ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вера вдохновляет цивилизацию. Кшиштоф Занусси продолжает разговор о вере, начатый Андреем Кончаловским

Кшиштоф Занусси :: 15 мая 2013

В конце восьмидесятых годов Польшу навестил бывший тогда генеральным секретарем ЦК КПСС Михаил Горбачев. В программе его визита была встреча в Варшавском Замке с так называемыми интеллектуалами. Среди них оказался и я, хотя хозяином встречи был генерал Ярузельский, политику которого я никогда, ни при каких обстоятельствах не поддерживал. В период заката коммунистическая власть пыталась демонстрировать плюрализм и открытость по отношению к культурным оппозиционерам, а у меня был именно такой образ, благодаря достаточно флегматичному темпераменту (мой замечательный коллега Вайда в делах публичных бывал холериком).

Привожу здесь довольно давние события, чтобы процитировать мысль, которую у меня вызвала полемика вокруг статьи Андрея Кончаловского. Эту мысль, которую я где-то раньше слышал, высказал публично на встрече с Михаилом Горбачевым. Сегодня я формулирую ее, возможно, яснее, чем тогда, но суть ее проста. История человечества знает много великих цивилизаций: египетская, китайская, индийская, цивилизация майя и ацтеков – тем не менее ни одна из них не вызвала такого ускорения развития человечества, как та, которая выросла из иудеохристианства. И это не случайно. Позиция человека по отношению к Богу, то есть роль единицы по отношению к сакральному в этой традиции исключительна. И когда мы ищем ответ на риторический вопрос, почему Монтесума не завоевал Испанию, а Индия – Великобританию, ответ находится в той области мысли, которая исходит из иудеохристианского представления о спасении, существовавшего на протяжении веков.

Взгляд, который я здесь предлагаю, глобален, далек от деталей, которые иногда противоречат принципу. Выступая перед советским президентом, я пытался задать риторический вопрос: не проигрывает ли его страна вместе с блоком, в который входила также моя родина, в мировом соревновании развития из-за того, что она отошла от общих корней нашей цивилизации, которая должна называться, хотим мы этого или нет, иудеохристианской.

Прошло более 20 лет, и уже без каких-либо риторических вмешательств я могу спросить себя: иудеохристианская традиция все еще является сегодня источником вдохновения для человечества или она исчерпала себя и даже стала тормозом для развития? Должны ли мы считать ее важным элементом нашей самоидентичности или человечество уже выросло из этой традиции, как вырастают из старой одежды, и мы уже вышли за горизонты религиозных систем?

Несмотря на то что я считаю себя христианином, я не отбрасываю априори гипотезы, что наша традиция может быть исчерпана. Что вместо того, чтобы нас вдохновлять, она, возможно, тормозит наше развитие. В таком духе пишет об этом Андрей Кончаловский. Но когда я стараюсь внимательней вчитаться в его слова, то вижу, что речь идет о чем-то совершенно ином, о недоразвитии христианства, о его загрязнении язычеством, его цезарепапизме или, как мы говорим на Западе, "грехе Константина", который пытался привести к огосударствлению христианства.

Когда я читаю критику Кончаловского, на ум приходит французский критик России Алан Безансон, который обвинял ее в том, что она была только литургизирована, а ее христианизация еще впереди. В большой степени те же самые слова можно отнести и к современному христианству на Западе. Оно ждет своего общего возрождения. Но это не значит, что в нем нет силы, которая сегодня вдохновляет людей. Без перенятых от иудаизма десяти заповедей не может быть идеи правового государства. Без Заповедей любви, которые принес Христос, нет прав человека, уважения к личности, нет солидарности и нет милосердия. Без всего этого наследия человечество скатывается к варварству, к состоянию племенного общества или национального общества, в котором нет места никаким универсальным идеалам. Критики христианства с легкостью составляют перечень грехов, совершаемых христианами, и указывают на то, что часто для плохих поступков находятся объяснения, которые якобы следуют из Откровения. И тут, чтобы понять этот процесс, нужно вернуться к архетипу первородного греха и испорченной природы человека и обратить внимание на то, что данное людям христианство, несмотря на свое неизменное содержание, находится в постоянном развитии и подвергается модернизации так, как подвергается ей жизнь развитых обществ. Мы должны задать себе вопрос: умеем ли мы прочитывать христианство так, как этого требуют проблемы высокоразвитых обществ, для которых евангельская притча должна служить примером в мире высоких технологий и новых общественных отношений.

Я чувствую себя человеком Запада и с радостью наблюдаю за процессом осовременивания моей страны и моей части мира. И могу назвать десятки примеров того, как современное христианство содействует переменам к лучшему, как пробуждает совесть и способствует человеческой щедрости, бескорыстному идеализму, как расширяет горизонты временности жизни, указывая на перспективу бесконечности, при которых повседневный эгоизм, жажда наживы и власти выглядят жалкими признаками духовной недоразвитости.

Я упоминал "грех Константина" и вечное искушение инструментализации веры, передачи ее на службу светским властям. У нас в прошлом две тысячи лет негативного опыта, которые стали для нас уроком. Разделение государства – то есть светской власти – и власти духовной совершалось много раз, и эффектом этого всегда было положительное влияние на духовность (хотя есть и противоположные примеры, чаще всего, времен крупных исторических угроз).

Думая сегодня о модернизации веры (при наиточнейшем сохранении ее сути), следует учиться на ошибках. Вера, подчиненная светской власти, слабеет.

Папское государство будет тут хорошим примером, чтобы задуматься.

Перед тем, как стать кинорежиссером, я учился на физика. И от этой учебы у меня осталось четкое ощущение повседневного общения с Тайной. Наука освещает небольшое пространство, и оставляет чувство, что остальное неизвестно. Это осознание переносится также на человеческую жизнь, на нашу судьбу, которая разыгрывается во времени и в которой верующие находят след Смысла, что является религиозным чувством.

Я никогда не чувствовал угрозы вере со стороны разума. Разум чаще всего угрожает себе самому. Если он доискивается правды и делает это честно, то не сможет увести человека на ложный путь. Передо мной слова, написанные недавно католическим ксендзом Михалом Хеллером (кстати, лауреатом, сравнимой с Нобелевской премией награды Темплтона), который одновременно является профессором естественных наук. Он утверждает, что "наше понимание материального мира может сильно измениться, а может быть, в нем даже произойдет переворот, благодаря тому, что мы откроем в грядущие годы. Если современная теология не будет интересоваться завоеваниями науки, в самое ближайшее время она окажется на периферии культурной жизни". Автор этих строк был близким другом и советником Папы Иоанна Павла II. Из его уст доносится предостережение перед так называемым религиозным фундаментализмом, у которого на все есть готовый ответ и который сводит религию к слепой вере.

"Теология вмещает очень мало правд. Если скаталогизировать догматы христианства, то не знаю, было ли бы их больше десяти. Остальное – это открытое пространство, доступное для разных интерпретаций. В свою очередь, в фундаментализме все окончательно определено. А то, что не вписывается в эти определения, является злом", – так говорит ксендз. Я вырос с убеждением, что фанатизм или фундаментализм – это признаки очень слабой веры. И снова цитата из Хеллера: "Если веришь в Бога, то нужно признать, что он невообразимо превосходит наши возможности понимания".

Меня учили, что восточное христианство всегда делало акцент на теологии отрицания, которая позволяет отбросить фальшивые гипотезы, относящиеся к тому, каков есть Бог. Возможно, в этом сегодня заключается ее потенциал. Восток всегда глубоко переживал понятие Святости и чувство Тайны. Эта глубина переживания означает также присутствие Милосердия, и так я понимаю позицию Патриархата против драконовского приговора для девочек из "Пусси Райт". По многим отдельным вопросам, о которых очень интересно пишет Андрей Кончаловский, я, как поляк и католик, высказываться не должен. Но думаю, что, несмотря на внешние различия, мы согласны в главном: мы верим, что христианство не исчерпало себя, что у него есть огромный потенциал, который по человеческой слабости мы часто теряем зря.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама