ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Печерский Патерик: "Несвятые святые" Древней Руси

Андрей Зайцев :: 16 мая 2013

В начале XIII века из переписки епископа Владимирского Симона и инок Киево-Печерского монастыря Поликарпа возник один из известнейших памятников древнерусской литературы, Киево-Печерский патерик. Он сочетает в себе назидательность и повествование, от которого невозможно оторваться и в наше время. Перелистываем страницы патерика накануне памяти одного из его главных героев – прп. Феодосия Печерского.

Причиной для появления этого памятника стало недовольство Поликарпа своей участью и желание стать епископом. Он имел высокую покровительницу – княгиня Верхуслава хотела сделать инока Смоленским или Юрьевским архиереем, но первый владимирский епископ, от которого зависело назначение, решил, что Поликарпу еще рано покидать обитель. Симон пишет своему другу, призывая его остаться в монастыре и не искать власти. В качестве иллюстрации святости Киево-Печерскоой обители архиерей приводит несколько рассказов о жизни ее подвижников.

Слова Симона так подействовали на Поликарпа, что он становится настоящим летописцем монастыря, основанного Антонием и Феодосием Печерскими. До XV века в составе патерика не было жития Феодосия Печерского, до XVII – жития преподобного Антония.

Проблема состояла в том, что агиографические сочинения об основателях обители появились еще в конце XI века. Житие Феодосия, вероятнее всего, было написано Нестором летописцем до 1088 года. Появившееся примерно в это же время житие Антония Печерского не получило широкого распространения. В начале XIII века этот текст еще был известен составителям патерика, но ко второй половине XV – времени создания Первой и Второй Кассиановской редакции, жизнеописание старшего основателя обители было утеряно, и в состав памятника вошло несторовское житие Феодосия Печерского.

Забвение текста не было случайным событием – древнейшее житие Антония составляли греки, желавшие показать, что создание монастыря их дело.

Феодосиевская же традиция, которой придерживались и Симон с Поликарпом, напротив, считает Киево-Печерскую обитель культурным центром русского православия, где воспитывались новые епископы, куда уходили князья и разворачивались драмы, которым могли бы позавидовать и авторы современных сценариев.

Традиционно повествование начинается с рассказа о том, как строился главный храм обители в честь Успения Богородицы, но сюжетное ядро патерика предполагало другую композицию.

Три первых рассказа епископа Симона посвящены трем мученикам за Христа: инока Евстратия распял еврей, преподобного Никона истязали половцы, которые желали получить за него солидный выкуп, а преподобного Кукшу убили язычники-вятичи.

Причины страданий у каждого из этих святых были свои – Евстратия истязатель пытками заставлял отречься от Христа, владелец преподобного Никона сперва расстроился из-за отказа последнего просить у родственников денег за избавление от плена, а затем перерезал иноку жилы на ногах, чтобы тот не смог сбежать; преподобного Кукшу убили язычники, которых разгневала успешная проповедь, сопровождаемая чудесами.

Составители Печерского патерика, конечно, не стремились показать жизнь во всей ее полноте (у житийного жанра другие задачи), зато они смогли показать многообразие путей святости и греха, конфликт между земным и небесным.

Начало этому было положено еще в Житии Феодосия Печерского: в рассказе о детстве святого Нестор отходит от традиционных житийных схем и показывает жесткую борьбу подростка с матерью за право уйти в монастырь. У той истории был счастливый конец – родительница примирилась с сыном и окончила свои дни в монастыре святого Николы в Киеве.

К Житию Феодосия восходят и неполиткорректные по современным меркам патериковые новеллы о прениях с евреями, язычниками или армянами. По свидетельству Нестора, преподобный Феодосий иногда тайно по ночам уходил в Киев, чтобы спорить с иудеями о вере. Агиограф не сообщает читателям подробности и результаты этих споров, но в Печерском патерике можно найти свидетельства о том, что в Киеве постоянно возникали прения о вере между представителями разных народов.

Новелла об Агапите-лечебнике рассказывает о состязании инока, лечившего травами и силой молитвы, с профессиональным медиком – армянином по вере. Последний был средневековым аналогом доктора Хауса, и мог по пульсу, и внешнему виду и состоянию больного точно предсказать время его кончины. При этом врач иногда отказывался лечить страдальца, если его смерть была близка. Кульминацией новеллы становится предсказание смерти самому Агапиту. Чтобы оценить его состояние, армянин взял его за руку, а потом святой узнал о его неправославии. Дальше лекарь-иноверец обещает уйти в монахи, если преподобный не умрет в предсказанное время. Нетрудно догадаться, что преподобный Агапит поправляется, а Православная Церковь обретает нового инока.

Патерик Печерский, в отличии от Жития Феодосия, очень интересно относится к смерти. Вряд ли найдется другой древнерусский агиографический текст, в котором смерть описана так реально и буднично.

Самой известной макабрической новеллой считается история о Марке Гробокопателе. Он выдалбливал в печерских пещерах места для захоронения иноков. Это была тяжелая работа, требовавшая больших усилий. Составители патерика отдельно упоминают о том, что преподобный Марк погребал братьев, не требуя никакого вознаграждения. В остальных обителях, а иногда и в Киево-Печерском монастыре забота о больных и покойных часто напрямую была связана с размером кошелька последних, о чем можно узнать и из текстов самого патерика.

Преподобный Марк также умел воскрешать мертвых на непродолжительное время. Однажды по болезни он не успел приготовить могилу и попросил усопшего подождать сутки. Брат открыл глаза, сел, и день провел в оцепенении. После того, как святой закончил с обустройством места последнего упокоения, новопреставленный лег в могилу и окончательно умер.

Еще более поразительная история случилась с Афанасием Затворником, который воскрес из мертвых и много лет провел в полном молчании и затворе, лишь иногда призывая братьев к покаянию.

Если же перейти от житийной составляющей к исторической, то Киево-Печерский патерик представляет собой уникальный по своей сложности корпус текстов. С начала XV по XVII век от редакции в редакцию в него добавлялись новые тексты. Сперва было житие Феодосия Печерского, которое было изменено специально для патерика. В текст Нестора был добавлен эпизод о том, как умирающий святой просил Киевского князя Святослава взять монастырь под свое покровительство и оберегать его от посягательств церковных и светских властей. Во второй половине XV века эта вставка служила своеобразной охранной грамотой для обители, отстаивавшей свою независимость и право на самоуправление.

В состав патерика также вошли и летописные тексты об основании Печерского монастыря и первых иноках этой обители. Они были взяты из Повести временных лет, и их автором является другой Нестор – летописец, чьи мощи до сих пор можно увидеть в пещерах.

К началу XVII века в патерик были добавлены рассказы об иноках, взятые из Жития Феодосия Печерского, написано новое житие Антония Печерского взамен утраченного, а также рассказы об иноках, живших после XIII века.

Все это дает читателю уникальную возможность из первых уст узнать о быте и нравах Древней Руси. Монахи и миряне предстают перед собой во всем разнообразии человеческой природы. Так, например, в истории о преподобном Пимене рассказывается о нерадивом иноке, которого исцелил святой в обмен на обещание ухода за ним (подвижник страдал тяжелым недугом, не мог ходить и страшно смердил).

Исцеленный брат не выполнил своего обещания, и страдалец по нескольку дней оставался даже без воды. Заметим, что все происходило в общежительном монастыре, где было специальное помещение для старых и больных насельников, но тело праведника издавало столь неприятный запах, что никто не хотел ему помогать.

Эта и многие другие новеллы Киево-Печерского патерика разрушают у читателя ложно благочестивое представление о монастыре как о месте пристанища святых. Еже Нестор в житии Феодосия Печерского дает примеры того, что святость обители напрямую связана с личность его младшего основателя. Лишь только преподобный Феодосий умер 3 мая 1074 года, как в обители начались распри, и братия выбрала себе игумена вопреки воле праведника, а строгое общежительство мало помалу начало разрушатся.

Киево-Печерский патерик лишь продолжает эту традицию, предлагая читателю погрузиться в повседневный мир русского иночества со всеми его достоинствами и недостатками.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама