ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Российские вести". Никита Николаев. Содружество на минном поле радикального исламизма

09 сентября 2004

Террористические акты на постсоветском пространстве начали постепенно становиться системой. Но какой? В разных регионах СНГ они приобретают свои специфические формы, обусловленные местными особенностями. Причины такого явления кроются намного глубже, чем это кажется на первый взгляд.

Проходившие в нескольких странах - бывших республиках СССР гражданские войны и этнополитические конфликты были обусловлены борьбой либо за власть, либо за национальную независимость (то есть отделение) определенных территорий от больших и малых метрополий.

Несмотря на кажущуюся стабилизацию положения и замораживание конфликтов, в действительности ничего не было решено принципиально. Более того, установившиеся режимы (особенно это касается южной части СНГ) стали сами использовать методы насилия в отношении политических оппонентов и простых недовольных. Экономические, этнические и политические проблемы, нараставшие день ото дня, стали катализатором латентных конфликтов, скрытых от глаз посторонних в годы существования СССР.

В силу естественных причин в южных регионах бывшего Советского Союза идеологией необходимых изменений стал ислам - традиционная конфессия, имеющая сильный социальный аспект. В условиях общественно-политических и экономических трансформаций конфессионализация идеологий является общемировой практикой. Однако вечные ценности способны усилить радикализацию религиозности в обществе. Как отмечал киргизский ученый Нурлан Наматов в своей работе "Религиозный экстремизм в Центральной Азии", "события в мире показывают, что именно на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу". На первом этапе "Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных".

Вскоре (чему в немалой степени способствовали установившиеся в регионе режимы) маргинализация затронула широкие социальные слои, а сторонники радикального политического ислама фактически получили шанс расширить свою базу. Параллельно власти центральноазиатских республик с разной степенью интенсивности приступили к строительству авторитарных, а в ряде случаев - откровенно репрессивных режимов. Отказ от пути умеренно реформаторского развития в постсоветский период, выразившийся в стремительном обнищании основной части населения, свертывании первоначального процесса демократизации и расширении репрессий, породил в большинстве общественных кругов апатию и неверие в мирные изменения, а также радикализовал протестные проявления.

Парадоксально, но факт: бывшие марксисты, нынешние руководители подобных режимов, совершенно забыли (а может быть, просто не знали?), что мятежи и революции случаются там и тогда, где и когда не существует возможности избежать насилия при решении социальнополитических кризисов, создаваемых самой же властью. Идеология справедливого распределения национального продукта и достижения социального равенства нашла свое выражение в конфессиональных концепциях, интерпретаторами которых выступили как просто фанатики, так и заинтересованные в геополитическом переделе политические деятели. В ряде случаев те, кто стал прибегать к насилию, даже не апеллируют к религиозным догматам, а взрывают и стреляют уже без объявления своих целей.

Симптоматично в этой связи проводимое в Узбекистане расследование по факту подрыва трех самоубийц около посольств США и Израиля в Ташкенте. Официальные лица заявили о неких неназванных исламских группировках, так как по сути они оказались не в состоянии точно идентифицировать основного противника. Жесткие действия режима Ислама Каримова в отношении заподозренных в исламском экстремизме лишь усиливают и без того напряженную ситуацию в стране.

Многие обозреватели, включая западных, которых трудно заподозрить в симпатиях к радикальному исламу, отмечали в комментариях, что заявления узбекских властей свидетельствуют об их решимости "безжалостно ликвидировать многочисленное исламское движение". Кто победит в этом противостоянии?

Для тех регионов Содружества, где конфессиональная форма экстремизма малопригодна, вполне может подойти другая - резко выраженная этническая или социальная. Несмотря на кажущееся ее отличие от предыдущей, в основе подобного протеста (а по сути - терроризма) лежат все те же причины: политические, этнические, экономические и социальные. Невозможность достижения своих целей мирным, демократическим путем создает иллюзию результативности наиболее краткого пути.

В конце 60-х и на протяжении 70-х годов XX века в Европе и Латинской Америке шла настоящая террористическая война. Достаточно вспомнить так называемый европейский пример: группу "Бадер-Майнхоф" в ФРГ, "Красные бригады" в Италии, ИРА в Северной Ирландии и Великобритании, ЭТА в Испании, 17 ноября в Греции, чтобы понять, что масштабный общественно-политический кризис, проявившийся в Старом Свете, в конечном счете привел к силовому всплеску.

Имея в виду динамику развития соответствующих процессов в Содружестве, не исключено, что уже в ближайшее время на его пространстве могут возникнуть аналогичные организации и группы, способные серьезно осложнить общественно-политическую ситуацию во многих странах, являющихся членами СНГ. Социальный протест в виде террористической активности, не прикрытый конфессиональной оболочкой, в подобных условиях способен создать атмосферу страха и неуверенности в обществе, спровоцировать власть на ответные и несоразмерные действия. Реальность такого сценария уже давно учитывалась специалистами по терроризму и борьбе с ним. В этой связи особую значимость имеет опыт не только оперативного пресечения терроризма, но, прежде всего, политической и социально-экономической "профилактики". От степени развития демократических институтов гражданского общества, экономических реформ и вовлечения общества в политические процессы на основе демократических принципов зависит дальнейшая судьба "террористической тенденции" в целом.

Российские вести 08.09.2004.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама