Почему на некоторых крестах над куполами храмов есть фигурка птицы? Что означает изображение короны на других крестах? В чём смысл виноградной лозы, обвивающей крест, или скатывающихся с него капель? Что символизирует полумесяц в основании креста и как расшифровываются те или иные монограммы, которые иногда встречаются на кресте?
Оказывается, у каждой детали на кресте есть свой смысл. Фигурка голубя, например, символизирует присоединение Святого Духа к храму и к молящимся в нём. А корона на кресте свидетельствует о том, что в храме бывал кто-то из царственных особ. Капли на кончиках креста это кровь в память о страданиях Христа. Полумесяц имеет целый ряд значений, в том числе и Вифлеемской колыбели.
Об этом и многом другом можно узнать в книге-альбоме "Крест в русском небе", только что вышедшей в издательстве "Даниловский благовестник". Это уникальное издание, которым можно просто любоваться так красивы и неповторимы более 450 изображений надкупольных крестов, собранных по всей России. Но это и серьёзное научное исследование: автор искусствовед Наталья Шулакова изучает тему уже много лет, начиная со своей дипломной работы. И наконец, это очень полезное практическое пособие для тех, кто занимается строительством и восстановлением храмов.
Ведь сейчас мало кто знает, что надкупольные кресты, или, как ещё их называют, надглавники, отличают русское православие от других христианских культур своим богатейшим разнообразием. В России нельзя было встретить двух одинаковых крестов над храмами. Они виртуозны по исполнению, тщательны по мельчайшим деталям, наполнены многими смыслами. Среди них есть единственные в своём роде шедевры, которые можно увидеть в альбоме. В Ельце, например, над храмом стеклянный крест, внутри которого струйка воды постоянно омывала все грани и создавала неповторимое свечение. А в русском храме в Вене сердцевина надглавника из хрусталя.
При этом каждому региону соответствовал особый стиль, говорит Наталья Шулакова, псковские надглавники нельзя было спутать с московскими или новгородскими. А сейчас это во многом утеряно. На Софринской фабрике есть восемь образцов крестов, вот из них и выбирают, когда берутся за строительство или восстановление храма, а о местных стилях никто, как правило, и не вспоминает. И наш альбом может помочь в этой работе.
Такая книга сейчас очень нужна, сказал председатель издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Климент (Капалин), ведь далеко не все понимают важность и смысл православного креста. Это же не просто украшение храма. Не случайно большевики первым делом пытались сбросить с церквей кресты. Их даже изображение креста пугало. На фотографиях его ретушировали, а фотоснимки храмов в советское время предписывали делать с южной стороны, чтобы крест сбоку не был виден. Откуда же такой страх? Казалось бы, если вы не верите, то чего боитесь? Вы же Змея Горыныча, допустим, не страшитесь, потому что знаете, что его нет, разрешаете сказки про него издавать. Дело в том, что и они чувствовали силу креста. Ведь это символ победы Христа, для одних спасение, для других неотвратимая угроза.
Источник: Крестовский мост