В центре Москвы стоит и медленно разрушается древний Высоко-Петровский монастырь. Видеть это без боли невозможно покосившиеся фундаменты, трещины на крепостных стенах, горы мусора на некрополе времен Дмитрия Донского... Чтобы восстановить древнюю обитель, необходимы миллионы рублей. И за это нужно взяться всем миром требуется участие властей, помощь меценатов и частные пожертвования. Об истории монастыря и его сегодняшнем "житье-бытье" корреспондент "ВМ" поговорила с игуменом ПЕТРОМ (ЕРЕМЕЕВЫМ) наместником Высоко-Петровского монастыря и ректором Российского православного университета.
Отец Петр, давайте вспомним главные вехи из истории обители. С чего все начиналось?
Высоко-Петровский мужской монастырь был основан митрополитом Киевским и всея Руси Петром во время первого посещения Москвы. Случилось это в 1315-1317 годах. Спустя несколько лет святитель Петр принимает решение перенести в Москву из Киева и Владимира престол русских митрополитов. Что это означало для Руси и Москвы? То была эпоха раздробленности земли и противоборства князей.
В этих обстоятельствах Русская церковь являлась единственным объединяющим началом для наших предков.
И там, где был митрополит всея Руси, там был эпицентр не только церковной и общественной жизни, но и центр власти мирской. Именно с этого момента вокруг Москвы начинает строиться единое государство.
Юность Петра Великого
Какие еще исторические события связаны с Петровским монастырем?
Благоверный князь Дмитрий Донской прилагает все усилия, чтобы восстановить обитель после сожжения неприятелем. В ту пору монастырь, как и весь город, был деревянным. Первый каменный храм появляется заботами Великого князя Василия III и сегодня в центре монастыря стоит этот великолепный Петровский собор. В будущем году храму исполняется 500 лет. В числе попечителей обители были бояре, князья, цари и императоры. Но выделяется из всех юный царь Петр. И этому есть объяснение.
С южной стороны к обители примыкала усадьба бояр Нарышкиных. Здесь выросла мать будущего первого русского императора Наталья Кирилловна Нарышкина, а само боярское подворье было подарено монастырю в честь рождения венценосного отпрыска. В силу этого монастырь для царицы Натальи и царевича Петра был местом особенным. Тем более после погребения здесь убиенных восставшими стрельцами братьев царицы Ивана и Афанасия.
Почти все, что мы видим сегодня в монастыре, было построено личным попечением юного Петра.
Первой постройкой стал храм Боголюбской иконы Богоматери на месте упокоения любимых царских дядьев. Позднее здесь будут погребены дед, бабка и ближайшие родственники великого императора из рода Нарышкиных. Обитель была отстроена царем в камне при содействии матери в течение десятилетия и стала его первым градостроительным проектом. Храмы и палаты выдержаны в одном стиле и являются свидетелями рождения нового направления русского зодчества Нарышкинского, или московского, барокко.
Почему монастырь до сих пор в таком полуразрушенном состоянии, ведь советской власти нет уже 20 с лишним лет?
Долгие годы строения монастыря не передавались Русской православной церкви. И до сих пор этот вопрос не решен в полной мере.
В наших зданиях продолжает работать Государственный литературный музей, на территории кладбища функционирует детский сад, часть площадей в частных руках. А переданные нам здания храмов и монастырские постройки были изуродованы прежними пользователями и требуют капитального ремонта.
Конечно, ряд храмов и помещений были как-то восстановлены своими силами, но это не решает проблему в масштабе всего монастыря. Архитектурный комплекс Высоко-Петровского монастыря это шедевр русского зодчества и выдающийся исторический памятник. Решить задачу его восстановления своими силами на должном уровне мы не сможем при всем желании.
Впереди большая реставрация
А каков объем работ, которые нужно сделать?
Во-первых, необходимо окончательно решить вопрос перемещения из монастыря городских и федеральных учреждений. Без этого восстановление ансамбля будет невозможно. Во-вторых, необходимо срочно убрать "культурный слой" советской эпохи со всей территории монастыря. Все пространство комплекса на протяжении десятилетий целенаправленно заваливалось мусором. В отдельных местах монастырские строения оказались "утоплены" в землю на 2 метра. В этом слое были проложены уже устаревшие коммуникации. От грунтовых вод и протечек здания разрушаются. Эта же проблема касается и монастырского кладбища, одного из древнейших в нашем городе. Поверх некрополя монастыря, засыпанного землей в советскую эпоху, где погребены монахи обители, государственные деятели и заслуженные москвичи, сейчас расположена прогулочная площадка муниципального детского сада. Вдумайтесь в это песочницы, качели и ничего не подозревающие дети на одном из древнейших кладбищ города Москвы! При проходивших здесь раскопках выяснилось, что древние погребения хорошо сохранились, первые из них были датированы учеными серединой XIV века. До сих пор в ужасном состоянии находятся храм усыпальница Нарышкиных, храм апостолов Петра и Павла и служебный корпус, на грани разрушения гульбища храмов, парадная лестница в Сергиевский храм.
Монастырь в XXI веке
Есть надежды на улучшение ситуации?
К счастью, московские власти понимают бедственность положения. Сергей Семенович Собянин выразил согласие стать сопредседателем Совета попечителей монастыря. Сейчас ведется работа по формированию совета.
Петровка должна снова стать одной из лучших улиц Москвы, и залогом тому будет возрождение Высоко-Петровского монастыря, с которого и начинался этот московский уголок. Святейший Патриарх Кирилл с глубоким личным чувством относится к судьбе обители. С его благословением и поддержкой, уверен, мы сможем решить все поставленные задачи.
Каким вы видите Высоко-Петровский монастырь в новых реалиях жизни? Каковы они монастыри XXI века?
Обустраивая духовную жизнь монастыря, мы особенно не оглядываемся на время. Уклад монастыря подчиняется тому главному, ради чего все мы здесь собрались, научиться жить со Христом и во Христе. Божественная благодать является источником укрепляющим наши силы, а это уже вневременное измерение. И в этом смысле не имеет значения городской это монастырь или сельский, столичный или провинциальный. Монашеское молитвенное правило, богослужения все это почти неизменно в веках. Другое дело общественное служение монастырей. На Руси монашеские обители неизменно были центрами духовного просвещения. Какие то монастыри славились примерным хозяйством, другие являлись центрами социальной работы и призрения неимущих. Сегодня важно уделять внимание просвещению и образованию, тем более в центре мегаполиса. Поэтому мы создали и активно развиваем деятельность Петровской богословской школы, благодаря которой все желающие могут изучать Православное вероучение, историю Церкви и христианского искусства. Преподавателями школы является братия нашего монастыря, и это позволяет всем слушателям приобщиться не только к знаниям, но и к опыту духовной жизни. Мы начали взаимодействовать и с находящимся в монастырских стенах Государственным литературным музеем, это тоже рождает определенные идеи. Не менее интересный опыт возник и в результате сотрудничества с Департаментом культуры.
Справка
Главная святыня монастыря мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Они покоятся в Петровском соборе. В храме преподобного Сергия Радонежского находятся частицы мощей Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В алтаре еще одна святыня частица мощей Спиридона Тримифунтского.
Источник: Вечерняя Москва