ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

К истории православных приходов в Алжире

Валерий Егошкин :: 11 апреля 2013

Православные приходы появились в Алжире сразу же после расформирования Русской эскадры, прибывшей в конце 1920 года на французскую военную базу в Бизерте( Тунис)после исхода из Крыма десятков тысяч русских людей – не только военных, связанных с белым движением, но и еще более многочисленных гражданских специалистов, представителей интеллигенции, воспитанников кадетских училищ, бежавших от большевиков. Беженцами был образован "Cercle Russe d'Alger"(Русский кружек г. Алжир), зарегистрированный как культурно-просветительское объединение уже в 1921 году. При этом объединении возник православный приход и была оборудована домовая церковь, для чего использовалось доставленное из Туниса имущество корабельных церквей. Приход получил название Свято-Андреевского (Святителя Андрея Первозванного). Настоятелем в нем был протоиерей Евфимий Лагодовский . В сохранившейся метрической книге другого православного прихода Алжира – Свято-Троицкого имеются записи о произведенных отцом Евфимием в Свято-Андреевской церкви обрядах крещения в 1932 – 1946 гг. Позднее имущество прихода Святителя Андрея, который какое-то время пользовался помещением Англиканской церкви, было передано Свято-Троицкому приходу, существовавшему с ним параллельно с 1935-36 гг. В архивах Свято-Троицкой церкви сохранился "список обстановки, переданной приходом св. Андрея". В нем упоминаются: жертвенник, свечной ящик, три аналоя, два подсвечника, хоругви, купель и другая церковная утварь. А также Евангелие и различные книги духовного содержания.

Становление Свято-Троицкого прихода связано с направлением в Алжир Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Антонием (в миру Алексей Павлович Храповицкий) в июне 1935 года протоиерея Василия Шустина. Уже в январе 1936г. отец Василий во временном помещении стал совершать обряды бракосочетания и крещения и выдавать соответствующие метрические свидетельства, а 6 сентября 1937 г. направил сменившему Митрополита Антония Митрополиту РПЦЗ Анастасию (Грибановскому) доклад о перемещении церкви в помещение, которое она занимала все последующие годы. Это был подсобный нижний этаж многоэтажного жилого дома, расположенного недалеко от центра города на бульваре де Телемли (ныне бульвар Салах Буаквир, дом 39).По некоторым данным, помещение принадлежало греческому владельцу, предоставившему его русскому православному приходу на льготных условиях. Хотя служба и документация в церкви велись на русском языке, а иконы и все оснащение были чисто русскими, на планах города и в публикациях печати она обозначалась исключительно как Православная Церковь, и никогда – как Русская. Основная масса прихожан были русскими, однако в Свято-Троицкой церкви Алжира исповедовались и причащались все православные – греки, французы , арабы. Согласно метрической книге в церкви проводились крещения детей греческих и других иностранных граждан, обращение в православие иноверных супругов прихожан, венчание иностранцев, выдача всех необходимых сертификатов не только на русском и французском, но и на других языках. Характерно, что Александрийский Патриархат, не имевший в Алжире, входящем в его каноническую территорию, собственных храмов, не выражал претензий в отношении церкви, находившейся в управлении РПЦЗ, в то время как строительство русского кафедрального храма в Тунисе, где у греков в центре города имелась собственная церковь, было встречено враждебно.

Настоятель Свято-Троицкой церкви протоиерей Василий Васильевич Шустин был личностью неординарной. Оставленные им записи – один из важнейших имеющихся у нас источников информации о святом праведном Иоанне Кронштадском (протоиерей Иоанн Сергиев, 1845-1913гг) и об Оптинских старцах, в частности, схиарсхимандрите Варсанофии (Плиханкове), духовным чадом которого он считался, и сменившем его иеросхимонахе Нектории (Тихонове).

Родился В.В.Шустин 30 марта 1886 г. в Санкт-Петербурге в состоятельной благочестивой семье (его отцу принадлежал дом в столице и большая каменная дача на Финском заливе). Василий, его старший брат Михаил и младшая сестра Мария рано остались без матери, урожденной Марии Бушковой. В 1903 году их отец вторично женился, предварительно испросив благословения у Иоанна Кронштадского, уже тогда пользовавшегося огромным авторитетом в Петербурге. С этого времени отец Иоанн начал бывать в их доме и принимал Шустиных в своем храме в Кронштадте. Он стал крестным сводной сестры Василия Анны. В своих воспоминаниях В.В.Шустин рассказывает как Иоанн Кронштадский исцелил его отца, едва не умершего от горловой чахотки, а младшую сестру вылечил от черной оспы. К истинной вере Василий, по его собственному признанию, пришел лишь к 17 годам. Поступив в Электротехнический институт Санкт-Петербурга, он начал посещать молодежные религиозные собрания и совершать паломничество в Оптину Пустынь, где сблизился со старцем Варсанофием, в прошлом боевым офицером, полковником. Именно о. Варсанофий познакомил его с будущей супругой – Анастасией Дремичевой. Девушка собиралась уйти в монастырь, но старец убедил ее выйти замуж за своего духовного воспитанника. Молодые обвенчались сразу после кончины о. Варсанофия в 1913 году и прямо из церкви пришли на его могилу.

С началом Первой мировой войны В,В,Шустин офицером ушел на фронт. В Гражданскую войну воевал в составе Добровольческой армии. Он трижды тяжело переболел тифом и однажды даже был признан врачом умершим. По свидетельству его сестры Марии, когда ее брата готовили к укладке в гроб, он неожиданно для всех вдруг стал подавать признаки жизни. Потом о. Василий говорил, что в тот момент ему явился образ старца Варсанофия, давшего понять, что время умирать ему не пришло. Его отец и младшая сестра Аня не пережили тягот скитаний, а сестра Мария оказалась в Польше. Сам В.В. Шустин в 1920 г. эмигрировал, но его жена из России выехать не смогла. Попав в Югославию, он стал преподавать физику в Русском кадетском корпусе города Бела Црква. Там в 1929 году небольшим тиражом вышла его "Запись об отце Иоанне Кронштадском и об оптинских старцах". Инициатором опубликования этих воспоминаний был, по некоторым данным, известный среди русских иеромонах Иоанн (Шаховский). В 1930 году В.В.Шустин получил сан священника и до 1935 года служил в Сербии. В начале 1935 года в связи с обращением созданной в Алжире Ассоциации "La colonie russe d’Alger"(Русская колония г. Алжир) руководство РПЦЗ, находившееся в Сербии, приняло решение назначить его настоятелем православного прихода в Алжире. К новому месту службы отец Василий прибыл 16 июня 1935 года и до 1964 года Алжира уже не покидал. В 1937 году из Польши к нему приехала его сестра Мария, взявшая на себя все заботы по ведению церковного хозяйства.

Свято-Троицкая церковь постепенно стала средоточием жизни всей русской диаспоры. Там проводила свои собрания Ассоциация "Русской колонии" – преемница "Русского кружка". Ее бессменным руководителем с конца сороковых годов был примерный прихожанин Лев Павлович Долгушин. Ассоциация, в частности, ставила вопрос о постройке церкви, о чем отец Василий докладывал в октябре 1951 года в Тунис архиепископу Пантелеймону (в миру Петр Рудых), в ведении которого в тот период находился приход. В мае 1955 года настоятель обратился с просьбой к митрополиту Анастасию разрешить сбор средств на приобретение церкви. Судя по всему, речь уже не шла о строительстве нового здания, а о покупке помещения, которое она занимала. Подписные листы были подготовлены Л.П.Долгушиным в 1957 году, их фотокопии отец Василий направил в январе 1958 года протоиерею Митрофанию Зноско-Боровскому – настоятелю Успенского и Свято-Троицкого храмов в Касабланке ( Марокко), в подчинение которому перешел приход. Судьба собранных денег неизвестна, скорее всего они были использованы для других нужд РПЦЗ, во всяком случае информации о переходе помещения Свято – Троицкой церкви в собственность Ассоциации "Русской колонии" найти не удалось.

В церкви размещалась и библиотека "Русской колонии в Алжире", в которой насчитывалось несколько тысяч книг. Помимо литературы, собранной еще "Русским кружком" в двадцатые годы и состоявшей, по большей части, из книг, принадлежавших в прошлом различным библиотекам Черноморского флота, появились эмигрантские издания Парижа, Берлина, Праги, Белграда, Риги, Таллинна, Харбина, Шанхая, а затем и Нью-Йорка, Мюнхена, Буэнос-Айреса и других центров русской эмиграции. Были представлены и советские издания, прежде всего классическая литература, биографии исторических личностей, книги о географических открытиях и т.п. Характерно, что предисловия, содержащие марксистскую трактовку излагаемых в этих книгах событий и фактов, как правило, удалялись. Фонды библиотеки пополнялись за счет взносов пользователей.

На проповеди отца Василия всегда собирались десятки прихожан. Его отношение к тому, что происходило в России, было однозначно негативным. Об этом, в частности, говорит заметка, помещенная газетой "L’echo d’Alger" от 5-6 ноября 1950 года под заголовком "Русские Алжира почтили память жертв Октябрьской Революции". Там говорится, что преподобный Василий Шустин, отслужив панихиду по жертвам большевистского переворота 1917 года, помянул "миллионы мужчин и женщин, замученных, умерщвленных эпидемиями и голодом на красных каторгах". " Кровь этих невинных жертв пролита не напрасно. Россия когда-то освободится от тиранов и мы сможем вновь обрести нашу дорогую Родину", – заявил священник.

Протоиерей Василий Шустин, судя по прекращению записей в регистрационной книге Свято-Троицкой церкви, покинул Алжир в марте 1964 года. В 1966 году в Париже была переиздана его "Запись об Иоанне Кронштадском и об Оптинских старцах". (В России книга была опубликована в начале 90х годов. См. Протоиерей Василий Шустин "Запись об отце Иоанне Кронштадском и об оптинских старцах, из личных воспоминании" Москва, 1991г., а также Ставрополь, издательство "Скит", 1991г., издательство Донского монастыря, 1992 г.) В 1968 году В.В.Шустин скончался в Каннах (Франция).

Находясь в 1966 году на преддипломной практике в Алжире, я обнаружил на плане алжирской столицы упоминание о православной церкви и, естественно, захотел посетить ее. Однако, приехав по указанному адресу, я не нашел ничего похожего на церковное здание, которое ожидал увидеть. На бульваре де Телемли над обрывом возвышался многоэтажный жилой дом, и никаких признаков наличия там христианского храма не было. Находившаяся поблизости на другой стороне улицы церковь оказалась католической. В посольстве про православную церковь никто мне ничего сказать не смог. Вернувшись в Алжир для работы в посольстве осенью 1967 года на переизданном плане города я вновь обнаружил значок, обозначающий православную церковь, и снова ее не нашел на местности. Лишь познакомившись на курсах алжирского диалекта, проводимых в монастыре Сан-Шарль католическими "белыми сестрами", с молодой русской женщиной Анной , оказавшейся женой сына бывшего военного министра Франции, бывшего мэра г. Алжир Шевалье, и переговорив с ее престарелой матушкой, госпожой Четверяковой, бежавшей из России в годы Гражданской войны, я узнал, что церковь находится в жилом доме, мимо которого я столько раз проходил. Г-жа Четверякова рассказала мне, что с отъездом русского батюшки церковь работает нерегулярно и службы там проходят по большим праздникам с привлечением православного священника-француза, находящегося в Алжире временно по какому-то техническому контракту. Ключи от помещения хранятся у проживающей неподалеку гречанки. Старушка предложила мне сходить на пасхальную службу, которая должна была состояться через несколько дней.

В указанный день весной 1968 года я добрался до бульвара де Телемли, нашел нависавший над обрывом дом 39 и, спустившись по наружной лестнице, оказался на небольшой площадке перед широкой многостворчатой дверью. Лестница спускалась еще ниже и выходила на улицу Корнюз (rue Cornuz), с которой в былые годы в газетных объявлениях верующим предлагалось проходить в церковь. На слабо освещенной площадке никого не было и я почувствовал себя не очень уютно. Открыв дверь, я обнаружил, однако, в прихожей довольно много народу, говорящего по-русски. Встретили меня довольно настороженно. Советские граждане здесь явно никогда не бывали. Кто-то спросил, откуда я. Сослался на рекомендацию Шевалье, которые, кстати, так и не появились, и прошел в большое помещение с довольно низкими потолками. Первое, что бросилось в глаза – три хоругви, одна из которых – Георгия Победоносца. Как потом говорили наши военные специалисты, хоругви были явно с пришедших в Бизерту российских военных кораблей, в том числе, с крейсера "Георгий Победоносец". Второе, на что я обратил внимание – деревянный иконостас во всю стену. Все иконы для него были написаны проживавшими в Алжире русскими художниками. В центре помещения готовился к службе довольно молодой батюшка – француз в праздничном облачении. Вокруг него, издавая много шума, бегала его четырехлетняя дочка, постоянно норовившая что-нибудь опрокинуть. Скамей, как в греческих церквях, не было – двадцать пять – тридцать прихожан ждали начала службы стоя. Неожиданно в зал вошла группа греческих моряков, человек семь, с пришвартовавшегося в алжирском порту торгового судна. Их привела уже не молодая, но еще крепкая гречанка – толи смотрительница, толи владелица помещения. Служба началась. Священник вел ее на французском языке, Ему ассистировал "церковный хор" – два старичка в певческих одеждах – один высокий, а другой вполовину ниже, певшие на церковнославянском. Потом был крестный ход – все с зажженными свечами переместились в прихожую. На улицу не выходили, опасаясь, видимо, непредсказуемой реакции местного арабского населения. Мне тоже протянули свечку, но я не взял – это был мой первый опыт присутствия на церковной службе, крещен я не был и как себя вести не знал.

Через двадцать лет в 1988 году я вновь оказался в Алжире уже в качестве советника-посланника нашего посольства. Это был год, когда отмечалось тысячелетие крещения Руси, и я, будучи временным поверенным в делах, инициировал приглашение в этой связи в Алжир католическим архиепископом Анри Тесье, с которым у меня сложились хорошие отношения, представителя РПЦ. Приехал отец Иосиф Пустоутов, настоятель Воскресенского храма РПЦ в Рабате, и практически во всех действующих католических церквях страны были проведены торжественные богослужения с его участием. В столице очень яркие мероприятия с приглашением дипкорпуса состоялись, в частности, в кафедральном Соборе Африканской Божьей Матери и в недостроенной церквушке престижного квартала Хидра, о существовании которой я до этого и не подозревал. Естественно, я хотел, чтобы служба прошла и в православной церкви. Ключи от нее, как оказалось, находились в греческом посольстве. Однако, на обращение архиепископа Тесье греческий посол ответил категорическим отказом, сославшись на то, что здание, в котором находится церковь, обветшало и проведение там богослужения может привести к его обрушению. Однако, года через три уже новый греческий посол пригласил послов и старших дипломатов России, Румынии и Болгарии на службу в связи с посещением Алжира греческим епископом из Марселя. Я увидел, что убранство церкви не изменилось. Хоругвь Георгия Победоносца, а также иконы Сергия Радонежского и других русских святых были там же, где я их видел раньше. Ничего греческого в церкви не появилось.

Вернувшись в Алжир в качестве российского посла в 1995 году, я попытался разобраться с принадлежностью православной церкви и судьбой церковного имущества. Найти документы, подтверждающие права на это помещение русской общины, к сожалению, не удалось. В Алжир даже приехал представитель РПЦ и я свел его со своим греческим коллегой, однако тот показывать ему помещение церкви не стал, а в ходе беседы издевательски продемонстрировал какие-то предметы церковной утвари, имевшие явно не русское, а греческое происхождение. Со временем, однако, у меня наладились с этим послом неплохие связи. Он в прошлом заведовал протоколом МИД Греции и был большим любителем организации помпезных ужинов при свечах, наряжал свою алжирскую прислугу в ливреи и потчевал приглашенных блюдами французских королей. С готовностью участвовал он и в организуемых католическим архиепископом экуменических мероприятиях, украшая их хоругвями и другими предметами из православной церкви.

В конечном итоге в прощеное воскресенье 1998 года я направил греку письмо, попросил прощение за возможные обиды, обратив в тоже время его внимание на то, что находящиеся в церкви предметы не имеют к его стране никакого отношения, особенно литература на русском языке, лики русских святых, хоругви российских военных кораблей. Посол в ответном письме в целом признал мою правоту, но в личной беседе сказал, что греческая церковь не любит выпускать из своих рук то, что ей попало, пусть даже по ошибке. Однако хоругви, по его словам, можно считать имуществом Военно-морских сил Греции, а военные вряд ли будут возражать против возвращения их России. По замыслу грека, хоругви можно направить на реставрацию в Афины, а потом официально передать российскому руководству. Посол при этом надеялся, что на церемонию передачи нас с ним пригласят. Слово свое он сдержал. Будучи уже послом в Белграде, я в июне 2000 года неожиданно наткнулся на российскую газету с фотографией столь знакомой мне хоругви Георгия Победоносца. Ее президенту В.В.Путину вручал находившийся с визитом в Москве президент Греции К.Стефанопулос. Сейчас хоругви из алжирской церкви находятся, по моим данным, в Музее Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

Литературу библиотеки "Русской колонии в Алжире", хранившуюся в церкви на бульваре де Телемли, греческий посол передал мне. Духовные издания – Библии, Евангелие, богословские книги, подшивки соответствующих периодических эмигрантских изданий, наше посольство переслало в Московский Патриархат. Эти материалы переданы в библиотеку Троице-Сергиевой Лавры. Благодарственное письмо в этой связи было направлено Митрополитом Кириллом в МИД РФ. Удалось сохранить и некоторые документы, находившиеся в Свято-Троицкой церкви Алжира, – регистрационный журнал с метрическими записями и списком исходящих писем за 1936 – 1964 годы, первоначальные рукописи воспоминаний отца Василия Шустина об Оптинских старцах и Иоанне Кронштадском, тексты проповедей отца Василия, копии его обращений к префекту Алжира, списки церковного имущества, личные письма и фотографии, журнал библиотеки Русской Колонии, вырезки из газет и т.д. Все эти интереснейшие материалы ждут своего исследования.

Валерий Евгеньевич Егошкин – родился 3 января 1944 года в Москве. В 1967 году окончил факультет международных отношений ( восточное отделение) МГИМО МИД СССР. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет арабским, французским, английским, немецким и сербским языками. С тремя из них обеспечивал переводы на высшем уровне. Работал на дипломатических должностях в посольствах СССР в Алжире и Тунисе. В 1995 – 2000 гг. был послом Российской Федерации в АНДР, в 2000 – 2002 гг. – в СРЮ, в 2005 – 2011 гг. – в Кении и постпредом РФ при международных организациях, аккредитованных в Найроби. В центральном аппарате МИД занимался отношениями со странами Северной Африки, с государствами Сахеля и Центральной Африки, курировал проблемы Закавказья и Турции, разграничение в морских акваториях с Украиной. Автор популярных книг для детей и взрослых по Северной Африке ( фольклор, нравы, обычаи). Награжден орденом РПЦ Преподобного Сергия Радонежского второй степени. Является почетным гражданином г. Алексинац( Сербия). Зам. Председателя Совета Ассоциации Российских Дипломатов. Живет в Москве.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама