама Красота это и есть Бог. Разумеется, такие группы не понимают ни что они делают, ни зачем, упиваются грехом, неспособны сочинить что-либо стоящее, транжирят время, давая волю самым низменным, языческим чувствам, но даже такое заблуждение это отражение христианства. Отказаться от Добра, Истины и Красоты можно только пред лицом Добра, Истины и Красоты. Их музыка недобрая то есть, в ней не хватает добра. А нехватка добра подразумевает, что добро все-таки существует. А Бог и есть Само Добро. Дьявольская музыка в чистом виде не была бы собственно звучащей музыкой, потому что зло это Ничто, его нет самого по себе, оно лишь отсутствие блага. Если бы музыканты-сатанисты захотели бы по-настоящему бросить вызов Богу, им бы следовало на час включить свои усилители так, чтобы они издавали просто белый шум, и назвать это концертом.
3. "Как только Вы называете меня, Вы отрицаете меня"
Эти слова Кьеркегора находят свое подтверждение в мире христианской музыки. Упорно насаждая христианскую музыку как отдельный жанр, мы тем самым загнали музыку-о-Христе в своего рода гетто. У нас свои радиостанции, свои лейблы и даже свое собственное особое "христианское" звучание. Христиане, вы никогда не замечали, что в книжных магазинах книги для атеистов стали отдельной секцией? С чего вдруг мы так уверены, что атеист, сокрушаясь, вдруг упадет на колени пред лицом Воскрешение Христова? Стоит вытатуировать себе на лбу слова Льюиса: "Я считаю, что любой христианин, достаточно компетентный, чтобы написать хорошую научно-популярную книгу, принесет этой книгой больше пользы, чем любой прямой апологетикой... Люди могут внимательно вслушиваться в нашу христианскую точку зрения не более получаса; но как только они вышли с нашей лекции или отложили в сторону нашу статью, они снова погружены в мир, где убеждения, противоположные христианским, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся... Что нам нужно так это не новые книги о христианстве, а новые книги на самые разные темы, написанные христианами, где все христианское читается между строк. Вы это легко увидите, если посмотрите вот под каким углом. Едва ли нашу веру сможет поколебать какая-нибудь книга об индуизме. Но нас поколебало бы, если бы, читая самую простую книгу по геологии, ботаники, политики или астрономии, мы обнаружили, что выводы ее сами подводят нас к индуизму. Материалистом современного человека делают не книги, напрямую проповедующие материализм, а тот факт, что в разных других книгах авторы изначально исходят из материалистических предпосылок. Так и тут: современного человека не тронут книги о христианстве. Но его бы по-настоящему тронуло бы, если бы, захотев найти недорогое, написанное доступным языком введение в какую-нибудь науку, лучшая книга в магазине по любой теме оказалась бы написанной автором-христианином".
То же самое в музыке. Христиане, которые сочиняют "христианскую" музыку, не нужны. Что нужно так это чтобы христиане сочиняли лучшую на свете музыку и чтобы через это весь мир мог познать подлинность, глубину и истину христианства как действительности, данной в ощущениях, а не как лавину штампов, приспособленных к поп-музыке, которые сводят на нет все самое главное в этой богатой всеобъемлющей религии.
4. Христианство как лейбл становится оправданием заурядности
Любая песня о Христе по определению полезна, разве не так?
Не так. Любовь искупает множество грехов, но клишированное повторение Его Святого Имени не искупит того, что твоя мелодия и гармоническая цепочка это всего лишь переделка последнего сингла группы "Nickelback".
Писать песню, полагая что через нее Святой Дух достучится до людей, значит подвергать сомнению, что Святой Дух должен достучаться до людей через тебя, и даровал тебе с этой целью глубину эмоций, воображение поэта, просвещенный ум и духовную чуткость. И все для того, чтобы ты мог наконец написать неплохую песню.
Талант писать песни небольшой, но все-таки дар Святого Духа. А когда Святой Дух становится оправданием заурядности когда на его божественные плечи мы сваливаем груз ответственности за стихосложение, музыкальное мастерство и выражение собственной индивидуальности тогда мы не пребываем в единстве с Ним, но пытается сами себе оправдать и сочиняем какую-то нелепую ересь... А тем самым мы видим в Боге некоего волшебника, который должен взять наши песни, книги, стихи, картины, статьи и т.д. и сделать их содержательными и цепляющими уже после того, как мы их создали.
Но именно мы сами и никто другой в соработничестве с Богом делаем искусство потрясающим. Если ты пишешь плохую музыку, но молишься Богу, чтобы Он потом сотворил с ней что-нибудь великое, перестань молиться и напиши музыку получше.
5. "Христианская" музыка это не по-христиански
Самые популярные в Америке христианские радиостанции (СНОСКА: Некоммерческая организация "K-Love Air 1 Foundation" (США) является учредителем двух христианских радиостанций: "K-Love" и "Air 1") формулируют свою миссию следующим образом: "K-Love проповедует Евангелие через средства массовой информации, чтобы привести как можно больше людей к спасению и духовному росту. Air 1 Radio предлагает подросткам и молодым людям передовую позитивную христианскую музыку".
Если христианский опыт это то, о чем поется в большинстве "христианских" песен, и то, что в "K-Love" взяли за основу, я бы лучше остался атеистом. K-Love передают "позитивную" музыку (можно я не буду комментировать то, что она еще и "передовая"?). Любая христианская радиостанция перед каждой песней почему-то стремится заверить слушателя, что эта песня "позитивная", "вдохновляющая" и "по-семейному дружелюбная".
Христианство это, конечно же, позитив, но совсем не в том смысле, в каком это понимают на христианских радиостанциях. Определение слова "позитивный" это "ясно заявленный, выраженный, утвержденный". Христианство именно такое (и чем ближе ты подходишь к Церкви, тем яснее становится все заявленное). Но "позитив" в смысле "быть на позитиве", "испытывать позитивные эмоции" это какое-то поверхностное ощущение благополучия, столь же чуждое христианству, как, например, сайентология.
Мы любим Бога, который страдает. Любовь ко Христу а именно в этом для меня суть христианства непохожа на позитивные эмоции по отношению к Нему.
Ты можешь себе представить, как, глядя прямо в глаза любимому человеку, скажешь: "спасибо тебе за позитив!" Если нет и для тебя это немыслимо запомни это ощущение и имей его в виду, когда будешь сочинять очередную "позитивную" песню о Женихе Церкви Иисусе Христе. Все мы путешественники в юдоли слез. Велика радость наша, но она неотделима сердечной скорби нашего Спасителя. Наша новая жизнь куплена ценой Его смерти. Музыка должна красочно выразить наш подлинный христианский опыт, а в "позитивном" христианстве ничего подлинного нет.
Католический мыслитель Жак Маритен сформулировал это очень емко: "Бог не ждет от нас "религиозного" искусства или "католического" искусства. Он ждет от нас собственно Искусства, которому мы отдадимся до конца".
Источник: Фома