ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Почему я перестал быть волонтером?

Андрей Зайцев :: 30 апреля 2013

Главная проблема волонтера, который общается с детьми, очень похожа на учительскую – необходимо сохранять ровные доброжелательные отношения со всеми и не переходить определенные границы.

Главная проблема волонтера, который общается с детьми, очень похожа на учительскую – необходимо сохранять ровные доброжелательные отношения с подопечными и не переходить определенные границы

Философ Аристотель называл добродетелью среднее между двумя крайностями, которые возникают от избытка или недостатка (Щедрость, например, – это среднее между скупостью и мотовством).

Способность пройти "царским путем" умеренности – вещь, которой очень не хватало мне, когда я был волонтером в Российской детской клинической больнице. Справедливости ради стоит заметить, что этого же не хватает многим людям, занимающимся благотворительностью.

Одна известная актриса рассказывала, как студенткой попала на практику в один из детских домов. Практически сразу в ней проснулся материнский инстинкт, и она стала обнимать всех сирот, на что опытный воспитатель тут же сказал ей: "Никогда больше так не делайте. Они привыкнут к ласке, вы уйдете, а нам с ними дальше жить".

Главная проблема волонтера, который общается с детьми, очень похожа на учительскую – необходимо сохранять ровные доброжелательные отношения с подопечными и не переходить определенные границы. Допустим, вы можете ездить в больницу лишь раз в неделю на несколько часов. За это время есть возможность сделать что-то очень конкретное – позаниматься русским языком или основами компьютера, поиграть с двумя-тремя детьми, поговорить. Невозможно за два часа в неделю решить психологические проблемы детей и их родителей, а уж тем более "стать им родной матерью", как говорил Карлсон.

В теории это все звучит очень просто, а на практике, даже будучи педагогом по образованию, я набивал себе множество шишек. Дело в том, что многие волонтеры воспринимают больницу, как место ужаса и страданий, и подсознательно хотят компенсировать детям то, чего они лишены – общения со сверстниками, свободы передвижения, тех же мобильных телефонов, поскольку много денег уходит на лекарства и частое или долгое пребывание в больнице.

В результате возникают привязанности, и волонтер может превратиться в "специалиста по всем вопросам". Он начинает собирать деньги на лечение, хотя это не его задача, начинает возить в другие города компьютеры для своих подопечных и тратить свои или собирать чужие деньги для того, чтобы подарить ребенку айфон. В конце концов в голову закрадывается предательская мысль о том, что человечество в твоем лице в чем-то виновато перед этими детьми и их родителями. Верующий человек даже может начать просить у Бога послать ему скорбей, чтобы "сравняться" со своими подопечными в мере страданий.

Как только у человека зародились эти желания, он должен немедленно посоветоваться с духовником, руководителем волонтерской группы или психологом. В противном случае может возникнуть эмоциональная экзальтация, и доброволец начнет жить не своей жизнью, а жизнью своих подопечных.

Я убедился на собственном опыте, что подобный перенос не нужен ни детям, ни мне. В больнице пациенты и так могут поговорить о своей болезни друг с другом, получить порцию жалости и утешений от своих сверстников или родителей. От человека "со стороны" скорее необходим рассказ о том, что жизнь не ограничивается стенами больницы, что ценность ребенка состоит не в его болезни или здравии, а в том, что он из себя представляет. Конечно, не стоит заставлять бегать стометровку колясочника, но в остальном занятия с детьми не должны содержать скидок на их болезнь. Да, существуют правила, и доброволец должен учитывать медицинские рекомендации, но при этом не может быть облегченного курса русского языка.

К сожалению, я не сразу пришел к этим открытиям. Через некоторое время после начала хождения в РДКБ у меня возникли привязанности и я ездил встречать Новый год в другой город вместе с одним из детей. Я не могу сказать, что этот шаг был ошибкой, напротив, после того случая я окончательно убедился в своем праве на частную жизнь, в праве учиться в институте, общаться со своими друзьями, и вести обычную жизнь, не рассказывая каждому встречному о том, чем я занимаюсь в свое свободное время.

Мои же просьбы о ниспослании скорбей кончились в тот момент, когда я получил травму позвоночника. В этот момент все встало на свои места, и пришло осознание, что человек отвечает лишь за свою жизнь и жизнь близких ему людей, что он не может делить весь мир на тех, кто помогает больным детям и тех, кто этого не делает.

Избавление от иллюзий было весьма болезненным и закончилось тем, что я перестал быть волонтером. Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни был поучительный для меня период, до самого последнего времени у меня сохранялись контакты с уже выросшими детьми и не исключено, что когда-нибудь мой волонтерский опыт возобновится.

И последнее. За время моего пребывания в РДКБ были люди, которые уходили оттуда очень быстро. В то же время я знал добровольцев, начинавших свое служение с занятий с детьми, но потом создававших собственные фонды, и посвятившие свою жизнь сбору средств на дорогостоящие лекарства и иной помощи людям с конкретным диагнозом. Разумеется, я не осуждаю их за это, но у меня и нет восхищения перед ними. В конце концов, у каждого своя судьба, главное, чтобы выбор одного человека не становился обузой для других.

Если кто-то посвятил свою жизнь волонтерству, он должен был готов к тому, что мир не будет носить его за это на руках, и не требовать от окружающих также посвятить свою жизнь добровольной помощи нуждающимся.

Источник: Милосердие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама