Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в ходе своего выступления на международном форуме "Валдай-2013" напомнил о проблемах, которые стоят перед Россией в области межнациональных отношений и о роли религиозных общин в решении таких проблем.
"Большое спасибо. Я постараюсь, учитывая регламент, может быть, несколько бессвязно объединить несколько тем, которые очень хотелось бы сегодня поднять.
Я рад здесь видеть многих добрых друзей, в том числе людей, с которыми мы, наеврное, не виделись пять и более лет. Рад, что клуб сегодня собрал действительно людей очень разных, но способных к диалогу и способных сказать многое из вещей важных для настоящего и будущего России.
Как уже сегодня было сказано, Межрелигиозный совет России отмечает круглую дату, знаменательную дату, и жизненность этого органа показала правильность российской модели межрелигиозного диалога. Это модель, которая не связана с попытками смешать или изменить вероучения, не связана с попыткой идти по пути "богословия приспособления", которое, к сожалению, очень серьезно скомпрометировало и сделало безжизненной деятельность многих религиозных общин на Западе.
Мы не отказываемся от своего богословского идентитета. Мы, православные христиане, считаем, что Православие – это единственный путь ко спасению. И, несмотря на то, что некоторые богословы в XX веке пытались приспосабливаться к тем, кто активно стремился лишить православие этого самосознания, сегодня оно в высшей степени присутствует среди священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, как и православного мира в целом.
Мы знаем, что наши братья-мусульмане, наши братья-иудеи также настаивают если не на единственности, хотя обычно так и происходит, то на наилучшести своего пути. И относимся к этому нормально.
Мы не считаем, что целостность религиозного мировосприятия – это препятствие к диалогу. Не пытаясь изменить богословски друг друга, мы пытаемся изменить мир, в том числе на путях созидания добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. И, вы знаете, это получается, как мне кажется, у нас лучше, чем у тех, кто, считает, что нужно любой ценой переделать богословские доктрины, приспособив их к чуждому для религиозного сознания дискурсу.
Сегодня очень важно для верующих людей не бояться прямо говорить о своем взгляде на окружающее общество и пытаться изменить это общество, изменить мир. Сегодня очень важна нравственная роль религиозных общин. Не только в вопросах, которые набили оскомину не по нашей вине – таких вопросах как отношение к однополым бракам или пропаганде гомосексуализма. По всем нравственно значимым фронтам религиозные общины должны, не стесняясь, прямо, ясно говорить о том, как они считают необходимым изменить общество.
В вопросе о пропаганде любого разврата – вовсе не обязательно однополого, в вопросе коррупции, в вопросе сращивания чиновничества и экономических интересов, даже легитимных экономических интересов. Вот во всех этих вопросах мы должны ясно говорить о том, что в течение многих веков считаем правильным. И о том, что считаем неправильным.
Религиозные общины такой страны как Россия, да и большинства стран мира, сегодня вполне могут предложить миру новый вектор развития. И сказать, что вектор развития, который, в частности, основан на приоритете экономического интереса, особенно частного экономического интереса, – это вектор, совершенно не совпадающий со всей мудростью человечества, в том числе с мудростью религиозных доктрин, которые здесь представляют православные христиане, мусульмане, в значительной степени иудеи и верующие других традиционных религий.
Мы можем спросить, не расходится ли с совестью человечества современная мировая экономическая система. Спросить, нормально ли, что чиновничество и бизнес столь сильно переплетены, и не нужно ли воспитывать чиновничество в атмосфере, свободной от частного экономического интереса. Спросить, почему сегодня одна страна или группа стран объявляет свою модель мирового развития правильной, а все остальные – ложными.
Вот все это спросить мы имеем полное право, и имеем полное право дать на все эти вопросы свой ответ, ответ верующих людей, которые основывают свою жизнь и желают основывать жизнь всего общества на основах нравственных норм, которые хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечны.
Последнее, что хотелось бы сказать – мне думается, очень важно сегодня нам быть честными в диалоге, в том числе в диалоге межрелигиозном. Перед Россией стоит множество проблем, о которых сегодня отчасти было сказано. Это проблема межнациональных отношений, проблема отношений между мигрантами и внутренними переселенцами с одной стороны и коренным населением многих регионов – с другой стороны. Проблема разного отношения к тем или иным явлениям современной жизни.
Нам не нужно стараться эти проблемы игнорировать или делать вид, что они исчезнут через 50 лет. Мы всегда будем разными – православные христиане и мусульмане, представители Востока и Запада, представители китайской цивилизации, исламского мира, представители русской православной цивилизации. У нас будут разные представления о том, как должно быть устроено общество. Разные законы – нравится это кому-то или нет. Разные общественные идеалы. Это придется признать рано или поздно всем, в том числе представителям Запада, которые, как мне кажется, должны, на самом деле, больше прислушиваться к нашему опыту, а не пытаться всю жизнь изменить наш исторический путь. Но, оставаясь разными, мы должны уметь общаться друг с другом и приносить друг другу и всему миру какое-то количество пользы.
Спасибо"