Акафист так называется небольшое богослужение, текст которого "адресно" посвящен какому-то святому, Божией Матери или Христу. В Русской православной церкви за последние три века акафистов написано немало, и большинство из них в той или иной степени слепок с самого первого и главного акафиста Похвалы Пресвятой Богородице. Это богослужение ежегодно совершают в субботу пятой недели Великого поста, а сам день называют Субботой акафиста.
Современного человека может удивить слово "похвала". Действительно, не слишком ли фамильярно обращаться с ней к Божией Матери как будто мы ее за что как будто мы ее за что-то одобряем и поощряем? Впору вспомнить отрывок из Довлатова: "У Лемкуса в одной заметке было сказано: "Как замечательно говорил Иисус Христос возлюби ближнего своего!" Похвалил талантливого автора". Но Похвала Пресвятой Богородице конечно же, не обычное одобрение. Хвалить Божию Матерь мы не дерзнем. Мы можем Ее только восхвалять. И корень этого чувство благодарности. А ведь ничто не делает человека более искренним, чем благодарность.
Что же произошло и почему понадобилось по-особенному благодарить Пресвятую Богородицу? По преданию, в 626 году Константинополь с нескольких сторон осаждали варварские племена. Когда силы защитников были уже на исходе, а поражение казалось неизбежным, жители прошли вокруг города крестным ходом и, спустившись к морю, погрузили в воды Босфора свою величайшую святыню Ризу (часть одежды) Пресвятой Богородицы. На море до этого момента совершенно спокойном тут же поднялась страшная буря и потопила неприятельские корабли. У жителей Константинополя не осталось сомнений, что за них заступилась лично Божия Матерь. Это была суббота пятой недели Великого поста. Так в Константинополе установилась традиция ежегодно в этот день совершать торжественное богослужение в честь своей Заступницы. Эта служба и получила название "Похвала Пресвятой Богородице". Постепенно традиция расширялась и стала общей для всей восточной Церкви в том числе и для Русской.
Одно из ключевых слов в акафисте Пресвятой Богородице, как и во многих других, "радуйся": "Радуйся, Невеста Неневестная". Казалось бы, ничего странного: в греческом языке это слово обычная форма приветствия. Но в русском она обретает особое звучание. Мы привыкли при встрече здороваться желать друг другу здоровья. А тут пожелание радости. И это по-своему раскрывает некую интуицию, свойственную христианству как таковому: да, вера в Бога подразумевает и смирение, и покаяние, и несение своего креста, но все это ради одного ради обретения радости. Радость быть с Богом то, к чему человек предназначен от рождения. И если с пожеланием: "Радуйся!" не стыдно обратиться даже к Пресвятой Богородице, и так в этой радости пребывающей постоянно, то каким же огромным утешением эта радость может стать для обычного человека, которому по жизни так ее не хватает.
Служить акафист Пресвятой Богородице не запрещено в Церкви в любой день, но в субботу пятой недели Великого поста он становится обязательной частью богослужения. Причем читают его не целиком от начала до конца, а четырьмя частями. Так возникает ощущение многократно повторяемого процесса: поблагодарить единожды недостаточно. Это хоть и не каноническое установление, но по-своему символичное. Просить у Богородицы помощи нужно не только в трудную минуту, но всегда по жизни. Жители Константинополя просили у Нее заступничества в ситуации земной опасности когда нападали враги. Но с христианской точки зрения, любой человек в любую эпоху находится и в духовной опасности когда на него нападают его собственные грехи. И эта опасность не менее реальна. Разница только в том, что враги набегают по временам, а грехи непрерывно. И если врагов физических можно теоретически одолеть и самому с оружием в руках, то против врагов духовных по большому счету нет иного оружия, кроме Божией помощи.
Источник: Газета "Культура"