ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какие чувства можно оскорбить?

Мария Сеньчукова :: 19 апреля 2013

Принятый Госдумой закон об оскорблении религиозных чувств, как и ожидалось, вызвал бурную полемику. Одни говорят, что страна скатывается в мракобесие, другие – что власть наконец-то стала вступаться за граждан.

Я не юрист и с этой точки зрения рассмотреть новую норму не могу. Я религиовед, и мне бы хотелось поговорить о самом понятии – религиозное чувство.

Простейшее религиозное чувство возникает у человека от встречи с чем-то непостижимым и несоизмеримо большим, чем он сам. Оно смешанное: здесь есть место и страху, и восхищению. Первобытный человек мог считать таким соприкосновением с сакральным масштабные природные явления – катастрофические (землетрясения, извержения вулканов), редкие (солнечные затмения, кометы) или просто яркие (грозы, буйное весеннее пробуждение природы). Сама по себе природа, бесконечность космоса, величие картин мира – могут навевать мысли о священном. Стимулируют религиозное чувство и иррациональные и величественные явления в духовной жизни человека: этические и эстетические переживания, сильные чувства, ситуации жизненного выбора – все это воспринимается встречей со Священным.

В конце концов, предельно простым религиозным переживанием оказывается рефлексия на тему рождения и смерти. Человек приходит ниоткуда и уходит никуда – это неизбежно, непреодолимо и непостижимо.

В процессе формирования религиозного мировоззрения и развитых религиозных систем возникают и иные, более сложные религиозные чувства.

Во-первых, это личное отношение к Божеству (или божеству) или Его представителю – пророку или святому. Оно может быть разным – от почтительного диалога "глаза в глаза" до дерзкого вопрошания (пример Иова), от трепета до теплой заботы о чем-то или ком-то, напоминающем о Боге (это напоминает категорию из индуизма бхакти или отношение к святым, выраженным в народном почитании икон – цветы, большие свечи, подношения в виде драгоценностей и фотографий).

Во-вторых, безусловно религиозным является отношение к связанным с верой артефактам – храмы, изображения, священные тексты, ритуалы.

В-третьих, религиозные чувства связаны и религиозной доктриной. Сама рефлексия над основами веры вызывает чувство причастности к Священному.

Наконец, религиозное чувство – это и особое чувство единства, возникающее между носителями одной религии. Церковь, умма, Израиль (народ и/или государство, сакрализованное в иудаизме) – чувство принадлежности к ним может характеризоваться как религиозное.

В конечном итоге основой всех этих чувств будет уже упомянутое чувство предстояния перед иррациональной и превосходящей все, что можно помыслить Силой (для человека теистических убеждений – личной).

Может ли это чувство быть оскорблено?

Когда вокруг обсуждаемого законопоекта началась полемика, мне стали попадаться две реплики: "Мои религиозные чувства оскорбить невозможно – на то они и религиозные" и "Мои религиозные чувства можно оскорбить – на то они и чувства". Обе точки зрения верны. Чувство встречи с Бесконечным Священным оскорбить попросту нечем. Бог, в Которого я верую и с Которым я, как Его творение, говорю лицом к лицу, бесконечен настолько, что любая попытка оскорбить Его или мои взаимоотношения с Ним с этой бесконечностью несопоставима. Нет критерия, по которому сравнивать оскорбление и оскорбляемое, нет общего пространства – подобно тому, как нет общего пространства между мухой в отхожем месте и поэзией Вергилия.

Вернее, даже не так. Поэзия Вергилия все же принадлежит этому миру, пусть и в высшем его проявлении, а мое общение с Богом – нет. Оно из другого мира и в мире сем имеет лишь временные (возникшие во времени) практические приложения.

А вот все практические приложения этого моего чувства, будь то облеченные в слова догматы веры (именно облеченные в слова – христиане всегда верили в Троицу, но сформулировано это конкретными словами в конкретный момент времени), иконы, храмы или богослужения – оскорбить достаточно просто. Их можно унизить – именно так, как оскорбляются любые другие высокие чувства.

К примеру, растоптать флаг государства – унизить чувство любви к родине граждан этого государства – абсолютно земное, но живое и сильное чувство. Можно оскорбить романтические чувства влюбленного, сведя их к похоти, или сыновнюю любовь – к Эдипову комплексу. Сознательный кощунник пытается высмеять чувство верующего мирянина, унижая его, сводя, например, к проявлениям необразованности, а чувство верующего священника – к зарабатыванию денег. Чувство благоговения перед иконой он унизит, называя его "поклонением доскам", а молитвенное чувство – "стучанием головой в пол".

Верующий, как и влюбленный, гражданин и любящий сын, имеет полное право на обиду. Отдельно стоит заметить, что обида за святыни связана с тем, что мы сами видим некий зазор между нашим истинным чувством присутствия Бога и этими его земными проявлениями. Не будь этого зазора, воспринимай мы святыню и наше чувство к ней как частный случай нашего предстояния перед Священным – не было бы и тут пространства для обиды, ибо и тут оскорбление и Объект оскорбления были бы несопоставимы. Но мы люди, мы не можем постоянно поддерживать в себе это пламя попаляющей все зло и любое оскорбление веры, а право на обиду неотъемлемо от любого человека, и выделять религиозные чувства в отдельную группу как минимум бессмысленно (по крайней мере, в секулярном обществе, в котором мы живем).

Хорошо, допустим, государство берется защищать то самое изначальное религиозное чувство, которое само по себе неотмирно и земными средствами не оскорбляемо, как бы декларируя тем самым, что оскорбляющий посягнул не просто на поклон перед доской с красками или медийный образ бородатых мужчин в смешных и несовременных одеждах, а на нечто гораздо большее. Принципиально такой шаг со стороны государства является жестом доброй воли по отношению к верующим – их внутреннее переживание признается исключительно реальным и значимым. Однако лично передо мной встает колоссальная проблема экзистенциального характера. Если государство берется защищать именно мое глубинное религиозное чувство, не поддающееся оскорблению ввиду своей неотмирности, а не просто возвышенное, но от того не менее земное религиозное чувство, которое и отделять-то от других (национальных, семейных или иных) чувств не стоит – не приравнивает ли оно тем самым одно к другому?

Я не знаю. Для меня это вопрос. В любом случае, мое чувство трепета пред Господом в защите не нуждается, даже если все актуальные художники мира вздумают его оскорбить. Когда тролли из "Снежной королевы" понесли кривое зеркало к Богу, оно упало и разбилось.

А обижать людей и вправду нехорошо. И верующие тут в абсолютно равных отношениях с неверующими.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама