Широко освещавшееся прессой известие о "прибавлении в семействе" Аллы Пугачевой и Максима Галкина, которым суррогатная мать недавно родила двойню, заставила известных священнослужителей – в частности, главу Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова и известного православного публициста, профессора МДА протодиакона Андрея Кураева высказаться о суррогатном материнстве. Напомним, в Основах социальной концепции РПЦ, принятой Архиерейским собором в 2000 году, говорится: "Суррогатное материнство... противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания".
О. Димитрий и о. Андрей приводят следующие доводы: Суррогатное материнство сродни проституции: тело женщины используют для чьего-то удовольствия быть отцом или матерью. Суррогатное материнство сродни фашизму или работорговле: человек рассматривается как орудие и средство посторонних ему целей. Суррогатное материнство беспощадная и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Суррогатное материнство психологически травмирует и женщину, отдающую рожденного ею ребенка чужим людям, и самого ребенка, который рано или поздно узнает тайну своего рождения. Суррогатное материнство – технология, востребованная, в частности, гомосексуалистами: оно дает возможность, не прикасаясь к женщине, стать отцом.
Отец Андрей Кураев пишет: "Если пара с огромным возрастным разрывом, приобретшая через "суррогатное материнство" дитя, придет вдруг его крестить, я считаю, их надо остановить. Эти очень неприятные истории часто прикрывают гомосексуальные шашни наших эстрадных "звезд". Обычно "суррогатных детей" берут гомосексуальные пары, а среди "звездюков" нашей эстрады такая парность часто в порядке вещей. А раз жизненный путь малыша отмечен грехом его родителей-"заказчиков", с ними следует очень серьезно говорить на эту тему. Раз они стоят на пороге церковного Таинства, то для Церкви естественно требовать от них покаяния в этом грехе. Не позировать перед телекамерами, а с большой горечью сказать, что все произошло путем греха, и дать перед лицом Церкви обещание, что такого больше не произойдет. Как и рекламы греха. Если же их суррогатные дети будут легко крещены, это будет означать, что они встретились с очередным бессовестным священником, который крайне небрежно относится к исполнению своего пастырского долга. И на мой взгляд, на это должна будет последовать реакция патриарха".
"Не следует ли религиозным организациям решительно выступить за запрет этого "бизнеса" в России? Следует ли, на ваш взгляд, в таких случаях отказывать родителям в крещении ребенка?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Мнения священнослужителей
Протоиерей Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии: "Вопрос довольно сложный. Пока еще нет единого соборного решения на этот счет. Есть только отдельные высказывания и предположения. В словах священнослужителей есть доля правды. Только мне кажется не совсем верным отказ в крещении детей.
Родился же полноценный человек, пусть и в грехе, но он-то ни в чем не виноват. Поэтому по поводу крещения детей, рожденных от суррогатной матери, надо бы собрать комиссию и все обсудить.
Здесь важный вопрос именно в христианском воспитании, потому что этим должен крестный заниматься. Крещение не какая-то мантра, которая автоматически освободит человека от скорбей и недугов. Ребенок с самых первых мгновений должен ощущать присутствие Божие. Но что за семья, если она ребенка получила с помощью суррогатного материнства? Если они начали свой пусть с обмана, фальши, откуда следует, что эти люди воспитают ребенка в вере?
Предположим другой вариант: у абсолютно верующих родителей нет детей, и они, не получив благословения, с помощью суррогатной матери получили ребенка на воспитание. Конечно, они согрешили, но они хотели этого ребенка. Так что вопрос сложный с этической и медицинской точки зрения.
И в целом, медицинские технологии совершенствуются с каждым годом, будет все больше технологий, которые будут вводить в организм человека. Что со всем этим делать? Человек, который будет напичкан искусственным сердцем, почками, другими органами – он тот же самый человек или другой? Как ко всему этому тоже относиться? Тут надо все внимательно обсудить и взвесить.
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник":
Насчет отказа в крещении я бы не был столь категоричен. Дело в том, что церковные правила и существующая церковная практика не вполне совпадают. Конечно, крестить можно только детей воцерковленных родителей, потому что так ребенок будет воспитан в православных традициях. Но на практике мы после двух бесед о церковной вере с будущими крестными родителями допускаем их к крещению, даже подчас не имея свидетельств об их церковной жизни и об отсутствии смертельных грехов, как требуют правила.
Что касается суррогатного материнства, тут трактовать по-другому невозможно, и Церковь однозначно высказалась, что это недопустимая биотехнология. Люди, идущие сознательно на этот шаг, знают позицию Церкви, и нельзя даже предположить, что Пугачева с Галкиным не знали об этом тем более не так давно был скандал с крещением ребенка Киркорова. То есть люди сознательно нарушают правила Церкви. Это, конечно, ставит их вне церковного сообщества, поэтому в данном конкретном случае я даже не знаю, как решать вопрос о крещении их детей. Одно дело, когда грех совершается по неведению, по большому соблазну, без осознания, что это грех. Тут же речь идет о сознательном выборе людей.
Думаю, в данном случае вообще вопрос о крещении должен решаться не на уровне священнослужителя. Это как вопрос о венчании второго брака, который находится в ведении епископата. И тут, думаю, ни один священник не должен брать на себя принятие решения крестить или нет. Это должен решать один из викарных архиереев или даже патриарх.
Джафар БИКМАЕВ, муфтий Ростовской области:
Я полностью согласен с православными священниками. По исламу таким детям запрещено преподавать, обучать, воспитывать их. Такой метод появления на свет противоестественен. Дети должны знать, кто их отец и мать.
Скоро в Москве будут отмечать 220-летие нашего Духовного управления мусульман, и я там буду присутствовать. На встрече также будут президент и патриарх Кирилл. И я обещаю: мы выразим свое мнение по этому поводу.
Я против суррогатного материнства, как бы хорошо ни относился к Алле Борисовне. Это неестественно и противоречит законам Всевышнего.
Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, имам Тульской области:
Абсолютно согласен с Кураевым и Смирновым, которых я очень уважаю. Суррогатное материнство это торговля людьми, это аморально, не говоря уже о том, что этим пользуются гомосексуалисты. Как такие люди будут воспитывать ребенка?
Почему бы тому же Киркорову не зачать ребенка естественным путем, если он нормальный мужчина? Много же прекрасных нормальных семей артистов с детьми. Ребенок все равно узнает, что рожден суррогатной мамой, и тогда какие вопросы возникнут у него в голове? Да, ребенка можно красиво одеть, сделать его героем светской хроники, но когда станет взрослым, он по-разному может отнестись, узнав, что появился на свет с помощью суррогатного материнства. В исламе это категорически неприемлемо, считается бесовщиной. У нас вообще всегда были многодетные семьи. Я родился девятым в семье, хотя у нас особого достатка не было. При этом мы выросли нормальными людьми, хотя росли в тяжелые годы. А сейчас идет полное моральное разложение общества.
А та мама, которая отдает своего ребенка, поступает соразмерно преступлению. Нужны деньги? Давайте тогда еще и детей продавать на органы! Это бесчеловечно и преступно. Мы обязательно в ближайшее время эту тему будем поднимать для обсуждения. В мусульманских семьях, кстати, такой вопрос даже не стоит.
Олег ЕФИМОВ, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы:
Как православные христиане и церковные люди мы должны относиться к этому, прежде всего, по закону. Существует документ, который является для нас чем-то вроде церковной конституции Основы социальной концепции РПЦ. Еще до принятия данного документа шли его обсуждения, общественные слушания проходили по всей России. Так случилось, что я был ответственным секретарем Общероссийских чтений документа. Пока он обсуждался, велись горячие споры, вносились дополнения. После принятия документа Архиерейским собором, одобрения его Церковью он является обязательным к исполнению.
Этот документ отвечает в том числе и на такие вопросы, которые раньше даже не приходили никому в голову. Например, в прежние времена суррогатного материнства не существовало: были некоторые исключительные случаи, когда для продолжения фамилии богатые бездетные пары усыновляли ребенка, но не было налаженного бизнеса, торговли. В документе Основ социальной концепции дана нравственная оценка этому явлению, и мы обязаны исполнять букву написанного закона. Относительно крещения этих младенчиков, которые появились на свет подобным путем, сегодня тоже прописаны требования предъявляемые к родителям и крестным младенцев перед осуществлением Таинства крещения. Для несовершеннолетнего младенца существуют крестные родители, которые ответственны за чадо перед Богом, и они несут ответственность за дальнейшее духовное попечение младенцев. Если у Аллы Пугачевой и Максима Галкина найдутся люди, которые возьмут на себя эту ответственность, то я не вижу препятствий. Хотя, конечно, решение должен принимать конкретный священник. Меньше всего мне бы хотелось осуждать этих людей. Они знали, что делают, это их ответственность. Я с большим уважением отношусь к творчеству Аллы Борисовны и не хотел бы ее осуждать. Но нравственная оценка суррогатному материнству как явлению дана, и я к ней присоединяюсь.
Источник: REGIONS.RU|||