ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Обращение протоиерея Александра Борисова

08 мая 2013

Дорогие друзья!

Христос Воскресе!

С великой радостью поздравляю всех вас с самым главным христианским праздником – Пасхой Христовой! Все бесчисленные проблемы, болезни, скорби, страдания и трагедии нашей жизни получают свое разрешение в событии Воскресения Христа, изменившем историю мира. Это был ответ Бога на все вопрошания людей о тайне и смысле бытия, на все поиски человеком контакта с потусторонним. Сын Божий принял на Себя все человеческое, кроме греха и в Своем Воскресении вознес человеческую природу к Творцу, соединил с Богом: "Бог вочеловечился, чтобы человек обожился". "Своим Воскресением Бог наполнил Собою весь мир" (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Конечно, путь за Христом – нелегкий. Истина познается через усилие, через преодоление препятствий. Так во всем: в науке, искусстве, вообще в жизни. С легкостью достигаются только очень простые вещи. Но при всех трудностях, жизнь подлинных христиан, которых Церковь называет святыми, всегда наполнена смыслом, всегда радостна, всегда свободна от скуки и уныния. Именно поэтому главная наша книга называется Евангелие, – Радостная Весть.

Для нашего прихода к пасхальной радости присоединяется радость долгожданного начала строительства Дома прихода. Получены все необходимые разрешения от Правительства Москвы. Теперь дело за строителями.

Однако строителям предстоит встретиться с сопротивлением со стороны соседей, жителей д. 6 по Тверской улице, которые уже в начале марта этого года, не имея на то никаких законных оснований, снесли нашу ограду, отделявшую территорию храма от двора дома 6. Часть жителей относится к строительству Дома прихода с пониманием и готовы мириться с неизбежными шумами и прочими обстоятельствами, сопровождающими всякую стройку. Но есть и "непримиримые", готовые пойти на все, чтобы не позволить начать строительство. В редких встречах с ними мне приходилось слышать пожелания: "Стройте хоть на Красной площади, но не у нас под окнами!".

В этом противостоянии, как в капле воды, по существу отражается проблема взаимоотношений всего нашего современного общества и Церкви. Например, инициатива православных жителей Гагаринского района Москвы о строительстве храма на бульваре вблизи метро "Университет", в районе, где поблизости нет ни одного храма, была поддержана лишь несколькими десятками, а против строительства выступили тысячи. Такая же ситуация нередко складывается и в других районах Москвы.

Из дома 6 по Тверской ул., в котором более двух сотен квартир, нашими прихожанами являются только две женщины. Некоторые жители именно этого дома много лет возмущались тем, что мы кормили бездомных. От них поступало множество писем (анонимных) в самые разные инстанции, от Госдумы до Прокуратуры, о том, что наша благотворительность "перешла всякие границы: храм заполнен пьяными бандами гостарбайтеров-мусульман, а истинно православным, русским, коренным москвичам невозможно получить еду или одежду" и т.п.

Как мы видим, здесь нет обвинений в шикарных машинах и т.п. (за неимением таковых). Это наводит на мысль, что и в негативном отношении части нашего общества к Церкви дело, по-видимому, не только в машинах и "часах", а в чем-то еще. Как-то вспоминается эпизод об исцелении Гадаринского бесноватого, из-за которого местные жители лишились целого стада свиней, бросившихся в море и утонувших в нем (Мк.5,1-19). Жители, увидев исцеленного, "устрашились" и "начали просить Иисуса, чтобы отошел от пределов их". Суеверный страх в связи с произошедшим чудом исцеления бесноватого не позволил им выступить более агрессивно. Так что ограничились просьбой "отойти от пределов их". Очевидно, многим людям как-то спокойнее жить без Христа и Церкви. А то с ними можно и чего-то лишиться или делать какие-то не запланированные усилия. Лозунг римской толпы, – "хлеба и зрелищ!", – сегодня становится особенно понятным.

Что же делать христианам? – Очевидно, искать христианского ответа на новые "вызовы" жизни. Суть нашей ситуации, как мне кажется, сводится к тому, что для большинства нашего народа христианство и Церковь не представляются чем-то насущно необходимым, первостепенно важным. Конечно, в конце 80-х, в начале 90-х был, можно сказать, "церковный бум". Проснулся интерес к Церкви, так как при советской власти ее гнали, а вот теперь в храмы можно ходить, ставить свечки, крестить детей, отпевать покойников. Даже множество взрослых людей принимали Таинство Крещения. Конечно же, без всякой катехизации. Однако для большинства все это оказалось лишь обретением некоторых средств и приемов "православной обереги", к великому сожалению, не более.

Интерес к христианству в тот период оказался довольно поверхностным, и ему на смену пришло равнодушие, а порой и враждебность к Церкви, как к институту, призывающему людей к чему-то серьезному, к приоритету духовного над материальным. Люди в большинстве своем вроде бы не против христианства и Церкви, если это никак не затрагивает их спокойствия и интересов. Однако большинство становится в резкую оппозицию, если для этой стороны общественной жизни приходится поступиться, хотя бы самой малостью.

Процесс напоминает ситуацию в семье, где молодой человек или девушка по настоянию родителей наконец-то принимают Таинство Крещения, и после этого вдруг начинают ходить в Церковь, читать Евангелие, молиться утром и вечером, регулярно исповедоваться, причащаться, деятельно участвовать в жизни прихода и т.д. Родители нередко этим начинают возмущаться: "Ну, ты уж совсем фанатиком стал!".

До сих пор основной интерес светских СМИ, когда речь заходит о чем-то церковном, сосредоточен лишь на именах ежедневных именинников, на старинных приметах, о том, что, когда и как сажать в соответствии с этими приметами и т.п. Христианство, как путь к духовной свободе, как радостная весть об исцелении человечества от зла, от бессмысленности и жестокости бездуховного существования, остается далеко за пределами круга интересов светских СМИ. Это вполне понятно, т.к. сами авторы этих передач совершенно далеки от Церкви и, как правило, никогда не читали Евангелия. А ведь для того, чтобы осознать, что же такое христианство и Церковь, необходимо приложить усилия: прочесть Евангелие (и не просто прочесть, а осознать, о чём оно), понять Символ веры, узнать об истории Церкви и т.д. Для всего этого необходимо какое-то время и некоторые усилия, а главное, не задавленное внутреннее ощущение, что "мне это нужно".

Ведь одной из главных потребностей человека является потребность в объекте поклонения. Если им перестает быть Бог, то это место заполняет поклонение диктатору, "светлому будущему", науке, искусству, какой-либо идее или стремление к материальным благам и комфортной жизни. На протяжении нескольких поколений советских людей всякое устремление к духовной жизни выкорчевывалось самыми решительными и жестокими мерами. Так что сейчас мы пожинаем плоды этого грандиозного общественного эксперимента в виде множества общеизвестных негативных явлений нашей жизни, в том числе всепоглощающего устремления большинства населения к обогащению любыми средствами и равнодушия к вопросам духовной жизни. Вспоминаются слова о. Александра Меня, сказанные в конце 80-х годов: "Революция 1917 г. и последующий период атеистической диктатуры нанес России такой урон, что на его преодоление понадобится несколько поколений".

Сейчас положение христианства и Церкви в России, как и в советское время, во многом сходно с тем, каким оно было в первые три века в Римской империи. В империи господствовала богатая языческая, а по существу светская культура. Христиане казались какими-то странными и подозрительными. Жестокие гонения на христиан сменялись периодами относительной терпимости. Но в результате христианство победило и стало общепризнанным.

Эта победа была одержана только тем, что христиане проявляли себя как прекрасные работники, чиновники, воины и вообще были лучшими во всех сферах жизни. Христиане были людьми, жившими по слову своего Учителя: "кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк.10,44). Христиане осознавали себя как члены Церкви, которую ап. Павел назвал "Телом Христовым". Язычники с удивлением и завистью говорили о христианах: "Смотрите, как они любят друг друга!".<...>

Конкретная задача перед нашим приходом – молиться о том, чтобы строительство Дома прихода, столь необходимого для жизни общины нашего храма, успешно завершилось. Будем молиться о том, чтобы Господь обращал сердца враждебно настроенных людей к миру и благоразумию, дал устройство в трудах всем тем, от кого зависит строительство, а нам, прихожанам и служителям храма дал мудрость принимать все обстоятельства как подлинным ученикам Христовым. Будем просить Господа Иисуса словами последних оптинских старцев: "Научи нас молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить". ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ПРОСЬБА КО ВСЕМ, КТО СМОЖЕТ,

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МОЛЕБНЕ

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА ПРИХОДА

ПОСЛЕ ПОЗДНЕЙ ЛИТУРГИИ 12-го МАЯ.

Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.

07.05.2013"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама