ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Об "умирании за Православие", или почему мы постимся?

Андрей Зайцев :: 27 марта 2013

Что лучше, легкое, но исполняемое всеми правило, или тяжелое, невыполнимое, но то, которое заставляет "подтягиваться" и сознавать свою немощь, рассуждает Андрей ЗАЙЦЕВ

Статья Анастасии Отрощенко "Строгий пост: сосиски или авокадо" ставит много важных проблем: о том, что богатые и бедные в нашей стране постятся совершенно по-разному, о том, что работа и отсутствие заморских деликатесов не мешали людям соблюдать телесный пост без мяса и молока в эпоху позднего СССР, о том, что не нужны рассуждения о неприспособленности средиземноморских правил поста для России.

Единственный вопрос, на который не дает ответа автор – это вопрос "зачем". Зачем мы постимся, ходим в храм, думаем о том, чем заменить в пост дешевые сосиски.

В конце статьи Анастасия приводит слова своего духовника о том, "что Православие – это "умирание каждый день"". Я заранее прошу прощения, если я неправильно понял фразу, поскольку мне, как и другим читателям, неизвестен контекст ее произнесения и личность священника. Но фраза эта заставила меня взяться за перо.

Представление о православном христианстве как о религии умирания не ново. Оно идет еще от Василия Розанова, противопоставлявшего "теплый" Ветхий Завет "холодному" Новому. Всевозможные критики христианства постоянно говорили об изуверстве, о нелюбви христиан к собственному телу, а потому нам, православным стоит поменьше говорить о готовности умереть за свою веру и побольше о том, как за нее жить.

Если ценность православного поста для нас связана лишь с тем, что мы можем претерпевать дополнительные неудобства ради Христа, то в таком случае постятся все, кто ездит в метро в "час пик", не может ежедневно поесть салат из авокадо с омарами.

Если степень нашей веры напрямую зависит от меры лишения, то достаточно положить камешек в туфлю или носить вериги, чтобы достичь святости.

Говорить о том, что в России высокий уровень комфорта и мало скорбей и неудобств – значит, осуждать бабушек, стоящих по многу часов в очереди в поликлинику, чтобы попасть к врачу или получить лекарства.

Говорить о том, что у человека в современном мире мало скорбей, и Церковь постом накладывает на него дополнительные бремена, значит, считать Бога немилосердным палачом и садистом, Которому мало людских страданий.

Конечно, Анастасия Отрощенко не считает Христа диктатором, не навязывает никому такой точки зрения, а защищает институт поста как таковой, но проблема состоит в том, что никто не нападает на практику Поста. Все размышления строятся вокруг допустимости средиземноморского монастырского поста для современной России.

Небогатый человек, действительно, вынужден ограничивать свой рацион крупами, макаронами хлебом, морковкой, свеклой, картошкой и капустой. Люди на самом деле набирают вес, а потом испытывают неудобства при ходьбе, начинают лечиться от несбалансированного питания и их ослабшее тело уже не может послужить Богу в полной мере.

Один из египетских подвижников в свое время произнес афоризм: "Мы умерщвляем страсти, а не тело". Представление о теле как о "темнице души" – это не христианская, а плотиновская идея, с которой боролись Отцы Церкви.

Кроме того, современная практика многодневных постов сложилась только к XII веку. Во времена святителя Иоанна Златоуста христиане – миряне даже Великий пост соблюдали с перерывами.

Вот отрывок одной из самых знаменитых проповедей о Посте: "К тому же не нужно забывать, что у нас пост имеет перерывы в своем течении: мы постимся не сорок дней подряд, но с некоторыми передышками, ведем счет по дням, но не выдерживаем поста в полной мере. Сравнительно с указанными великими примерами, то, что требуется от нас, не велико, а если и от этого еще мы станем уклоняться, то окажемся совсем чуждыми для подвизавшихся в посте".

Я уж не буду вспоминать слово этого святителя на Пасху, которое читается за богослужением. Святитель призывает радоваться Воскресению Христову "постящихся и не постящихся", тех, кто постился с самого начала и тех, кто присоединился в последний момент. Зачем же мы, современные христиане, накладываем друг на друга очень тяжелые ограничения и еще говорим о том, что это норма, что так можно поститься?

Зачем мы косвенно укоряем тех, кто не соблюдает пост без молочных продуктов? Зачем постоянно каждый год мы начинаем бесконечные кулинарные поединки с собственным телом? Зачем обманываем самих себя, выдавая монастырский устав за правило для мирян?

Мне кажется, что острота наших постовых споров спадет ровно в тот момент, когда в Церкви появится документ, где будут написаны не выписки из Типикона, а набор самых общих рекомендаций о посте для монахов, священников, мирян, женщин, детей.

Нам нужно отказаться от представления о Церкви как о казарме, где все ходят строем и, стиснув зубы, терпят. В православном христианстве одновременно существовали и существуют несколько уставов. Фактически практика поста для мирян уже есть, каждый христианин обсуждает ее со своим духовником, осталось только придать этим рекомендациям статус общецерковного документа.

Преподобный Иосиф Волоцкий говорил, что лучше легкое, но исполняемое всеми правило, чем тяжелое, но невыполнимое.

Пост без молочных продуктов (не говоря уж о рыбе) чрезвычайно сложен для человека в нашей стране. Это в Болгарии до сих пор можно купить вкусные и недорогие овощи, рыбу и морепродукты, а у нас такая практика поста сильно бьет по карману и требует больших затрат времени.

За последние 30 лет мир сильно изменился – да, у нас есть посудомоечные машины и автомобили, но есть и пробки, и много работы. Ритм жизни, объем информации, стресса увеличился необычайно, а потому вольно или невольно меняется и практика поста. Не замечать этого, говорить о том, что мы живем в XIV веке, значит, обманывать своих себя, превращать нашу Церковь в клуб постмодернистов, не замечающих ничего вокруг.

Нам, прежде чем умирать за православие, стоит научиться за него жить.

И последнее.

Думать, что изменение правил поста для мирян приведет к тому, что верующие в Великий пост будут ходить с кружкой пива в одной руке и дешевой сосиской в другой, – значит совершать самый большой грех – неверия в человека.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама