ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Защита чувств верующих: вызов Церкви

Андрей Зайцев :: 11 апреля 2013

Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?

Госдума в первом чтении приняла поправки в уголовный и административный кодекс, направленные на защиту религиозных и мировоззренческих символов. Традиционно этот документ называют Законом о защите чувств верующих. Он еще не вступил в силу, но повод для раздумий есть уже сейчас.

Сразу скажу, что я считаю такой закон нужным, поскольку он защищает верующих, их священные места и символы от осквернения и разрушения.

За последний год по России прокатилась волна уничтожения поклонных крестов, на стенах церквей, мечетей и синагог периодически появляются оскорбительные надписи. В сами храмы периодически пытаются проникнуть хулиганы, желающие то вылить пузырек чернил на иконы, то поплясать на амвоне, то рассказать всем окружающим о том, чем плоха Церковь.

Этот закон фактически приравнивает религиозные символы к государственным и дает верующим право на защиту святынь. Закон о защите чувств верующих, надеюсь, ограничит желание отдельных граждан публично порубить иконы, сжечь Коран или Тору, сломать крест на месте строительства будущего храма.

Государство должно наказывать и тех, кто решит публично разорвать российский флаг и тех, кто демонстративно топчет святыни. Это нормальная практика. Когда во Франции обнаженные феминистки решили протестовать в Соборе Парижской Богоматери, никому не пришло в голову говорить о свободе художников на самовыражение – женщин вывели из церкви, и им грозит крупный штраф, а может быть и реальный срок.

Когда в Финляндии несколько человек решили сплясать на амвоне, то их не только вывели из храма, но и усилили охрану у всех православных церквей в крупных городах.

Теперь поговорим о том, к чему может привести использование некоторых формулировок этого законопроекта: "Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан".

Предположим, речь идет только о традиционных религиях, так что символы и обряды церкви джедаев или поклонников макаронного монстра закон защищать не будет, но и тогда остается множество вопросов.

Представим себе, что взрослый и вменяемый человек был приглашен на радио, чтобы прочитать древнерусское произведение "Служба кабаку", которое пародирует традиционные богослужебные формы всенощного бдения и литургии. Означает ли это, что слушатель, которого оскорбил этот текст, может подавать в суд на радиостанцию?

Другой верующий открыл поэму Владимира Маяковского "Облако в штанах" и увидел, как автор называет себя "тринадцатым апостолом". Оскорбленный в своих чувствах, он подает в суд на издательство.

Доведем ситуацию до абсурда. Существуют православные христиане, которые любят Владимира Маяковского, и их религиозные чувства могут быть оскорблены действиями некоторых православных активистов, ворвавшихся в Дарвиновский музей или в офис одной из политических партий, или других верующих, считающих Маяковского "мерзавцем". Означает ли это, что закон о чувствах верующих православные будут использовать для судебных исков по отношению друг ко другу?

Если это произойдет, то вместо защиты Церкви закон станет лучшим подарком для ее противников – они найдут каких-нибудь верующих, чьи чувства будут оскорблены шедеврами мировой литературы, музыки, скульптуры, а затем будут использовать судебный процесс для глумления над православными христианами.

Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?

Теперь перейдем от гипотетических ситуаций к совершенно реальным. Существуют православные христиане, которые изучают историю Церкви. Для работы им бывают крайне необходимы сборники антирелигиозных плакатов или публикаций, которые они цитируют или используют в своих статьях.

Допустим, моего читателя оскорбит реальное высказывание Владимира Ленина в письме к Горькому о том, что "всякий боженька есть труположество". Значит ли это, что православное издание должно отвечать в судебном порядке за те цитаты, которые приводит в статье ее постоянный автор? Должен ли я теперь в своих публикациях не цитировать оскорбительные слова о церкви и духовенстве, а пересказывать их, лишая читателя возможности увидеть отрывок из исторического документа или письма?

Что делать с замечательными фильмами типа "Попа" Владимира Хотиненко? Сергей Маковецкий – прекрасный актер, но он не священник. Между тем в фильме есть кадры, где он стоит в священническом облачении, означает ли это, что теперь актерам нельзя изображать священников? Конечно, человек вменяемый не будет обращать на это внимание, но формулировки законопроекта должны быть такими четкими и ясными, чтобы их не могли использовать даже те, кто очень хочет оскорбиться.

Вот еще один фрагмент, вызывающий вопросы: "Публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей".

Если формулировка останется неизменной, то мы не сможем зарисовывать фашистские свастики на стенах, поскольку она также является "мировоззренческим символом".

Конечно, этот закон должен останавливать желающих публично порвать Евангелие, Коран или символику какой-то зарегистрированной политической партии, но не приведет ли это на практике к валу встречных исков. Православные подают в суд на некую партию, которая на бланке со своей символикой печатает оскорбительный демотиватор, партийцы обращаются с иском на верующих, разорвавших их антиклерикальные листовки, на которых был изображен и логотип партии?

Не убьет ли новый закон любую сатиру? Понятно, что внутри храма не стоит выступать с антирелигиозными акциями, вне храма запрещено рубить иконы, но может ли атеист выйти на одиночный пикет на улицу, держа в руках плакат "Бога нет" или антирелигиозный плакат 20-х годов прошлого столетия.

Можно ли устраивать выставку антирелигиозного плаката? Можно ли в театре, в клубе художественной самодеятельности, СМИ показывать сатирические миниатюры про реальные грехи нас, христиан и нашей Церкви, как человеческого организма? Не придется ли мне помогать моим друзьям-атеистам, которые пишут в СМИ колонки о Церкви? Список вопросов можно продолжать до бесконечности, но уже можно остановиться.

Закон о защите чувств верующих ставит перед нами, последователями традиционных религий, очень серьезные вопросы. Если вынести за скобки откровенное хулиганство и кощунство, то нам придется самим теперь защищать тех неверующих, историков, работников музеев, журналистов, которые просто хотят выразить свое отношение к вере, поспорить с нами.

В 1990-х патриарх Алексий II называл "ретивыми православными" людей, недавно воцерковившихся и проявляющих ревность не по Бозе. Очень важно, чтобы чувства верующих защищались законными средствами в правовом поле, а не стихийными акциями, чтобы после принятия закона не "играло ретивое" и не противопоставляло чувству реальности священноначалия свои эмоции и неуправляемую энергию. Одним словом, нам всем нужно срочно обзавестись добродетелью рассудительности, чтобы своими делами компенсировать недостатки нового закона.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама