В Третьяковской галерее открыли выставку "Православные древности Серпуховского края". Не выезжая из столицы, можно познакомиться с частью наследия старообрядцев, живших хоть и недалеко от Москвы, но таивших свои традиции и искусство от посторонних. В экспозиции иконы XV-XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства (например, резные кресты), портреты, рукописные и печатные книги.
Выставка называется "православной", но посвящена главным образом старообрядческой культуре. Основой коллекции древнерусского искусства Серпуховского историко-художественного музея и выставки в Третьяковке стало национализированное в 1918 году собрание серпуховской фабрикантши Анны Мараевой. Она принадлежала к Федосеевскому поморскому согласию старообрядцев и целенаправленно собирала образцы "древлего благочестия". При ее доме и на ее средства был построен старообрядческий Покровский храм без алтаря, поскольку федосеевцы были "беспоповцами" и таинств не признавали. Зато Покровский храм наполнили иконами древнего письма, выкупленными и выменянными из церквей "никониан" по всей округе. Часть этих памятников попала на выставку в Москву.
На старообрядческих иконах много интересных деталей, их увлекательно рассматривать. Они во многом фольклорные, с апокрифическими особенностями при сохранении общего канона, сказала на открытии выставки заместитель директора ГТГ по научной работе Лидия Иовлева.
Материал на выставке сколь увлекателен, столь и сложен для неподготовленного зрителя. Понимая это, искусствоведы подготовили расширенные пояснения к иконам. Иногда излагается сюжет, иногда описывается судьба памятника: например, икону могли перенести на новую основу или частично записать. Одну из икон после предвыставочного исследования пришлось "передатировать": доска XVII века, а живопись XIX. Иногда к части готовой иконы приклеивали новую доску и дописывали новый сюжет.
Например, старообрядческий художник взял сень от Царских врат с летящими ангелами, вставил в отверстие сени полукруглую доску и написал на ней Успение Божией Матери с сохранением древнерусских традиций, но несколько менее профессионально, рассказал "Известиям" заведующий отделом древнерусского искусства Серпуховского музея и автор каталога выставки Иван Волков. На иконах старообрядцев нет подражания западным традициям, живописи Возрождения или барокко.
Среди интересных памятников икона "Спас в силах" авторства Михаиле Козьмина. Его произведения сохранились в храмах и частных коллекциях старообрядцев. Письмо чрезвычайно тонкое: в кисточке мастера было всего несколько волосков; краски яркие, с холодноватым оттенком и, по словам Ивана Волкова, в работе чувствуется влияние ампира.
Уникальный экспонат "Киево-Печерская Божия Матерь". Обычно на таких иконах Богородица стоит в центре, а основатели Киево-Печерской лавры Антоний и Феодосии по бокам и несколько ниже ее. На серпуховском памятнике оба преподобных оказались сбоку, они преклоняются перед Божией Матерью, и одному из них Христос передает четки.
Автор иконы, похоже, видел какую-либо западную композицию икону или гравюру, считает Иван Волков. Икона интересна еще и тем, что это самый ранний датированный серпуховской памятник 1688 год, автор иеродиакон Сергий из Высоцкого монастыря, который написал икону как вклад на помин душ своих родителей в одну из посадских церквей .
Самая древняя из выставленных икон святитель Николай Чудотворец с житием конца XV века образец новгородской школы. Есть памятники псковского, ярославского письма, произведения иконописцев Палеха и Мстеры XVIII-XIX веков. На ярославской "Толгской Божией Матери" изображена река Толга обычно на иконах ее нет; на "Входе Господнем в Иерусалим" Христа встречают не с пальмовыми ветвями, как в Евангелии, а с вербочками, знакомыми иконописцам в средней полосе России.
Целая стена отведена под портретную галерею 13 настоятелей и учителей Выго-Лексинского общежития. Портреты созданы в первой четверти XIX столетия мастерами старообрядческой Выговской пустыни, где были книжные и иконописные мастерские. Такие портреты почитаемых старцев были популярны среди староверов-беспоповцев, они украшали моленные и жилые дома.
Источник: Известия