ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Жители района спустя неделю после погрома: "Мигранты с улиц почти исчезли. те, кто встречается, смирные стали какие-то"

Через неделю после погромов из Бирюлево почти исчезли мигранты

Владимир Ворсобин :: 22 октября 2013

Обозреватель "КП" попытался понять, почему в Бирюлеве стал возможен межнациональный конфликт и что изменилось после него.

Странно – от станции метро "Пражская" до Западного Бирюлева десять минут на маршрутке, а впечатление, что попал... Просто попал, и все.

Режиссер Звягинцев снимал здесь свою "Елену".

Помните финал фильма? Дети главной героини буднично в кровь бьются с кавказским пареньком... Вот они декорации. Cерый промышленный район. На въезде исполинские, окутанные кучерявыми облаками испарений трубы ТЭЦ. На горизонте паутина высоковольтных линий. Бесконечный город фур – та самая злосчастная овощная база.

– Кто-то останется, конечно, но мы уедем к себе в Таджикистан, – говорят грузчики. – Ты скажи, почему москвичи не хотели здесь работать, а? Ни одного не было. – А сколько вы получали? – Тридцать.

Стоит перейти дорогу и завернуть за угол первого попавшегося бирюлевского дома, как картинка "русского Гарлема" осыпается. Здесь идет симпатичная провинциальная жизнь: бабушки на скамеечках, ухоженные газоны, зеленые скверы, богатые детские городки, волейбольные площадки...

Ничего себе "московская Кондопога", думаю, да тут симпатичнее, чем в Перове и Новогирееве. А сам чувствую – подсознательно что-то ищу... Что же? Со стыдом чертыхаюсь. Дожил! Я ж всю дорогу всматриваюсь в лица – какой разрез глаз, профиль, цвет кожи... Поймал "бирюлевскую волну". Вон сидит азиат на детской площадке, ест что-то, потом скомкал мусор и бросил за скамейку. Автоматически помечаю. Ага... Вот прошел мимо кавказец, посмотрел как-то исподлобья. Наверное, исподлобья... Или не наверное. Угу... В подсознании проснулось, зашевелилось что-то древнее и темное. Какой-то доисторический черт.

Присаживаюсь на скамейку, рядом русский паренек тинейджер в наушниках.

– Как жизнь? – говорю.

– Чисто, – отвечает.

– Что?!

– Чисто стало, – говорит. И уходит.

Дорога смерти

А вот и Харьковская улица – сразу за стайкой девочек в хиджабах (знакомый щелчок в голове) хихикающая компания русских старшеклассников (что ж, в этой статье придется прямо писать о национальностях, как о сортах колбасы). Грубовато стрельнули покурить и прямо при прохожих облегчились на забор школы...

Ландшафт быстро меняется. Милые скверики и детские площадки снова сменяет тоскливый контур мусоросжигательного завода, гаражи, мастерские, "Газели" и какая-то неуютная пустынность. Несмотря на солнечный радостный день, ни русских, ни мигрантов, никого...

Оказывается, я набрел на то, что местные называют "дорогой смерти". Она ведет к той самой овощебазе.

– Тут часто убивали еще до случая с Егором Щербаковым, – говорит молодая мама с коляской Екатерина. – Помню, одного то ли плитой, то кирпичами раздавили. Меня несколько лет назад избили у подъезда. Конечно, вызвала милицию, но никого не нашли. Черные напали.

– Были ли с вашими друзьями и подругами такие случаи? – недоверчиво спрашиваю.

– (Задумывается.) Вроде нет... Хотите сказать, наши проблемы придумали фашисты? – смеется Екатерина. – Мой бывший муж был участковым, я такого насмотрелась в опорном пункте! Он, знаете, почему уволился? Обнаружил целый поселок таджиков – жили по двадцать человек в норе. В полиции деньги с них содрали и выпустили... В ту же нору!

Подошли еще мамочки.

– Мы до переворота (недельной давности погром. – Ред.) по вечерам даже и не думали здесь гулять, – говорят. – А сейчас мигранты с улиц почти исчезли, а те, кто встречается, смирные стали какие-то.

"Не ходи в полицию!"

За рощицей садик – только для славян. Неофициально, конечно, но любая мамочка знает – у заведующей на этот счет принципиальная позиция. А вот соседний садик интернациональный, непопулярный, для всех.

Бирюлево темнеет... Ни одного толерантного человека, никто не сказал "нет у преступников национальности".

– А вы отличаете мигрантов по нации? – спрашиваю.

Удивительно! Этот вопрос словно включает другую область мозга. Человек задумывается...

– Конечно, – говорит мужичок у подъезда. – Таджики и узбеки тихие, безответные. Кефир с хлебом купят и хомячат где-то. Они ж, все знают, рабы. Их даже жалко... А вот их хозяева – дагестанцы, азербайджанцы, армяне, грузины – это да! Они какие-то громкие, что ли, их сразу видно. Их (кивает неопределенно на окна дома) каждый день в полицию увозят.

У опорного пункта полиции разговор на повышенных тонах.

– Не ходи ты ко мне! – кричит полицейский.

– Ну что же мне с ним делать? Алкаш, весь подъезд замучил, мне перед людьми стыдно, – лепетала тетушка с изможденным лицом.

"Не ходи ты в полицию, не ходи!" – безнадежным эхом пронеслось по бирюлевским кварталам.

"Стыдно перед таджичкой"

И тут я очень вовремя набрел на храм Святителя Николая Мирликийского. Выглядит словно архитектурный восклицательный знак – это православная земля.

Здесь, я ожидал услышать то, что сказал когда-то протоиерей Чаплин: "Кровь убитого вопиет к небу и к человеческой совести... Наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным". Но священников на месте не было.

Удивленно постоял у информационного щита – на фото рядом с батюшкой... чернокожий! "Вот тебе на!" – думаю, чувствуя, как мой древний черт как-то испуганно затих.

– Хороший парень – он у нас по воскресеньям служит, – улыбалась послушница Наталья. Она приехала в Бирюлево давным-давно, по так называемому лимиту.

– Нас так же ненавидели здесь, как сейчас мигрантов, – вздыхает она. – Наши мальчики из деревень тоже иногда хулиганили... С другой стороны, у меня в подъезде убирается таджичка, и мне стыдно перед ней. Жильцы такое вытворяют в подъезде, а она каждый день безропотно его моет... Я живу в коммунальной квартире, у соседки муж – азербайджанец, прекрасный человек. Не в национальности дело...

– А в человеке, – киваю. Все-таки нашел первого толерантного человека в Бирюлеве. Больше я таких здесь не видел.

"Тут что-то страшное"

Иду, с презрением наблюдая, как мозг раскладывает по полочкам: черных туда, белых сюда...

Навстречу сестра по несчастью:

– Можно вам задать несколько вопросов?

Мы почти коллеги. Ученый социолог (просила не называть имени) тоже пытается понять бирюлевцев. Сравниваем результаты – полтора десятка опрошенных у нее, десяток – у меня. И все (кроме послушницы Натальи) во всем винят мигрантов.

– Удивительно, они (если не задавать наводящих вопросов) не критикуют власти, – говорит социолог. – Видимо, при определенном уровне миграции у людей исчезают моральные границы – они не делят "пришельцев" на нации, на плохих и хороших, на преступников и добропорядочных. Люди кричали: "Они должны уехать, и все!" – Вывод?

– Не знаю, – задумчиво покачала головой социолог. – Тут что-то страшное...

– Точно, – соглашаюсь, вглядываясь в тревожные бирюлевские сумерки. Чем не шутит черт...

Источник: Комсомольская правда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама