Сборник статей "Перелом", недавно появившийся и в бумажном, и в электронном варианте, имеет подзаголовок "о справедливости традиции". В нем действительно много говорится от традиции, и сам этот сборник продолжает (можно даже сказать, "возрождает") русскую традицию общественной мысли.
Это не позволяет считать его просто еще одним сборником публицистических статей. В наши дни публицистика это, очень во многом, реакция на текущие события и высказывания, на "инфоповоды", которые будут забыты через неделю, если не через полчаса. "Перелом" ставит перед собой другую задачу рассмотреть нашу общественную и культурную жизнь не в сиюминутных, а в более протяженных координатах. Так, заблудившись, люди стараются найти самую высокую точку, чтобы осмотреться.
Сборник начинается статьей Михаил Тюренкова, известного православного публициста, заместителя главного редактора газеты "Культура". Михаил говорит о Православии как об основе общественной этики "сам факт того, что в российском обществе по-прежнему высоко ценятся идеалы социальной справедливости, взаимопомощи и солидарности (пусть не в практическом смысле, но на аксиологическом уровне) наглядно демонстрирует то, что православная этика из нашего народа не вытравлена" и указывает на необходимость внятно сформулировать "систему общественных ценностей, на которых конкретное государство должно выстраивать как внутреннюю, так и внешнюю политику".
Сергей Черняховский, российский политический философ, политолог и публицист, рассматривает в сборнике проблему соотношения традиции, модерна и сверхмодерна.
Другой автор сборника Евгений Бержеларский, постоянный автор журнала "Итоги", в статье "Логика и смысл современного либерализма" подвергает тщательному и жесткому анализу современную либеральную идеологию, делая несколько очень интересных наблюдений. Он обращает внимание на то, что "Если отжать сопутствующую либеральному направлению мысли правозащитную риторику, то реальный, утилитарный смысл либерализма будет заключаться в решении одной задачи: ограничить любую власть, кроме денежной". По наблюдению автора, "Борьба за права меньшинств реально необходима правящему классу для того, чтобы ограничить права большинства. Или чтобы расколоть это большинство". Он говорит о таком явлении, как "Капитал в обмен на идеологию": "Если речь идёт о вывозе капитала, то движение идёт от периферии к центру (скажем, из России в США). И никак не наоборот. Если о вывозе идеологии, то наоборот – из центра к периферии, в направлении остального мира".
Идейным центром сборника, задающим его тон, можно назвать статью Александра Щипкова "Левый консерватизм". Статья поднимает очень важную проблему соотношения консерватизма как приверженности ценностям веры, традиции, семьи и левого подхода к экономике. Он подробно рассматривает, что мы можем понимать под "консерватизмом" и где он пересекается с левой идеей как идеей социальной солидарности. В деятельности европейских левый мы видим связку между левыми воззрениями на экономическую жизнь и отвержением традиции воинствующим антиклерикализмом, продвижением абортов, извращений и всего того, что один из римских пап справедливо называл "культурой смерти". Автор показывает, что такая связка является полностью искусственной, и для России было бы органично сочетание левой идеи и консерватизма.
Художник и публицист Максим Кантор выступает с искусствоведческой статьей "Перспективы авангарда", причем ее присутствие в сборнике общественно-политической тематики оказывается более чем уместным. Автор показывает, как политические взгляды и мировоззрение эпохи находит отражение в ее искусстве. Журналист, политолог, постоянный ведущий телеканала "культура" Виталий Третьяков в статье "Конец партийности и сословная демократия" делится своими мыслями о том, почему сословное представительство могло бы лучше послужить интересам страны, чем партийное. Другой автор сборника Игорь Потапов обращается к вопросу "может ли государство быть нравственным?" и рассматривает вопрос о том, как мог бы формироваться и как функционировать "блюстительный орган" в государстве. Сборник завершает еще одна статья Александра Щипкова "Смерть интеллигенции". Что из себя представляет отечественная интеллигенция? Как она видит себя и насколько это соотносится с реальностью? Какую эволюцию она претерпела в ходе истории? Автор приходит к довольно резкому выводу интеллигенция, как сословие, мертва. Как говорит он сам, "На самом деле интеллигенция не может воскреснуть. Новая интеллигенция невозможна. Да и не нужна. Нужен новый слой. Слой органических интеллектуалов, уважающих национальные ценности, традицию, принципы социальной справедливости и нравственные нормы, включая православную этику. Только такая общность может составить конкуренцию "креативному" классу, который живёт на информационную ренту и формирует ложное сознание российского большинства"
Сборник "Перелом" важный этап в самоосознании этого слоя "органических интеллектуалов", и он может и должен послужить тем центром кристаллизации, вокруг которого он и будет формироваться.
Источник: Радонеж