ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православная мысль

Павел Великанов :: 13 декабря 2013

Нынешний век по праву можно было бы назвать веком подмен. "Симулякр" Ж. Бодрийяра – знамя нашей эпохи. Естественно, и в церковную среду неизбежно проникают эти не всегда очевидные флюиды подмен, которые порой затрагивают не просто внешние, но внутренние и существенные стороны собственно церковной жизни.

Можно ли упразднить соборность?

В последнее время вдруг активно заговорили о проблеме соборности в Церкви; о недооцененной роли мирян; о "диктате" иерархии; о "вертикали власти"; о бесправности простых прихожан и "оттеснении" их от процессов церковного управления и, обобщая вышесказанное, – об упразднении в Церкви соборности.

А можно ли в принципе соборность в церкви упразднить?

Если она тождественна демократии – тогда, конечно же, можно. Любая иерархичность полагает конец демократии как таковой. Когда в одном теле два сознания – это шизофрения; когда бесконечное множество – это мультишизофрения, – как один из вариантов демократии, – но к соборности это не имеет никакого отношения.

По словам В.Н. Лосского, соборность есть "самое дивное свойство Церкви" – именно по причине своей мистичности, и упразднить ее можно только вместе с самой Церковью. И было бы полным безумием смотреть на соборность как на некий "церковный" извод принципа демократичности. Ведь соборность как "кафоличность", по сути, тождественна "полноценности", "полноте", "завершенности" церковной общины во главе с ее предстоятелем, раскрывающей и проявляющей всю полноту жизни во Христе и со Христом в Божественной Евхаристии. И именно в этом – существо соборности.

Подлинная соборность как кафоличность зиждется на двух основах: избранности предстоятеля народом Божиим и делегированности епископу или же пресвитеру права предстоять от лица общины пред Господом – и быть совершителем Таинств Церкви, глашатаем Господней воли, свидетелем покаяния, очевидцем Воскресения.

Поэтому в Православии нет и в принципе не может быть иерархического авторитаризма, и в этом – один из важнейших опознавательных признаков именно святоотеческой восточно-кафолической православной веры. Не "сверху вниз" "навязывается" церковному "люду" нечто очень важное и значимое, но, напротив того, церковная община "снизу вверх" выталкивает, выносит на поверхность то, чем она живет, что ее волнует и тревожит, причем "выталкивает" не перед лицом какого-то "большого и властного начальника", но перед Единственным Начальником нашего спасения – Христом. Не так давно созданный, но уже показавший свою эффективность инструмент этой внутрицерковной коммуникации между церковной "широтой" и иерархической "высотой" – Межсоборное присутствие – можно с полной уверенностью назвать удачным примером воплощения идеи соборности без какой бы то ни было попытки вторжения в существующие институты управления Церковью.

Последние изменения в Положениях об Архиерейском и Поместном Соборах Русской Православной Церкви четко зафиксировали различия между функциями Поместного и Архиерейского Соборов. Поместный Собор предстает как орган полноправного гласа народа Божия, свидетельствующего о правде Божией, но не подменяющего собой функции церковного управления, которые по праву принадлежат собранию глав церквей "по местам" – то есть епископам. То, что благодаря внесенным поправкам исчезло дублирование или перетекание функций этих двух важнейших инструментов церковной соборности, – несомненное благо и для церковного управления, и для сохранения постоянной и живой "обратной связи" между иерархией и "лаиками" – мирянами. И в этой ситуации Межсоборное присутствие становится практически постоянно действующим представительством различных срезов церковного сообщества – своеобразным "посольством" Поместного Собора, вбирающего в себя, анализирующего, прорабатывающего самые острые и жизненно важные вопросы современной церковной жизни – и разрабатывающего проекты общецерковных документов для последующего обсуждения церковной полнотой и утверждения иерархией.

Но здесь хотелось бы затронуть несколько иную тему. Очевидно, что разговоры об "упразднении соборности" произрастают не на пустом месте. И причина здесь вовсе не в коррекции прав и областей ответственности того или иного церковного органа: проблема, действительно, есть, но она находится совершенно в другой плоскости. Кто-то смотрит с недовольством "наверх", а в действительности надо смотреть в прямо противоположном направлении – вниз, а если еще точнее – вокруг. Причина того, что сегодня в церковной среде дух соборности едва ли ярко выражен, – не в "деспотичности" церковных "деспотов", то есть "владык" по-гречески, а в недостаточной ответственности мирян и их слабой включенности в жизнь евхаристической общины.

Откуда произрастает соборность? Из понимания каждым прихожанином своего места и роли в жизни конкретной церковной общины. И это – самое главное: без этого фундамента соборность превращается в фантазм, который можно наполнять любыми смыслами в зависимости от информационной, политической или какой угодно иной задачи. Когда храм Божий становится лишь местом собрания верующих для удовлетворения индивидуальных духовных потребностей, о соборности говорить не приходится.

Соборность ни в коем случае нельзя умалять до принципа управления; это совершенно иное, над-операционное, это своеобразная печать истинности, свидетельство верности народа Божия своему Пастырю. Соборность нельзя ни искусственно родить, ни административно упразднить: без нее Церковь Христова исчезает как Тело Христово, составляемое и собираемое из многих – и всех таких разных.

Церковь – Тело Христово, в котором одна Глава – Христос. Не даже самый святой "батюшечка" или "старец", не маститый протопресвитер или юный иерей, не архиерей и даже не Святейший Патриарх – какими бы праведными, святыми, мудрыми и исполненными благодатных даров они бы ни были. Именно поэтому мы дерзаем называть нашу Церковь – не "патриаршей" или же "священнической", а только Христовой. В ней все – от только что вчера переступившего порог храма неофита до Святейшего Патриарха – слуги Христовы, Его друзья, Его помощники. Каждый на своем месте, каждый со своей мерой ответственности – и сопутствующей помощью Божией, но при этом все смотрящие в одном направлении – Пастыреначальника Христа.

Как тонко отметил Сергей Фудель, "соборность есть онтологическое единство, единство любви, священная сущность Церкви". И если уж говорить о самой возможности упразднения соборности в Церкви, надо иметь мужество сказать в полный голос: если соборности больше нет, значит, и от Церкви уже ничего не осталось. Иначе мы лжем, когда всякий раз, возглашая Символ веры, свидетельствуем, что мы – в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Значит, Церковь перестала быть собственно "экклесией", "собирающей" тех, кто услышал Божественный призыв. Что же тогда от нее может остаться? И на этот вопрос есть очень простой ответ: да ничего не останется. Непредвзятому историку Церкви любого периода очевидно: Церковь живет не благодаря "бесчисленному сонму кристально чистых святых", на которых, словно на столпах, мирно покоится ее величественное здание, а вопреки бесчисленному количеству непотребных, недостойных, кривых, хромых, сухих, слепых, вечно спотыкающихся – но и постоянно поднимающихся – и потому живых членов Церкви, в том числе и тех самых христиан, о которых еще апостол Павел с болью в сердце говорил: "Из-за вас поносится имя Христово". "Грядущего ко Мне не изжену вон" – и доколе жива эта тоненькая, порой совсем незаметная ниточка, обращенная ко Христу, связывающая кающегося грешника с Ним, нельзя человеку отказывать в его праве быть членом этого удивительного Богочеловеческого организма – удивительного прежде всего по своей силе регенерации, постоянного обновления, непрекращающегося преодоления всего человеческого, слишком человеческого, неистощимой Божественной благодатью. Церковь покоится ни на чем ином, кроме как на Кресте Христовом: он – "верных утверждение, Церкви ограждение", он – средоточие непрекращающегося Божественного истощания, умаления, кенозиса, и он же – источник восстановления и возрождения неустойчивой, любопреклонной к падению и греху человеческой природы.

Соборность в Церкви можно упразднить лишь только вместе с самой Церковью. Не устоит никакая человеческая организация, какими бы "гвоздями власти" ее ни пытались сколачивать, – развалится, словно карточный домик, и развалится прямо на глазах. То, что средоточие церковной жизни, некий "духовный эпицентр" Церкви не зависит ни от места, ни от времени, ни от сана или статуса в церковной номенклатуре, – вещь очевидная. И неспроста апостол Павел обращает внимание: там, где умножается грех, преизобилует благодать; точно так же, как все силы живого организма бросаются на противоборство болезни, так и эта "густота благодати" не бежит, не отворачивается брезгливо, а, напротив, буквально обнимает, обволакивает собой обескровленное, запутавшееся в немощах и страстях больное грешащее человечество в Церкви. И пока это происходит – Церковь жива, ибо она – Христова!

Откуда произрастает соборность? Из понимания каждым прихожанином своего места и роли в жизни конкретной церковной общины. Когда храм Божий становится лишь местом собрания верующих для удовлетворения индивидуальных духовных потребностей, о соборности говорить не приходится.

Церковь живет не благодаря "бесчисленному сонму кристально чистых святых", на которых, словно на столпах, мирно покоится ее величественное здание, а вопреки бесчисленному количеству непотребных, недостойных, кривых, хромых, сухих, слепых, вечно спотыкающихся – но и постоянно поднимающихся – и потому живых членов Церкви.

Протоиерей Павел Великанов, проректор Московской духовной академии

Источник: Православная беседа

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама