"Коллективной амнезией" назвали состояние исторической памяти в современной России участники международной конференции "Осмысление истории как общеевропейская задача", прошедшей 21 октября в Уральском федеральном университете Екатеринбурга.
Как отечественные, так и зарубежные историки отмечают, что в современной России происходит обеление тоталитарного прошлого. Историк, доцент кафедры европейских исследований Департамента международных отношений УрФУ Светлана Быкова привела выдержки многих западных ученых о том, что для России сейчас характерны скорее ностальгические идеализированные описания прошлого и "коллективная амнезия" в отношении трагедии ГУЛАГа и других проявлений массового террора. В частности, доктор истории, научный сотрудник Центра изучения Холокоста и геноцида (Нидерланды) Ненси Адлер считает симптомами такой амнезии сохранение советского гимна и голосование в Государственной Думе в декабре 1998 года о возвращении на Лубянку памятника Дзержинскому. Кроме того, Адлер указывает, что коммунистическая партия, инициировавшая массовые репрессии, так и не признана виновной, морально не осуждена, а в российском обществе продолжается дискуссия по вопросу о реабилитации бывших руководителей НКВД и следователей, проводивших массовые аресты и допросы с применением морального и физического давления.
Докладчик привела пример и другого историка британского исследователя Дональда Рейфилда, который указывает, что "Российское государство не хочет окончательно отречься от Сталина и его палачей... Престарелые жертвы сталинизма уже не пользуются ни привилегиями, ни уважением, а их престарелые мучители получают большие пенсии и с гордостью носят ордена". Отметим, что этой "исторической амнезии" пытается противостоять Русская Православная Церковь. Православные ставят поклонные кресты в местах массовых расстрелов, совершают богослужения, создают музеи и мемориальные центры. К сожалению, другие институции, способные поддерживать историческую память (СМИ, школа и др.) действительно почти или совсем не уделяют этой теме внимания.
"Согласны ли вы с диагнозом "историческая амнезия" и с тем, что сейчас в обществе происходит обеление тоталитарного прошлого? Кто и как должен этому противостоять?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к членам верхней и нижней палаты парламента, а также к священнослужителям.
МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник":
Я не могу поддержать выводы, к которым пришли участники этой конференции. Есть такое хорошее понятие: управление прошлым. Так вот, наше прошлое, а точнее представления о нем, сегодня в значительной степени управляются из-за рубежа, различными политически ангажированными группами. Понятно, что знать о своей истории, своем прошлом абсолютно все общество не может – для этого не хватит и всей человеческой жизни. Поэтому речь может идти не о знании прошлого, а об определенных схемах, истолкованиях, помогающих его осознать, а также проводить некоторые параллели между прошлым, настоящим и будущим.
После того, как СССР проиграл "холодную войну", стране-победительнице в лице Соединенных Штатов было принципиально важно переписать нашу историю в ключе, выгодном ей самой. Если кто помнит, в 90-е годы первым делом стремились очернить историю Великой Отечественной, пытаясь ставить знак равенства между нацистским режимом в Германии и коммунистическим режимом в Советском Союзе. Эти попытки продолжаются и сейчас.
Чтобы их предотвратить, государство ищет сейчас средства, чтобы установить, в том числе законодательным путем, невозможность дальнейшей фальсификации нашего прошлого. Этой же цели служат и планы по созданию единого учебника истории для российских школ. Государство должно защищать себя от попыток фальсификации и манипулирования отечественной историей. В противном случае общество будет понимать свою историю так, как это предложит какое-либо иное государство.
Когда в стране померкли коммунистические идеалы, обществу взамен были предложены идеалы западного либерализма. Однако сегодня народ начинает понимать, что это обманка, которая ведет нас не в свое собственное, а в какое-то чужое будущее, где нашей стране будет отведена второсортная роль сырьевого придатка, государства, не имеющего своей культуры, духовности, традиций. Люди, пусть в большинстве своем и интуитивно, понимают: приговор нашему коммунистическому прошлому, прозвучавший в 90-е годы, глубоко необъективен и тенденциозен. Он был сделан явно не в интересах нашего народа и государства, а прежде всего для того, чтобы манипулировать общественным сознанием. Я далек от мысли, что сегодня в России идеализируется советское прошлое, обеляется тоталитаризм. Просто происходят поиски некоего объективного образа нашего прошлого, попытки примирить нас с самими собой. К сожалению, общество до сих пор делится у нас на "красных" и "белых". Участники же прошедшей конференции, судя по всему, искали не пути его примирения через объективное понимание нашей истории, а, напротив, пытались нанести еще больший удар, чтобы противостояние "красных" и "белых" продолжилось.
Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:
Я абсолютно не согласен с заключениями участников этого собрания. На мой взгляд, за такой формулировкой как "коллективная историческая амнезия" кроется неуважительное отношение к своей стране и своему народу. Очень жаль, что подобные термины употребляют люди уважаемые, являющиеся специалистами в своем деле. Считаю, что экспертное сообщество, и вообще, все люди, которые любят свою страну, должны обходить стороной такие формулировки и стремиться к большей объективности в своих оценках. Да, в нашей истории были разные периоды, в том числе и трагические, и в целом народ России можно назвать народом многострадальным, прошедшим через большие испытания. Но что бы ни происходило, это делало нас сильней и еще больше сплачивало. Многие сегодня с насмешкой говорят, что у российского общества до сих пор нет нашей, российской идентичности. Почему же нет? У нас много общих побед и достижений, мы прошли через общие испытания. Разве они не служат серьезным объединяющим фактором для всего российского общества?
Я, конечно, могу и ошибаться, но мне кажется, что звучавшие на этой конференции высказывания были нацелены на удовлетворение интересов определенной аудитории. Уверен, что российское общество в целом не стыдится своей истории, говорит о ней честно и открыто. А имеющееся на сегодня многообразие различных исторических источников, включая многие рассекреченные архивы, дает нам полную возможность выработать объективное понимание отечественной истории, даже самых сложных и противоречивых ее моментов. Сегодня как никогда актуально звучит тема единого учебника российской истории. Думаю, его создание станет для России настоящим национальным проектом, к работе над которым будут привлечены лучшие и светлые умы научного и педагогического сообщества.
Источник: Regions.ru