ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Почему православные и католики празднуют Пасху в разные дни

Андрей Зайцев :: 29 марта 2013

У православных Пасха 5 мая, у католиков и протестантов 31 марта, но в Святой Земле католики в этом году будут праздновать Пасху, как православные, а у православных старый и новый стиль не влияют на Пасхалию. Почему все так сложно и как разобраться во всех этих хитросплетениях?

Почему христиане празднуют пасху в разные дни? Этот вопрос часто смущает тех, кто приходит в Церковь. В последние годы мы все громче слышим голоса, призывающие всех христиан праздновать Светлое Христово Воскресение в один день. Но возможна ли такая ситуация в наши дни?

Вопрос о времени исчисления Пасхи волновал христиан с первых веков своего существования. Внешне правила вычисления даты Воскресения Христова очень просты:

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступило после дня весеннего равноденствия. В начале IV века, когда на I Вселенском соборе было зафиксировано это правило, в Риме весеннее равноденствие наступало 18 марта, в Александрии 21 марта.

И Рим, и Александрия в тот момент считали Пасху по юлианскому календарю, по которому до сих пор живет Русская Православная и ряд других Поместных Православных Церквей.

Юлианский календарь, до сих пор поражающий воображение своей простотой, был введен Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры. Он должен был решить расхождение между традиционным египетским календарем, в котором всегда было 365 дней в году, и периодом прохождения Солнца между двумя точками равноденствия (момента, когда центр Солнца пересекает небесный экватор). Он составляет 365 дней 5 ч. 48 м. 46 с. Юлианский календарь предложил исправить это расхождение, добавляя каждые 4 года 1 дополнительный день. Такой год стал называться високосным и длиться 366 дней. Юлианский календарь при всей своей простоте содержал в себе одну ошибку. Раз в 128 лет расхождение между реальными точками весеннего и зимнего равноденствия и календарной датой по юлианскому календарю составляло 1 день. Иными словами, каждые 1280 лет точка равноденствия будет смещаться на 10 дней. Рано или поздно мог бы настать момент, когда на календаре у нас в России было бы первое января, а за окном бы весело щебетали птицы, а в далеком будущем мы бы встречали новый год по юлианскому календарю, купаясь в реке. Иными словами, за простоту юлианского календаря далеким потомкам приходится расплачиваться празднованием Рождества Христова летом.

Александрийская пасхалия, которой мы пользуемся до сих пор, считает датой весеннего равноденствия 21 марта, и это достаточно условная дата, как видно из предыдущего абзаца. За период прошедший с 325 по 2013 год Александрийская пасхалия стала отставать от реальной точки весеннего равноденствия на 13 дней (в 2013 году оно было 20 марта по новому стилю, то есть 7 марта по юлианскому календарю), так что православные смотрят на первое полнолуние после 21 марта по юлианскому календарю, а католики – по григорианскому. И здесь скрыта первая причина для расхождения дат празднования Пасхи.

Но существуют и иные предпосылки для разного вычисления дня Пасхи, поскольку лунный календарь короче солнечного и составляет всего 354 дня. Лунный месяц всегда длится 29, 5 суток, то есть полнолуние происходит каждые 29 с небольшим дней. Иными словами, первое полнолуние после 21 марта может наступить в разные дни, что приводит к перемещению и дня Пасхи. Согласно Александрийской пасхалии период, в котором нужное полнолуние может произойти колеблется от 21 марта до 18 апреля (29 дней лунного месяца). Есть некоторая вероятность, что луна не попадает в этот цикл поскольку лунный период между полнолуниями чуть больше чем 29 суток, но для простоты рассуждений мы ей пренебрежем, как и некоторыми параметрами – важными для вычисления даты Пасхи, но не показывающими причину разницы между православными и католиками.

Теперь посмотрим на мартовские и апрельские полнолуния в 2013 году. 27 марта по новому стилю (то есть по григорианскому календарю, по которому католики считают Пасху после реформы Григория XIII в XVI веке, о которой мы скажем немного ниже) происходит первое полнолуние после точки равноденствия 21 марта, но по юлианскому календарю 21 марта еще не наступило, а потому Православные Поместные Церкви ждут следующего полнолуния, которое произойдет 25 апреля по новому стилю. Иными словами, православная Пасха в 2013 году не могла наступить раньше 28 апреля – первого воскресенья после полнолуния, но здесь в силу вступают дополнительные параметры вычисления пасхалии, по которым Пасха переходит на 5 мая по новому стилю, которыми в данной ситуации мы тоже можем пренебречь.

Вернемся к папе Григорию XIII, который 4 октября 1582 года постановил прибавить 10 суток и считать следующий день 15 октябрем. Сделал он это для того, чтобы исправить ошибку юлианского календаря (1 день в 128 лет) и вернуть "правильную" с астрономической точки зрения пасхалию. Нетрудно заметить, что за время, прошедшее с момента григорианской реформы, расхождение между календарями достигло 13 дней. Произошло это вот почему. В Григорианском календаре последний год века не является високосным, если он без остатка делится на 400. В юлианском же календаре високосные годы строго следуют один раз в 4 года. В результате, к 2100 году расхождение между календарями достигнет не 13, а 14 дней, и нашим потомкам придется праздновать Рождество уже не 7, а 8 января по новому стилю.

Осталось ответить на один вопрос. Почему же Православные Поместные Церкви, живущие по новому стилю, празднуют Пасху в один день с теми, кто живет по юлианскому календарю. Дело в том, что они пользуются не григорианским, а новоюлианским календарем, который будет совпадать с григорианским до 2800 года, но дату Пасхи вычисляют по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, то есть одновременно с нами.

Точно также в этом году поступят и католики на Святой Земле, которые будут отмечать Пасху не по григорианской, а по юлианской пасхалии. Такое решение приняла в октябре прошлого года ассамблея католических епископов-ординариев Святой Земли. Исключение – католики в Иерусалиме и Вифлеем: они сохранят григорианскую пасхалию, поскольку иначе будет нарушен режим "статус кво" в богослужениях у главных христианских святынь. В течение двух лет на православную пасхалию перейдут все местные католические общины, к этому времени Ватикан одобрит или отвергнет результаты эксперимента.

Остается ответить на вопрос, почему в 30 процентов случаях православная и католическая Пасха могут совпадать, как это было, например, в 2004 году. В тот год полнолуние приходилось на 5 апреля понедельник (по юлианскому календарю 23 марта). И в Григорианской и в Александрийской пасхалии это было первое полнолуние после 21 марта, и 11 апреля, в ближайшее воскресение к этому дню, православные и католики вместе отмечали Пасху.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама