Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Недавно состоялся суд над Александрой Лотковой – девушкой, применившей пневматику в московском метро и тяжело ранившей молодого человека, всколыхнул российское общественное сознание. Мнения разделились: многие возмущены приговором 20-летнней москвичке – три года общего режима за превышение самообороны. Они считают вынесенный приговор крайне суровым и утверждают, что судебный вердикт является "приговором самозащите". Другие убеждены, что "незачем пулять по людям без надобности".
Со своей стороны, адвокаты блондинки с пистолетом указывают, что это наказание "идет вразрез с предписанием Верховного суда о делах по самообороне, о праве на защиту своей жизни". Однако утверждения Лотковой о том, что в ее сторону бросился нападавший с ножом в руке, не нашли подтверждения. Таким образом, "права на выстрел" она не имела. Напомним, что в инструкции к травматическому оружию сказано, что стрелять в случае самообороны можно только по конечностям, а в голову и в грудь, как это сделала Лоткова, стрелять нельзя. Между тем, согласно УК РФ, за "тяжкое телесное повреждение" три года общего режима – срок минимальный. Однако при этом многие сделали справедливый вывод о том, что для самозащиты лучше всего использовать собственные руки и ноги, а не железную коробочку, плюющуюся пульками – за неё ведь недолго и в цугундер угодить...
Наряду с традиционными разговорами о том, "куда смотрит милиция", снова встал вопрос: как выжить в большом городе? Как обеспечить безопасность свою и своих близких? Как научить наших детей-подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь?
Предмет, введенный в школе и известный под названием ОБЖ – "Основы безопасности жизнедеятельности", по всеобщему признанию, проблемы не решает. Так кто же должен заниматься этой проблемой? В чьей компетенции должна находиться безопасность жизни – нашей, а также наших детей? Снова во всём повинна школа? Или же родителям пора подумать об этом самим, а "спасение утопающих" – как всегда, личное дело их же, утопающих, собственных рук?
Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря Кастюкевича – исполнительного директора Национального совета айкидо России (НСАР), автора книги о безопасности в мегаполисе ("Женская самооборона, или Практикум по выживанию в большом городе", 2007 г.), автора проекта "Приведи ребенка в спорт" и других.
– Кто должен обучать наших детей безопасности – родители, школа, клубы боевых искусств?
– Существуют разные уровни безопасности: есть безопасность информационная, духовная, экономическая... И безопасность жизнедеятельности вообще. Поэтому определить, кто должен учить безопасности, непросто. Я считаю, что, прежде всего, это должны быть родители либо те организации, которые опекают детей. Но в любом случае, государством должен быть предоставлен комплекс услуг, которые родители могли бы получить для обеспечения безопасности своих детей.
Как отец 13-летней девочки я могу сказать, что сейчас все дети сидят в социальных сетях. Поэтому раз в две недели или хотя бы раз в месяц я просматриваю контакты моего ребёнка. Мы вместе садимся, просматриваем все контакты, и она мне рассказывает, с кем она общается. Дочка занимается гимнастикой, у неё куча друзей. Был один случай, она мне объясняет: вот девочка – она инвалид, она хотела заниматься гимнастикой, но из-за инвалидности не может. "Папа, можно я буду с ней общаться?" – "Конечно, можно", – отвечаю я. Но бывают и непонятные контакты, которые я удаляю.
Я всегда себя ставлю на место ребёнка. Во времена, когда рос – в 1980-1990 годы – не было мобильных телефонов, но ботинки снять могли. Но у меня физически не было времени куда-то ходить: школа, тренировки, домашние задания... потом я уже ничего не хотел. Я занимался плаванием, потом самбо, мне это было интересно, это была моя субкультура. И родители должны формировать и контролировать ту субкультуру, в которой живут их дети.
Если ребёнок запущен, если родители уделяют ему мало внимания, то возникают те или иные проблемы. Родители знают, что ребёнка надо чем-то занять, но зачастую не знают как. И отдают его в ту или иную секцию единоборств только потому, что она находится рядом с домом. Кто, как, каким образом преподаёт, как зовут тренера – родители иногда этого не знают. Бывали случаи (правда, не в Москве), что мы выявляли преподавателей, которые недавно освободились из тюрьмы. Действительно, во времена СССР человек мог заниматься единоборствами и ничего другого не уметь, как только драться. При этом он думает, что он непревзойдённый боец, тренер и преподаватель, что он может учить единоборствам. Обычно всё заканчивалось тем, что мы обращались в Комиссию по делам несовершеннолетних и такого человека убирали.
Однако мы не могли закрыть полностью тот объект, который занимался подобной предпринимательской деятельностью. Отсюда и родился проект "Приведи ребёнка в спорт". Суть его очень проста: давать родителям консультации по поводу того, где находятся детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ), где работают нормальные тренеры. И где их ребёнок получит как педагогический, так и медицинский контроль, потому что все областные ДЮСШ региона обслуживаются областными врачебно-физкультурными диспансерами. А это очень важно, и этот проект до сих пор работает во многих регионах России.
Зачастую многие общественные организации от спорта с удовольствием работают с этим проектом (хотя чиновники и обзывают его по-другому – "Начни день со спорта" и т.д., что сути не меняет), например, в Краснодарском крае, Новосибирске, Марий-Эл и других. Но бывает, что некоторые, прикрываясь той или иной спортивной вывеской, использовали его просто как метод зарабатывания денег.
На мой взгляд, на сегодняшний день большой проблемой являются фитнес-клубы, поскольку они являются коммерческими структурами, которые предоставляют доступ к занятиям спортом, но в то же время не имеют единого центрального органа управления. Да, есть очень классные фитнес-клубы, для ВИПов, объединенные в сети, но их единицы. И, тем не менее, они никому не подчинены. Туда приходят девочки по 14-16 лет, но чему их там научат, кроме того, как сделать кубики на животе?.. Ведь, по большому счёту, преподавание любого вида боевых искусств, единоборств – это замкнутая система подготовки, этому учат годами. А здесь: понравилось – пришел, не понравилось – не пришел... Честно скажу, я противник этого. Почему? Объясню.
Во-первых, как я сказал, должна быть определённая система. Во-вторых, в регионах существует определенная статистическая форма, которая Министерством по спорту используется для того, что сосчитать, сколько людей у нас в России занимается спортом. Но фитнес-клубы никто не считает, единой ассоциации, централизованных органов управления у них также нет...
Следующее: появляется много объявлений: "Преподаю ножевой бой"; "Мы сделаем из вашего ребёнка бойца!" и так далее. Но дети занимаются все вместе, с 12-ти до 18-ти лет, в одной группе. Вопрос: как такое возможно? Это неправильно, ведь у них совершенно разный уровень мышления и физического развития!
– И всё-таки, как учить основам безопасности в городе?
– Родителям с ребёнком необходимо прорабатывать обычные стандартные ситуации: например, ребёнок должен знать, в какую сторону открывается дверь, которую он видит; в лифте он должен вставать напротив кнопок, а не спиной к ним; он не должен садиться в лифт с незнакомыми людьми и т.д. С каждым ребёнком нужно проводить такие занятия.
А у нас получается, что девушка на вопрос "Что ты видишь в комнате?" отвечает: "Я вижу красненький календарик, на нём – девушка в майке "Рибок" и на ней кроссовки "Адидас"". А сколько в комнате окон, дверей, в какую сторону они открываются – то, что нужно знать на случай пожара, она не видит.
Когда молодые курсанты на полигоне стреляют, над ними стоит сержант и орёт: "Давай! Стреляй! Быстрее!" Для чего? Да просто он умышленно создаёт для них стрессовую ситуацию, к которой они должны быть готовы во время боя. Поэтому офицеры, профессионалы подготовлены к стрессу.
Я не говорю о том, что нужно "щемить" своего ребёнка, но в любом случае какие-то вводные ситуации с ребёнком необходимо прорабатывать. В странах Европы в случае пожарной ситуации даже с закрытыми глазами все знают, в какую сторону надо идти. Если бы это отрабатывалось, то время техногенных катастроф, стихийных бедствий люди бы знали, что этот шпингалет открывается вот так! И эти знания нужно давать детям, и это прежде всего должны делать родители!
– А если неприятная встреча всё же произошла, как помочь ребёнку психологически, помочь ему сделать правильные выводы? Например, на ребёнка напали, отобрали мобильный телефон...
– Бандитские нападения происходили с давних времён. Главное, чтобы ребёнок осознанно воспринимал стрессовую ситуацию: если он видит, что можно скрыться, пусть скроется. Если увидит, что реально возникает опасность его здоровью и жизни, то пусть отдаст этот телефон, потому что жизнь важнее, чем какая-то железка. Соответственно, карательные органы обязательно должны найти того, кто отобрал этот телефон.
Преподавая курс самообороны для женщин, я занимался с девушками, которые в этом нуждались. Прежде всего, я задавал вопрос: зачем вам это нужно? Одна говорила, что её бьёт муж или кавалер, она хочет за себя постоять; вторая – что пришла от нечего делать; третья рассказывала, что несколько лет назад в её адрес была совершена попытка изнасилования. Вот именно с третьей девушкой я серьёзно занимался, а остальных не брал. То есть подход в каждом случае должен быть индивидуальный.
– Всё-таки занятия спортом и обучение самообороне – это разные вещи или нет?
– Каждый ребенок (неважно, сколько ему лет – 12, 13 или 15) утром встаёт, некоторые делают зарядку (это 10 процентов детей), и идёт в школу. В школе у него работает голова. Потом он возвращается домой, кушает готовое... У него всё замечательно, всё это он делает "на расслабоне".
А когда он приходит на тренировку, он начинает потеть и работать на результат: на тренировке, перед тренером ребёнок бегает, прыгает, выкладывается почти полностью. Именно в спортивной секции они все вместе работают на результат. Он приходит туда не просто "для себя", как говорят некоторые родители. Если это командный вид спорта, он работает на команду.
В связи с этим вопрос к читателям "НС": морально-волевые качества – это безопасность ребёнка или нет? Где ещё, кроме как в спортивной секции, воспитываются эти качества? Да нигде! Морально-волевые качества воспитываются именно в спорте. Причем это касается именно спорта, а не физкультуры. Кроме того, дети едут в спортивные лагеря, там в них также воспитывается дух бойца. Неважно, девочка или мальчик, и неважно, художественная это гимнастика, бокс или волейбол. Поэтому я убеждён: безопасность начинается с воспитания морально-волевых качеств человека!
Проблема безопасности не нова, и в России, и во всём мире эта проблема была и остаётся. В своё время Форд одним из первых на своих заводах организовал занятия физкультурой и спортом, для того чтобы родители не переживали, где находятся их дети. Неважно, каким спортом ребёнок занимается, главное, что он занимается именно спортом.
Основным элементом безопасности, воспитания морально-волевых качеств, информированности и контроля выступает прежде всего семья. В восточных единоборствах (каратэ, ушу, айкидо, дзюдо) именно семья, уважение к старшему, учителю, наставнику является одним из самых знаковых принципов. Не только на востоке: и в исконно российском самбо, и в боксе – то же самое. Но важно, чтобы учитель, тренер был высокой квалификации, чтобы он мог оценить усилия ребёнка и повернуть их в нужное русло.
Система детско-юношеских спортивных школ, дополнительного образования у нас в России вовсе не плохая: советская система была одной из лучших в мире, за рубежом во многих странах такой системы просто нет.
– Как вы относитесь к вопросу о том, можно ли носить с собой средства защиты или нет?
– Что касается специальных средств защиты – пневматика, электрошокер, баллончик – здесь главное не то, что ты достанешь, а важно, как ты это достанешь. Если ты достал шокер, ты должен уметь им пользоваться, совершать это осознанно, понимая, что этим шокером ты можешь убить человека. Поэтому я бы ввёл ограничения по возрасту, а также обязательную сдачу экзаменов на умение пользоваться той же пневматикой.
Я убеждён, что девушка, которая стреляла в метро, должна была убежать и позвать сотрудника полиции. В этой ситуации главное то, что она стреляла в человека, и человек стал инвалидом! Во-первых, если хочешь постоять за себя, стреляй в конечности. Во-вторых, нож (даже если он был) – это всё-таки не пистолет!
К несчастью, не у всех детей есть полноценная семья: бывает и так, что папа пьёт, а мама пашет на трёх работах. Но в любом случае система безопасности должна работать на государственном уровне, должна быть всероссийская система, на уровне органов исполнительной власти. Я бы не хотел комментировать их работу: они работают, делают своё дело. Может, по ночам не спят; может, им материальных ресурсов не хватает...
Важно, чтобы ребёнок вам верил, чтобы у него глаза горели. А если глаза не горят, нужно работать так, чтобы они горели!
Источник: Нескучный сад