Конфликтная ситуация в зоне грузино-осетинского противостояния имеет свое церковное измерение. Недавно на территории Южной Осетии образовалась Аланская епархия, непризнанная ни одной Поместной Церковью, которая входит в юрисдикцию Греческой (Старостильной) Православной Церкви. Синод этой Церкви возглавляет митрополит Киприан (Кутсумбас). Аланскую епархию возглавляет священноархимандрит Георгий (Пухатэ). В конечном счете, как политическая, так и религиозная конфронтация в Южной Осетии оказывает негативное влияние на взаимоотношения между Грузинской и Русской Православными Церквами. А существование Аланской епархии вновь актуализирует проблему спорных канонических территорий.
Началось все в июне 2003 года, когда Южную Осетию посетил епископ Амвросий (Мефонский), представитель Киприановского Синода. В том же году была образована Аланская (Цхинвальская) епархия, не признающая над собой юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ).
До этого момента с 1992 г. духовенство Южной Осетии находилось в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 2000 г. в непризнанной республике было создано благочиние. Ее главой стал Георгий (Пухатэ), который был тогда настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале. После раскола в РПЦЗ в 2001 г. игумен Георгий обратился в Синод митрополита Киприана Православной (Старостильной) Церкви Греции с просьбой о принятии в ее лоно православных Южной Осетии. После этого митрополит Киприан признал статус благочиния Юго-Осетинского Аланского округа и предоставил ему статус епархии (об этом «НГР» писала в № 11 от 16.06.2004).
Отметим, что де-юре каноническая территория Южной Осетии ГПЦ подчиняется главе Никозской и Цхинвальской епархии ГПЦ епископу Исайе (Чантурии). Однако де-факто в Южной Осетии уже существует практически самостоятельная Церковь, неподконтрольная ГПЦ, канонический статус которой вызывает много вопросов.
В связи с обострением политической ситуации и эскалацией военных действий в Южной Осетии глава Русской Православной Церкви Алексий II выступил 13 августа со специальным обращением. Патриарх призвал стороны, участвующие в конфликте, «прекратить все боевые действия и вернуться к ответственному диалогу». Он напомнил, что «благодаря достигнутым соглашениям на протяжении двенадцати лет в этом регионе удавалось сохранять мир и спокойствие». «Осетинский и грузинский народы исповедуют одну православную веру и недопустимо, чтобы братья по вере ополчались друг на друга», сказано в обращении. Кроме того, Алексий II отметил, что «мир знает множество примеров совместного бытия народов, самостоятельно определяющих и строящих свою судьбу».
Патриаршее обращение вызвало бурю негодования со стороны одного из иерархов Грузинской Православной Церкви, чьей канонической территорией формально является зона конфликта. 17 августа иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Западно-Европейский Авраам (Гармелия), выступил с ответным письмом на обращение Патриарха. По мнению митрополита, заявление Предстоятеля РПЦ «вызывает недоумение и ставит ряд вопросов». «Заявление обходит стороной тот факт, что речь идет о конфликтной ситуации на территории суверенного грузинского государства, находящейся под канонической юрисдикцией Патриархии Грузии», пишет митрополит Авраам. И далее он обращается к Алексию II: «Почему Вы допускали участие Русской Православной Церкви в нагнетании напряженности в конфликтных регионах, поощряя там антигрузинские настроения?».
Не требует доказательств, что иерархи Грузинской Православной Церкви, несмотря на публичные декларации о не участии в политике, поддерживают политический курс Саакашвили, направленный на присоединение к Грузии Южной Осетии, и не намерены терять эту спорную каноническую территорию. Патриарх-Каталикос Илия II вполне недвусмысленно высказался по юго-осетинской проблеме. Он заявил, что флаг Грузии будет вновь поднят над Цхинвалом.
Еще более обострило церковный конфликт намерение Грузинской Православной Церкви провести по территории республики крестный ход. Духовенство Южной Осетии пытается воспрепятствовать его проведению. Крестный ход, в котором, как предполагается, будут участвовать около трех тысяч верующих, должен пройти через Цхинвали к Роккскому тоннелю. Председатель комитета информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева, заявила, что это очередная провокация и рекомендовала властям Южной Осетии не допустить ее проведения.
Позиция Грузинской Церкви по этому вопросу сводится к полному отрицанию существования на территории Грузии (Южная Осетия де-юре является частью Грузии) Аланской епархии. В то же время согласно соглашению, заключенному между ГПЦ и Республикой Грузия, все находящиеся на ее территории храмы (включая и территорию Южной Осетии) находятся в подчинении и ведении ГПЦ. В то же время население Южной Осетии относится крайне негативно к грузинскому духовенству.
В Грузинской Патриархии настаивают на том, что канонические территории Поместных Православных Церквей должны оставаться неизменными, и епархии других Церквей могут действовать на канонической территории Грузинской Церкви только по благословению Патриарха-Каталикоса Илии II.
Понятно, что российская сторона в лице РПЦ не намерена решать проблему православных Южной Осетии без участия Грузинской Церкви. Именно поэтому все просьбы южноосетинского духовенства принять их в юрисдикцию РПЦ были проигнорированы. Но РПЦ, не поддерживающая официальных контактов с духовенством самопровозглашенной Аланской епархии, уже предпринимает определенные шаги для решения проблемы. Многие осетины получают духовное образование в России, а по благословению Алексия II в Москве было открыто Аланское подворье, окормляющее православных осетин в столице.
Однако очевидно, что Русская Церковь предпочитает резким и шумным заявлениям сдержанность и осторожность, и будет ждать разрешения политической ситуации в Южной Осетии, поэтому дальнейшая судьба православных непризнанной республики полностью зависит от нынешних действий политиков.