Уважаемая редакция!
Уже в нескольких номерах за 20О4 г. вашего уважаемого журнала публиковались материалы о взаимоотношених государства и церкви, вызывающие недоумение: П. Акопов. Звучное молчание (N 5); Точка возврата (N 7); Наставники царей (N 14). Причем по мере продолжения темы восторженное отношение автора статей к "воцерковлению Владимира Путина" усиливается.
Если в первой статье автор говорит, что не видит ничего страшного в попытках введения в школах факультатива "Основы православной культуры", а во второй декларирует "усиление влияния православия на государственную идеологию", то в третьей практически ставит вопрос о воспитании Церковью "умных, образованных руководителей государства". Ни больше ни меньше! Во всех статьях противниками этих нововведений журналист называет лишь "отечественных западников" или олигархов либо "говорливых либералов". А куда же девать просто неверующих, атеистов или представителей других конфессий, тех, кто не согласен с проповедником вот таких идей? Или они уже не граждане России? Или кто не с нами - тот против нас? Хотелось бы напомнить уважаемому автору не только 14-ю статью Конституции Российской Федерации, но и вторую главу главного закона России "Права и свободы человека и гражданина".
Не припомню сейчас имени человека, у которого в свое время брала интервью Светлана Сорокина. Помнится, что он был представителем интеллигенции, ему было 90 лет и на вопрос, верит ли он в Бога, ведущая получила следующий ответ: "Никогда, деточка, никому не задавайте такого вопроса, это по меньшей мере некорректно". Так и должно быть, ибо вера - это личное, интимное, и никому не позволено лезть в душу человека, трогать то, что принадлежит только ему, а тем более выставлять перед всем миром напоказ или делать из этого шоу.
Поэтому, когда заходишь в официальное учреждение светского государства и там видишь иконы, сразу же возникает мысль о том, что кругом одно притворство. Притворство руководителей, которые прекрасно знают сущность светского государства. Притворство отдельных священнослужителей в том, что они действительно хотят отделения Церкви от государства. Притворство чиновников в том, что они веруют, - ведь если показать, что нет, карьеры не будет. Автор статей делает реверанс президенту, утверждая, что у верующих сторонников Путина, которых он называет "православными чекистами" (от этого сочетания дрожь берет), поддержка большинства населения, чем берет на себя большую ответственность.
Создается впечатление, что нас сознательно подводят к известной формуле: православие, самодержавие, народность. Народность, конечно же, на последнем месте.
Нужны ли такие реверансы президенту? Ведь, с одной стороны, В. Путин -гражданин России и волен быть верующим, неверующим, атеистом и т.д. С другой стороны, он президент Российской Федерации, светского государства, гарант Конституции. Что же здесь первично?
Так что же получается? После инаугурации президент отправляется на молебен (какое уж таинство, если телекамеры тут как тут). Два депутата Государственной думы устраивают пресс-конференцию, на которой доктор исторических наук Н. Нарочницкая не исключает возможности принятия федерального закона об основах православной культуры (по ее мнению, атеистическое воспитание в СССР привело к "импотенции культуры"). Уважаемая г-жа Нарочницкая, видимо, забывает о том, что, выходит, она сама продукт этой культуры. А новый министр образования и науки А. Фурсенко (окончил мехмат ЛГУ) объявляет: "Религия - это огромная составляющая, гуманитарная основа любой цивилизации, и преподавание истории России, в том числе и в этом аспекте, точно должно присутствовать в системе образования".
Так в каком государстве мы живем? Может быть, читатели журнала определят это?
Политический журнал 06.09.2004