Обозреватель "КП" попытался понять, почему в Бирюлеве стал возможен межнациональный конфликт и что изменилось после него.
Странно от станции метро "Пражская" до Западного Бирюлева десять минут на маршрутке, а впечатление, что попал... Просто попал, и все.
Режиссер Звягинцев снимал здесь свою "Елену".
Помните финал фильма? Дети главной героини буднично в кровь бьются с кавказским пареньком... Вот они декорации. Cерый промышленный район. На въезде исполинские, окутанные кучерявыми облаками испарений трубы ТЭЦ. На горизонте паутина высоковольтных линий. Бесконечный город фур та самая злосчастная овощная база.
Кто-то останется, конечно, но мы уедем к себе в Таджикистан, говорят грузчики. Ты скажи, почему москвичи не хотели здесь работать, а? Ни одного не было. А сколько вы получали? Тридцать.
Стоит перейти дорогу и завернуть за угол первого попавшегося бирюлевского дома, как картинка "русского Гарлема" осыпается. Здесь идет симпатичная провинциальная жизнь: бабушки на скамеечках, ухоженные газоны, зеленые скверы, богатые детские городки, волейбольные площадки...
Ничего себе "московская Кондопога", думаю, да тут симпатичнее, чем в Перове и Новогирееве. А сам чувствую подсознательно что-то ищу... Что же? Со стыдом чертыхаюсь. Дожил! Я ж всю дорогу всматриваюсь в лица какой разрез глаз, профиль, цвет кожи... Поймал "бирюлевскую волну". Вон сидит азиат на детской площадке, ест что-то, потом скомкал мусор и бросил за скамейку. Автоматически помечаю. Ага... Вот прошел мимо кавказец, посмотрел как-то исподлобья. Наверное, исподлобья... Или не наверное. Угу... В подсознании проснулось, зашевелилось что-то древнее и темное. Какой-то доисторический черт.
Присаживаюсь на скамейку, рядом русский паренек тинейджер в наушниках.
Как жизнь? говорю.
Чисто, отвечает.
Что?!
Чисто стало, говорит. И уходит.
Дорога смерти
А вот и Харьковская улица сразу за стайкой девочек в хиджабах (знакомый щелчок в голове) хихикающая компания русских старшеклассников (что ж, в этой статье придется прямо писать о национальностях, как о сортах колбасы). Грубовато стрельнули покурить и прямо при прохожих облегчились на забор школы...
Ландшафт быстро меняется. Милые скверики и детские площадки снова сменяет тоскливый контур мусоросжигательного завода, гаражи, мастерские, "Газели" и какая-то неуютная пустынность. Несмотря на солнечный радостный день, ни русских, ни мигрантов, никого...
Оказывается, я набрел на то, что местные называют "дорогой смерти". Она ведет к той самой овощебазе.
Тут часто убивали еще до случая с Егором Щербаковым, говорит молодая мама с коляской Екатерина. Помню, одного то ли плитой, то кирпичами раздавили. Меня несколько лет назад избили у подъезда. Конечно, вызвала милицию, но никого не нашли. Черные напали.
Были ли с вашими друзьями и подругами такие случаи? недоверчиво спрашиваю.
(Задумывается.) Вроде нет... Хотите сказать, наши проблемы придумали фашисты? смеется Екатерина. Мой бывший муж был участковым, я такого насмотрелась в опорном пункте! Он, знаете, почему уволился? Обнаружил целый поселок таджиков жили по двадцать человек в норе. В полиции деньги с них содрали и выпустили... В ту же нору!
Подошли еще мамочки.
Мы до переворота (недельной давности погром. Ред.) по вечерам даже и не думали здесь гулять, говорят. А сейчас мигранты с улиц почти исчезли, а те, кто встречается, смирные стали какие-то.
"Не ходи в полицию!"
За рощицей садик только для славян. Неофициально, конечно, но любая мамочка знает у заведующей на этот счет принципиальная позиция. А вот соседний садик интернациональный, непопулярный, для всех.
Бирюлево темнеет... Ни одного толерантного человека, никто не сказал "нет у преступников национальности".
А вы отличаете мигрантов по нации? спрашиваю.
Удивительно! Этот вопрос словно включает другую область мозга. Человек задумывается...
Конечно, говорит мужичок у подъезда. Таджики и узбеки тихие, безответные. Кефир с хлебом купят и хомячат где-то. Они ж, все знают, рабы. Их даже жалко... А вот их хозяева дагестанцы, азербайджанцы, армяне, грузины это да! Они какие-то громкие, что ли, их сразу видно. Их (кивает неопределенно на окна дома) каждый день в полицию увозят.
У опорного пункта полиции разговор на повышенных тонах.
Не ходи ты ко мне! кричит полицейский.
Ну что же мне с ним делать? Алкаш, весь подъезд замучил, мне перед людьми стыдно, лепетала тетушка с изможденным лицом.
"Не ходи ты в полицию, не ходи!" безнадежным эхом пронеслось по бирюлевским кварталам.
"Стыдно перед таджичкой"
И тут я очень вовремя набрел на храм Святителя Николая Мирликийского. Выглядит словно архитектурный восклицательный знак это православная земля.
Здесь, я ожидал услышать то, что сказал когда-то протоиерей Чаплин: "Кровь убитого вопиет к небу и к человеческой совести... Наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным". Но священников на месте не было.
Удивленно постоял у информационного щита на фото рядом с батюшкой... чернокожий! "Вот тебе на!" думаю, чувствуя, как мой древний черт как-то испуганно затих.
Хороший парень он у нас по воскресеньям служит, улыбалась послушница Наталья. Она приехала в Бирюлево давным-давно, по так называемому лимиту.
Нас так же ненавидели здесь, как сейчас мигрантов, вздыхает она. Наши мальчики из деревень тоже иногда хулиганили... С другой стороны, у меня в подъезде убирается таджичка, и мне стыдно перед ней. Жильцы такое вытворяют в подъезде, а она каждый день безропотно его моет... Я живу в коммунальной квартире, у соседки муж азербайджанец, прекрасный человек. Не в национальности дело...
А в человеке, киваю. Все-таки нашел первого толерантного человека в Бирюлеве. Больше я таких здесь не видел.
"Тут что-то страшное"
Иду, с презрением наблюдая, как мозг раскладывает по полочкам: черных туда, белых сюда...
Навстречу сестра по несчастью:
Можно вам задать несколько вопросов?
Мы почти коллеги. Ученый социолог (просила не называть имени) тоже пытается понять бирюлевцев. Сравниваем результаты полтора десятка опрошенных у нее, десяток у меня. И все (кроме послушницы Натальи) во всем винят мигрантов.
Удивительно, они (если не задавать наводящих вопросов) не критикуют власти, говорит социолог. Видимо, при определенном уровне миграции у людей исчезают моральные границы они не делят "пришельцев" на нации, на плохих и хороших, на преступников и добропорядочных. Люди кричали: "Они должны уехать, и все!" Вывод?
Не знаю, задумчиво покачала головой социолог. Тут что-то страшное...
Точно, соглашаюсь, вглядываясь в тревожные бирюлевские сумерки. Чем не шутит черт...
Источник: Комсомольская правда