Помимо военной психологии и педагогики, священников учили и боевым премудростям. Зачем им нужно знать, как заряжать ленту к пушке БМП-2, и что заставит служителя культа взять в руки оружие?
...Курсанты в рясах заходят в аудиторию Военного университета и занимают парты. Один из священников бережно достает из рушника икону Святого Праведного воина Феодора Ушакова.
Он и на Балтике служил, с почтением говорит батюшка, устанавливая на треногу образ легендарного флотоводца, и куда-то в воздух спрашивает: Интересно: когда же Суворова канонизируют?..
Четырнадцати православным священникам и одному представителю мусульманского духовенства предстоит прослушать 144 часа лекций, выучить Военную доктрину России, принципы военного управления и много еще чего.
А потом отправиться обратно в свои соединения, где все они служат помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими. Отцу Олегу, например, в Вилючинск, в родную 25-ю дивизию атомных подлодок Тихоокеанского флота.
Звонок на урок...
"Бог ему судья..."
Земной шарик живет беспокойной жизнью. Лектор начинает тему потенциальных военных угроз для России. Эшелоны ПРО, размещенные недалеко от наших границ, практически направлены против нас...
Далее перечисляются все те, кто в той или иной форме претендует на российские земли: Япония со своим занудным "курильским" вопросом, Финляндия, в которой неофициально муссируются претензии на часть Карелии, прибалты, периодически жаждущие отхватить кусок Псковщины, и даже монголы, нет-нет да и берущиеся тихо рассуждать: а не их ли земля в районе Тувы?
Зажали со всех сторон, понимающе кивают батюшки.
Плавный переход к разбору чеченской войны, с началом которой в этом районе не оказалось боеспособных частей. Следом анализ войны "08.08.08", где наступали на те же грабли: слабость систем связи, потеря управления и прочие неприятности...
Быть простыми слушателями батюшки не согласны и вскоре, к удивлению преподавателя, настойчиво просят объяснить: как лучше маскировать боевую технику от всевидящих вражьих спутников...
А что в частях про бывшего министра думают? будто мимоходом интересуется преподаватель.
Бог ему судья... неохотно ворчат священники. А потом все же добавляют: Замечательно, что его сняли в день Чудотворной иконы Божией Матери, она всегда Русь спасала!
Перерыв. Батюшки спешат на обед... сильнее оружия
Единственный в стране священник-подводник в столовую не пошел. Мы сидим в пустой аудитории, и он рассказывает, как выходил с экипажами атомных лодок в автономки ("Пастырь же должен видеть, с чем сталкиваются окормляемые!"). И приятно улыбается, вспоминая, как прямо в море окрестил 8 матросов, которые решились принять веру, послушав его проповеди.
Это духовное братство посильнее оружия, может, говорит священник. Они воспоминания об этом таинстве через всю жизнь пронесут...
Улыбка исчезает, когда начинаем говорить о проблемах.
Да, все мы на армейских должностях, но при этом у нас еще и на берегу приходы, делится отец Олег. То есть одновременно подчиняемся и владыке, и командиру части. И как быть, если вдруг учения, а владыка на службу вызывает? Или наоборот? Либо воинский, либо церковный устав нарушишь...
А откуда у батюшек такие познания о военных делах?
Здесь нет священников, которые в армии не были. Я вот мичман в прошлом...
Звонок...
Мало вкладываться в танки...
Лекции для батюшек не похожи на обычные. Это скорее дискуссии о том, как воспитать из призывника не просто <боевую единицу>, не убийцу-карателя, а русского солдата. Защитника, которому не чужды милосердие и жертвенность. Которому за это и ставили памятники.
Мало вкладываться в танки, констатирует преподаватель. Нужно и в человека, который эту машину поведет!
Батюшкам эти слова нравятся.
Находясь в сложных обстоятельствах жизни, человек цепляется за то, что близко для него, скажет мне позже архимандрит Андрей Вац, который окормляет 102-ю российскую базу (Гюмри, Армения). Здесь он готов услышать о чем-то высоком. У меня на каждом богослужении по нескольку солдат впервые в жизни исповедуются. Исповедь это внутренний переворот, человек в корне меняет свое отношение к тому, что он совершил.
Звонок. Уроков больше нет. У Офицеров грустные глаза...
Новый лекционный день по традиции начинается с молитвы.
Офицеры приезжают к нам на обучение, а глаза грустные, делится преподаватель. Вы же знаете их настроения и заботы, помочь им надо в работе с личным составом...
Помогаем чем можем, отвечают батюшки. Но приезжает внезапная проверка, а у них техника из ангаров не выходит... Вот и глаза после этого грустные. Да их так загрузили бумажными отчетами, что просто нет времени на живую работу с солдатами.
Люди не высыпаются, защищает своих командиров на Камчатке священник-подводник. Когда Москва с перин встает, на Камчатке уже вечер. И тут начинаются телефонограммы: выдать то, выдать это...
Полно проблем и с тем самым личным составом. И именно священнники часто не только предотвращают неуставщину, но и спасают людей от, как это ни пародоксально, мирной жизни.
На призывную комиссию приходит парень, а в нем 40 кило веса и плоскостопие, вспоминает иерей Александр Ананьев из 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии (Курильские острова). Хотели его отправить обратно домой. А он уперся: заберите! У меня в семье и окружении все пьют! Сгину ведь. Служит парень нормально, нарушений нет...
Призывники с гор отдельный разговор. Вышедшие из своего мира, они пытаются распространить свои правила и в казарме, что порождает конфликты.
Мы таким говорим: нет, ты полы не моешь не потому, что религия запрещает, нет такого в Коране! говорит отец Андрей из Армении. А потому что тебе лень! Ты прикрываешь религией свой эгоизм! А вообще причины конфликтов они не в национальности и религии, а в душевной организации...
Звонок. Практические занятия...
"Душу за други своя..."
Мы изучим систему питания пушки на БМП-2, снарядим боеприпасами ленту, вводит в курс дела подполковник с указкой.
Ничего не понимаю в этом, извиняюще отходит в сторонку единственный представитель ислама, имам-хатыб Ильдар Синдикаев из Ростова-на-Дону.
И слава богу! ободряют его батюшки.
Однако мужское любопытство перевешивает, и вскоре имам с интересом разглядывает начинку боевой техники, а уже в следующем зале упражняется на тренажере в роли пулеметчика БТР-80.
Священники поражают мишень за мишенью: Бронебойным давай!
Разверни башню, разверни!
А вы что не идете? спрашиваю батюшку-подводника.
Не мой калибр, отшучивается он.
И все-таки, зачем вам пулеметы, пистолеты?.. переходим в тир, где намечаются боевые стрельбы из пистолета Макарова.
Чтобы говорить с солдатами и офицерами на равных, отвечает курильский батюшка Александр Ананьев. Если не знать, как автомат держать, не будет авторитета среди военных.
А имеет ли право батюшка применить это на практике?
Священник задумался.
У нас преподавал батюшка, окормлявший бригаду спецназа "Скиф".
Приходил при боевых орденах. И мы тоже задавали этот вопрос. И он рассказал: в одной из командировок на войну его с группой спецназовцев окружили боевики. Он набивал рожки, перевязывал... А потом взял и автомат, был готов защитить паству. Но Господь не допустил: подоспела помощь... Вспомним историю: преподобные Ослябя и Пересвет. А осада Троице-Сергиевой лавры, когда монахи обороняли свою святыню...
Но наверняка не раз думали: случись столкнуться с врагом стану ли стрелять, допытывался я. И как быть с заповедью "Не убий"?
"Нет больше той любви, если кто душу полагает за други своя", выдал цитату из Евангелия батюшка и скрылся за бронедверью тира. Было ясно, что с ответом на этот вопрос он уже определился...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Борис ЛУКИЧЕВ: "Матери хотят, чтобы сыновья служили там, где есть священники"
Всего в Вооруженных силах введено 242 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими. На сегодня решением министра обороны принято на работу 42 священнослужителя, 40 православных и 2 представителя ислама. В этом году, надеемся, их число вырастет. Прорабатываем вопрос по буддистам, уже есть кандидаты для назначения.
А много в армии верующих?
Таковыми признают себя 73 75% военнослужащих. Из них около 80% православные.
Какой эффект получила армия?
Командиры дружно говорят: нравственная обстановка меняется. И родители призывников начинают чувствовать себя спокойнее. Возникло новое явление: матери в военкоматах просят, чтобы их сыновья служили в частях, где есть священники. Сергей Шойгу, кстати, вскоре после назначения министром обороны, поставил задачу выделить в соединениях и на кораблях 1 ранга помещения для молитвенных комнат.
А в цифрах работу священников можно отразить?
Нельзя эту сложную работу измерять цифрами. Но положительных примеров немало. Взять бригаду управления в ЗВО. С момента назначения туда протоиерея Анатолия Щебартюка на 50% сократилось число правонарушений. Или бригада РХБЗ в Центральном округе. В 2011 году там было 66 происшествий, в 2012-м, после прихода батюшки, всего 10. В 6,6 раза снизилось! Но подчеркиваю: это комплексная работа священнослужителя и командования, священник один ничего не сделает.
Источник: Комсомольская правда