В Москве на улице Солянка находится Аланское подворье, объединяющее православных осетин. Оно создано по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в сентябре 1996 года. Наш корреспондент встретился с настоятелем подворья и храма Рождества Пресвятой Богородицы Саурмагом Баззатэ, чтобы поговорить с ним о причинах той сложной религиозной ситуации, которая на данный момент сложилась в Южной Осетии, а также о возможных путях для ее преодоления.
- Отец Саурмаг, общаясь с представителям Южной Осетии, можно услышать о том, что на территории республики действует Аланская епархия которая находится в подчинении у отколовшегося от Греческой Православной Церкви раскольничьего Старостильного Синода митрополита Киприана. Почему так получилось, что православные осетинысвязали свои судьбы с раскольниками, которых не признает большинство Православных Церквей мира?
– Должен сказать, что не все духовенство из официально признаваемых Православных Церквей, в том числе Русской Православной Церкви (РПЦ), считают их раскольниками. Кроме того, Синод митрополита Киприана находится в полном литургическом общении с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ).
А главная причина перехода православных Южной Осетии под юрисдикцию Греческой Православной Церкви митрополита Киприана заключается в военной агрессии Грузии против Южной Осетии. В свое время верующие Южной Осетии неоднократно обращались в Московскую Патриархию с просьбой принять их в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Это была инициатива управляющего епархией архимандрита Георгия (Пухатэ). К сожалению, Московская Патриархия, не желая обострять отношения с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ), никак не отреагировала на эти прошения.
Именно поэтому верующие Южной Осетии вынуждены были обратиться в РПЦЗ. Затем до отца Георгия дошли сведения о том, что в то время, когда активно шло обсуждение вопроса о воссоединении РПЦ и РПЦЗ, представители РПЦЗ и ГПЦ вместе решили судьбу нашей Церкви. Речь идет о том, что РПЦЗ в случае воссоединения с Московским Патриархатом передает Южно-Осетинскую Церковь в юрисдикцию ГПЦ, не считаясь с волей осетинского народа. Поэтому отец Георгий, на тот момент глава южно-осетинского благочиния, вместе со всем клиром решили выйти из РПЦЗ и перейти в Синод митрополита Киприана, где к нуждам нашего народа отнеслись с пониманием и искренним сопереживанием.
– Признается ли Аланская епархия на государственном уровне?
Аланская епархия официально признана властями республики и имеет государственную регистрацию. Она официально называется Аланская епархия Республики Южная Осетия. Я могу вам даже показать регистрационные документы. Архимандрит Георгий (Пухатэ) является наместником епархии. Ое ею управляет согласно церковному уставуСтаростильной Греческой Церкви, которую возглавляет митрополит Киприан.
Все православные Южной Осетии признают главенство архимандрита Георгия. Правительство подписало с ним специальное соглашение, в котором государство взяло на себя обязательство содействовать становлению Аланской епархии Это было еще при предыдущем президенте. Отрадно, что нынешний президент Южной Осетии Эдуард Какойты является верующим православным человеком. Президентскую клятву он давал, положив руку на Евангелие и Конституцию нашей республики.
Более того, нынешний глава государства и управляющий епархии являются не только давними добрыми друзьями, но и родственниками, что позитивно сказывается на положении православных в республике.
– Как РПЦ относится к достаточно сомнительной, с точки зрения канонов, Аланской епархии, находящейся в юрисдикции греческих раскольников?
– Вопрос о каноничности Аланской епархии достаточно сложный. Официально РПЦ не признает ее канонический статус, поэтому между нашими Церквами нет литургического общения.
Русская Православная Церковь считает, что Южная Осетия является канонической территорией ГПЦ. Но я убежден, что в скором будущем эта ситуация изменится, поскольку каждый народ волен сам выбирать веру и свою юрисдикцию. Кроме того, я надеюсь, что вскоре будет также пересмотрено отношение РПЦ к Греческой Старостильной Церкви. В этом случае проблема будет снята.
В Аланской епархии, несмотря на сложную ситуацию, возрождено уже пять приходов, там есть два священника и один дьякон. Священники рукоположены в сан иерархами РПЦЗ, а дьякон – в Старостильной Греческой Церкви.
Все храмы и монастыри на территории Южной Осетии переданы во владение Аланской Епархии, а их, насколько мне известно, на данный момент не менее 150.
– Как Грузинская Православная Церковь относится к духовенству Южной Осетии?
– Для осетин мнение представителей ГПЦ абсолютно не авторитетно. Я считаю, что Грузинская Церковь пропитана духом национализма. Чего стоят хотя бы одни публичные заявления Католикоса Грузии Илии II. Он делит людей и даже свою паству по национальному признаку, превознося грузинский народ над всеми другими народами.
– Существуют ли отношения между управляющим Аланской епархией архимандритом Георгием и епископом Феофаном (Ашурковым), возглавляющим Ставропольскую епархию РПЦ, частью которой является Северо-Осетинское церковное благочиние?
– Как это ни прискорбно, нет, хотя духовенство Южной Осетии пыталось наладить дружественные отношения с духовенством Ставропольской епархии. Недавно скончавшийся митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон с пониманием относился к проблемам нашей республики и очень хорошо относился к архимандриту Георгию.
– Намерено ли духовенство Южной Осетии и впредь обращаться к РПЦ с просьбой принять Аланскую епархию в свою юрисдикцию?
– Если Южная Осетия и решит войти в РПЦ то, несомненно, только с благословения Греческой Православной Церкви митрополита Киприана и, насколько я знаю, только в качестве отдельной Аланской епархии. Хотя православные Южной Осетии традиционно хотели бы быть вместе русскими православными. Насколько я знаю, в Московской Патриархии этим вопросом с недавних пор тоже начали заниматься.
Грузинская Церковь должна наконец-то признать и смириться с тем, что Южную Осетию она потеряла навсегда.