ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Любомудрцев безумье являя"

Концепт культуры в акафисте

Диакон Владимир Василик :: 22 апреля 2013

Проблема культуры в Византийской гимнографии занимает пусть не первенствующее, но достаточно важное место[1], поскольку как раннехристианская, так и византийская религиозная поэзия в той или иной мере ставит вопрос о месте человека в этом мире. "Что есть человек?" – это вопрос не только Псалмопевца Давида, но и святых Ефрема Сирина, Григория Богослова, Романа Сладкопевца. И культура, как определенная жизненная оболочка, способ жизни естественно не могла не отразиться в византийской гимнографии.

Рафаэль. Афинская школа (философия). Ватикан, 1511 г.

Рафаэль. Афинская школа (философия). Ватикан, 1511 г.

Достаточно сложно выделить понятие "культура" в византийском греческом. Оно может выражаться через различные лексемы, в частности – через πολιτεία [2]. Набор значений πολιτεία достаточно богат: это и государственное устройство[3], и образ жизни – "житие"[4], и то, что можно назвать "культура". В отличие от латинского понятия cultura, связанного с глаголом coleo – "взращиваю", "почитаю", и следовательно, имеющего религиозные корни, этот термин связан с корнем πόλις – город, государство, и несет в себе социальное значение по преимуществу.

В этой статье мы рассмотрим отношение византийских гимнографов к античной культуре, а также определенные представления о христианской πολιτεία.

Восприятие византийских гимнографов античного наследия было сложным и неоднозначным. С одной стороны, античная культура считалась источником заблуждения и зла, жилищем демонов. Подобное восприятие имело свои основания: именно греческие философы, такие как Крескент, Кельс (II век) или Порфирий натравливали римские власти и невежественную толпу на христиан, в своих трактатах (как например Порфирий "Против христиан") высокомерно издевались над "сектой невежественных галилеян", а император-философ Марк Аврелий бросал христианских мучеников львам и осуждал на смерть своего собрата по философии – св. Юстина Философа. Христиан под пытками заставляли приносить жертвы перед прекраснейшими творениями Фидия и Паррасия, проще говоря – идолами. Античные мифы с их подчеркнутым аморализмом не могли не вызывать законного омерзения у благочестивых христиан.

С другой стороны, христиане трезво понимали необходимость определенного сосуществования, а следовательно и диалога с Римским государством и обществом, а значит – и с культурой.

Подобное понимание присутствует в произведениях многих отцов и учителей Церкви – св. Юстина Философа, Климента Александрийского, блаженного Августина. Христианство оказалось открытым для усвоения всего ценного и полезного, что содержалось в античной культуре, хотя и не принимало его духа.

Подобное противостояние и заимствование, притяжение-отталкивание просматривается в целом ряде гимнографических памятников, прежде всего – в знаменитом "Акафисте".

Вопрос о времени происхождения Акафиста достаточно сложен[5], тем не менее, ряд ученых[6] считает, что он мог быть создан св. Романом Сладкопевцем в тридцатые годы VI века. В 530 году св. император Юстиниан закрывает византийскую академию и, возможно, именно с этим событием связана 18 строфа гимна (9 икос)

῾Ρήτορας πολυφθόγγους ὡς ἰχθύας ἀφώνους Риторов многозвучных * словно рыбок безгласных[7]

ὁρῶμεν ἐπὶ σοί, θεοτόκε· Мы видим при тебе, Приснодево

ἀποροῦσι γὰρ λέγειν τὸ πῶς Ведь сказать недоумеют, как

καὶ παρθένος μένεις καὶ τεκεῖν ἴσχυσας· Ты и Девой пребываешь, и родить Ты смогла

ἡμεῖς δὲ τὸ μυστήριον θαυμάζοντες πιστῶς βοῶμεν· А мы же сему таинству дивяся, восклицаем верно:

"Χαῖρε, σοφίας θεοῦ δοχεῖον· Радуйся, Премудрости Бога приятье,

χαῖρε, προνοίας αὐτοῦ ταμεῖον· Радуйся, сосуде Его промышленья.

χαῖρε, φιλοσόφους ἀσόφους δεικνύουσα· Радуйся, любомудрцев безумье являя

χαῖρε, τεχνολόγους ἀλόγους ἐλέγχουσα· Радуйся, хитрословцев скотствó обличая,

χαῖρε, ὅτι ἐμωράνθησαν οἱ δεινοὶ συζητηταί· Радуйся, ибо обезумела * совопросников вся мощь

χαῖρε, ὅτι ἐμαράνθησαν οἱ τῶν μύθων ποιηταί· Радуйся, ибо в увядании * баснотворцев множество

χαῖρε, τῶν ᾿Αθηναίων τὰς πλοκὰς διασπῶσα· Радуйся , Ты Афинян * сети разрываешь,

χαῖρε, τῶν ἁλιέων τὰς σαγήνας πληροῦσα· Радуйся, рыбарей Ты * мрежи исполняешь.

χαῖρε, βυθοῦ ἀγνοίας ἐξέλκουσα· Радуйся, из бездн незнанья Извлекающая,

χαῖρε, πολλοὺς ἐν γνώσει φωτίζουσα· Радуйся, познаньем многих Просвещающая,

χαῖρε, ὁλκὰς τῶν θελόντων σωθῆναι· Радуйся, корабль для хотящих спасенья

χαῖρε, λιμὴν τῶν τοῦ βίου πλωτήρων· Радуйся, пловцам Ты по жизни – пристань

χαῖρε, νύμφη ἀνύμφευτε." Радуйся, Невесто Неневестная.

В этом икосе превосходно выражена сущность античной культуры – это культура исканий, культура непрестанного задаваемого вопроса χαῖρε, ὅτι ἐμωράνθησαν οἱ δεινοὶ συζητηταί· – радуйся, ибо обезумели искусные совопросники (другое значение – спорщики или искатели).

Реальность нового человечества, воплощенного в Пресвятой Богородице, делает философов ("любомудров") – немудрыми, ибо вся их деятельность – непрестанное вопрошание: им нужна не истина, а поиск истины, не результат, а процесс. И если перед ними появляется полнота истины, это повергает сих "взыскателей" в подлинное безумие, ибо тогда они ясно ощущают свою ненужность, ибо они способны только на вопрос, но не на ответ, на исследование, но не на славословие. Одним из ключевых слов здесь является πολύφθογγος – "многозвучный" . Здесь можно вспомнить слова Апостола Павла:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий". (1 Кор.13, 1)Таким образом, античная культура обречена, ибо не имеет любви, это культура слова, вопроса, а не любящего, животворящего дела.

Другое ключевое слово – τεχνολογος, т.е. "искуснословец", или искусный интеллектуал. То, что автор Акафиста не чуждался искусной, или изящной словесности, показывает высочайший уровень его поэтического мастерства. Очевидно, здесь имеется в виду нечто другое – то, что в современном языке именуют "технологиями" – "политическими, социальными, интеллектуальными" и т.д. Осуждается взгляд на слово и разум, как на средство манипуляции и игры, создание фикции и мифов. Неслучайно в Акафисте говорится, что "увяли поэты (или создатели) мифов". Миф, интеллектуальная игра разбивается, сталкиваясь с истиной.

На место знания рационального и дискурсивного приходит ведение сверхрациональное, "превыше ума". Богородица становится источником ведения, которое носит жизненный, практический и жизнеутверждающий характер: "радуйся, из бездны незнания Извлекающая", это – благодарность за избавление из глубин адовых. Античности была в принципе чужда тесная связь жизни и знания, напротив, для христианства она является определяющей. "Благодарим Тебя, Отче, за жизнь и ведение (ὑπὲρ ζωῆς καὶ γνώσεως), которое Ты даровал познать нам через Иисуса, Отрока Твоего" – говорится в раннехристианском памятнике "Учение двенадцати Апостолов народам"[8]. Это знание – надежный корабль человека в его жизненном плавании, и оно приводит человека в спасительную гавань.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама