В подмосковной Рузе открыли памятник героине Великой Отечественной войны Зое Космодемьянской работы Зураба Церетели. На открытии присутствовали исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев и министр культуры РФ Владимир Мединский.
Записная книжка Зои Космодемьянской заканчивалась словами Гамлета: "Прощай, прощай и помни обо мне!" Они были записаны в октябре 1941-го. Перед ними стояли слова Салтыкова Щедрина: "...Люблю Россию до боли сердечной". Большие выписки из "Фауста": "Рвусь в боевой пожар,/Рвусь я к борьбе". И не цитата, собственные впечатления запись о том, кто посылал ее в "пожар" "Секретарь Московского комитета скромный, простой. Говорит кратко, но ясно. Его тел. К 0-27-00, доб. 1-14".
Она была девочкой из хорошей семьи (ее любимый дядя Сережа, брат матери, учился в Брюсовском институте) и, судя по ее идеалам и верности им, похоже, на голову выше сверстников.
"Она у вас великолепно читает Гете", восхитился Аркадий Гайдар, с которым Зоя за год до своей гибели встретилась и подружилась в подмосковном санатории, мать всегда их заставала в парке вместе. Он погиб чуть раньше, когда она вписывала в дневник строчки из "Гамлета" и "Фауста".
Образ Зои ее человеческая красота, необычность, сложность, вырастающая интеллигентность придавлен и сплющен то ли иссушающей идеологической нагрузкой, то ли нашим невниманием.
Ну а в последние два десятилетия на него свалилась "ревизия" с позиций безжалостного прагматизма времени: не был ли ущерб немцам в Петрищеве слишком мал, а героические усилия Зои бесполезны? Не были ли они безрассудны: ведь жители сожженных ею домов не знали куда деваться? И не была ли она при жизни просто психбольной (с Гайдаром-то встретилась в санатории нервных болезней!), а после смерти лишь козырем сталинской пропаганды, пронзительным призывом к мщению?
И в этом снова примеси идеологических нагрузок, только с обратным знаком, и снова невнимание к человеку.
Зоя прославилась не случайно.
Игумен Петр ЕРЕМЕЕВ, ректор Российского православного университета: "У подвига Зои Космодемьянской и других героев этой великой войны ярко выраженное евангельское дыхание. Они словно иллюстрируют слова Христа о том, что высший подвиг любви отдать свою жизнь за других людей. Положить душу свою за друзей своих. Такие подвиги спасали наш народ в самые тяжелые моменты истории".
Источник: Российская газета