ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бог ревнитель

О вреде религиозной всеядности

Сергей Худиев :: 05 декабря 2013

В первых двух Заповедях Декалога (10 заповедей – ред.) Бог говорит о Себе, что Он – ревнитель. Что поклонение другим божествам навлекает Его гнев, и этот гнев изольется в виде бедствий, которые постигнут Его неверный народ. Они и постигали – народ бывал сокрушен врагами и уводим в плен. Может быть, это такая чисто ветхозаветная суровость, которую можно списать на грубые нравы тогдашних людей? Но Новый Завет тут ничего не меняет – поклонение другим божествам рассматривается как грех, несовместимый со спасительной верой. "Идолослужение" перечисляется в ряду с остальными смертными грехами – например, воровством или убийством. Идолослужители Царства Божия не наследуют.

Ни Писание, ни Предание Церкви не проявляет ни малейшей открытости к нехристианским духовным практикам. Поклонение другим богам наносит истинному Богу тяжкое личное оскорбление – и Он сам сравнивает себя с обманутым мужем: "Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20)"

Это сложно переварить современному читателю – и если Вы думаете, что древнему читателю было легче, Вы ошибаетесь. Мир древнего язычества был, как мы бы сказали, религиозно толерантным. Богов было много, они были ответственны за разные области жизни, нередко – за географически разные регионы. Оказавшись у подножия горы, язычник молился богу этой горы, а пройдя через опасный перевал, благодарил приношениями бога этого перевала. Христианство раньше относили к "мистериальным культам" – и, действительно, какие-то общие детали усмотреть можно. Обряды инициации, обещание вечной жизни... тем более, что язычники охотно заимствовали какие-то детали христианского богослужения. Но у Церкви было резкое отличие – Вы не могли быть одновременно посвященным в Таинства Христа и, скажем, Изиды.

Вот язычники не ставили такого условия – быть посвященным в таинства разных богов можно было сколько угодно. Чем больше, тем лучше.

Современный человек не менее древнего склонен к многобожию. Как недавно сказал поэт, "Я верю в Иисуса Христа/Я верю в Гаутаму Будду/Я верю в пророка Мухаммеда/Я верю в Кришну, я верю в Гаруду". Нетрудно отыскать каких-нибудь учителей, льстящих слуху, которые расскажут про то, что все это разные формы проявления чего-то неопредленно-божественного, так что настроиться на космические энергии можно где угодно. Попытки объяснить, что так не получится, что наш Бог – ревнитель, часто вызывают негодование и обиду. В чем проблема-то?

Но объяснять надо – потому что Он действительно Ревнитель. По ряду очень важных причин, которые сводятся к одной – Он нас любит.

Он любит нас и поэтому не хочет, чтобы мы отдавали нашу жизнь (или, как и древние язычники, наших детей) пустоте и тщете. У языческих богов есть одна фундаментальная проблема – их, на самом деле, нет. Это "ничтожные идолы". Что-то, что люди себе придумали, сконструировали, вытесали из камня или отлили из золота. "Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс.134:15-18)". Бог Авраама, Исаака и Иакова реально существует; боги язычников – нет. Современный религиозный плюрализм чаще всего исходит из подразумеваемого атеизма – никого нет, так что неважно, чем бы дитя ни тешилось. Но Церковь провозглашает, что Бог гораздо более реален, чем что бы то ни было еще. Обращаетесь ли Вы к Нему – или к идолам – бесконечно важно. Это, на самом деле, единственное, что важно.

Он любит нас и поэтому хочет дать нам подлинное, вечное, непреходящее счастье, которое мы можем обрести только в Нем – и только когда мы обратимся к Нему. Идолослужение лишает нас вечной радости – и обрекает на вечное несчастье.

Он любит нас, и поэтому хочет установить с каждым – и каждой – уникальные личные отношения. Это бывает трудно понять, потому что часто мы подхватываем образ Бога как какой-то безличной силы, энергии, благожелательной – но именно как-то безлично-благожелательной. Бог Библии – как раз наоборот, интенсивно, предельно личностен. Он учит, как Отец сына своего (Вт. 8:5), жалеет, как Мать (Ис.49:15), беседует, как друг (Исх. 33:11), скорбит и негодует, как обманутый супруг (Иер.3:20), наконец, становится Человеком в лице Иисуса Христа, поселяется среди людей, прикасается к ним, освобождая и исцеляя, принимает муку и смерть, причем не ради абстрактного человечества, но ради каждого человека лично – как пишет Святой Апостол Павел, "живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:20) Он хочет, чтобы наше сердце принадлежало Ему.

В наше время поклонение каменным или деревянным идолам не очень распространено. Но идол – это не обязательно изваяние женщины с копьем или лысоватого мужчины с бородкой. Это то, чему Вы отдаете Ваше сердце – которое создано для Бога и должно принадлежать Ему. Деньги, или удовольствия, или нация, или партия, что угодно еще – еще в центре Вашей жизни не Бог, то там какой-нибудь идол. И даже когда мы верим в Бога, мы склонны дрейфовать и сползать к нашим обычным языческим путям – что-то становится важнее Христа, Церкви и Евхаристии. Тогда мы должны осознать это и обратиться к Нему в покаянии. Он требует этого. Он – Ревнитель.

Источник: ФОМА

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама