ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-exlibris". Ольга Балла. Писатель по несчастью

10 сентября 2004

Что лучше: спасать мир или писать "Ревизора"?

Владимир Глянц. Н.В. Гоголь и Апокалипсис. - М.: Элекс-КМ, 2004, 328 с.

Перед нами духовная биография Гоголя. Точнее, религиозная: от юношеской гордыни до предсмертного смирения. Центральный сюжет личной религиозной истории Гоголя, по Глянцу, - напряженное ожидание конца света и Страшного суда. Совершенно конкретное, ориентированное на очень близкие сроки. Он, утверждает автор, с ранних лет и до конца всерьез был уверен, что мир вступил в последнюю, предапокалиптическую стадию. Это, наверное, единственное, что при всех изменениях в отношениях Гоголя с верой, религией и Церковью оставалось в нем неизменным. Менялось в этом смысле лишь одно: его ответ для самого себя на вопрос, что лично он должен в этой ситуации делать.

Глянц реконструировал контекст эсхатологических ожиданий Гоголя. Оказалось, не только он, но и многие его современники совершенно всерьез ожидали светопреставления в 1836 году. На эту дату назначил его швабский мистик начала XVIII века Бенгель, а русские вычитали об этом у немецкого писателя Г. Юнга-Штиллинга, тоже "мистика и духовидца", очень популярного в России при Александре I. Вычитали и всерьез поверили. Поверил и Николай Васильевич: именно поэтому ему было крайне важно поставить "Ревизора" непременно на Пасху 1836 года - может быть, последнюю.

Когда в 1836 конец света не состоялся, самой идеи это ничуть не дискредитировало. Массовое сознание перенесло соответствующие ожидания на 1848-й год, который тоже кем-то в этом качестве предсказывался... а вот для Гоголя этот несбывшийся конец означал начало великого перелома, переворота.

Ведь он неспроста хотел поставить - и поставил - "Ревизора" в день Светлого Воскресенья. И неспроста считал эту постановку провалом - хотя, уверяет Глянц, с традиционной, светской точки зрения никакого провала вовсе не было. Но в смысле, который был единственно важен для самого писателя и которого решительно никто не понял, - провал был трагическим. Гоголь высмеивал в пьесе вовсе не пороки русских провинциалов, а религиозную слепоту, духовное убожество современников и - Антихриста, личиной которого и был лжеревизор-Хлестаков. В "немой сцене" должен был вмешаться в буквальном смысле Небесный Судия: это для Его высказывания драматург оставил необычную паузу. Оставил - и был уверен, что с падением занавеса произойдет по меньшей мере духовное преображение всех присутствующих. По большому счету - преображение и спасение всего мира. Но произошло самое неожиданное: ничего не случилось.

После этого Гоголь начал разочаровываться в очистительной силе искусства. Он всегда, даже в молодости, когда дерзил официальной церкви и на грани кощунства играл с сакральными образами, был уверен, что силой своего дара преобразит жизнь и смехом победит злые силы.

Гоголь стал разочаровываться в искусстве, но мессией себя считать не перестал. Напротив: стал приходить к мысли, что спасать от надвигающегося конца мир и души современников он должен другими средствами - прямой проповедью. Так стали появляться тексты, вышедшие впоследствии под именем "Выбранных мест из переписки с друзьями" и жестоко освистанные либерально-западническим большинством тогдашней России во главе с Белинским. Гоголю было суждено новое поражение. Даже не потому, что его опять не поняли, но прежде всего потому, что он и сам снова не нашел адекватных средств выполнения своей жизненной задачи. Хотя, по чувству автора, это было уже гораздо ближе...

С самого начала и, по сути, до самой смерти Гоголя мучил, не находя разрешения, конфликт двух призваний: художественного и духовного. Но смысл обоих для него был один (оттого они, собственно, и конфликтовали): "спасение лежащего во зле мира". Глянц склоняется к мысли, что не очень понятная с медицинской точки зрения болезнь, которая начала мучить писателя в 1840-е годы, - не что иное, как "болезнь духа": следствие острого переживания этого конфликта. Так думал и сам Гоголь. А разрешился конфликт - решительным выбором в пользу духовного призвания и сожжением второго тома "Мертвых душ" - перед самой смертью.

Книга Глянца написана с позиций, которые так и хочется назвать агрессивно-православными, - в духе своего рода религиозного абсолютизма. Автор принимает ту точку зрения на взаимоотношения искусства и христианства, согласно которой они попросту не совместимы. Причем первое - по большому счету соблазн и заблуждение, а истинное понимание жизни, вообще настоящая и самая достойная жизнь - только и единственно второе. Он резко противопоставляет Гоголя-художника Гоголю-христианину и решительно принимает сторону последнего. Вполне примиряется со своим героем автор только тогда, когда Николай Васильевич, сделавший перед смертью окончательный выбор, наконец вписывается в систему правильных ценностей. Глянц хвалит его за "возвышенную жертву", равной которой не видит "в мире людей искусства".

Литературовед вообще склонен судить - и осуждать - Николая Васильевича весьма жестко. За то, что придавал, обольщаясь, искусству "почти религиозное значение". За непомерную гордыню ("послушание едва ли не до самого конца не входило в число гоголевских добродетелей"). Хотя и похвалит иной раз - человек все-таки мир хотел спасти, не для себя старался!.. За духовную слепоту ("он буквально вслепую ищет собственных путей к Истине") и впадение в "бесовскую прелесть", приводящую в "исступление ума". За "наивность", с которой спешил использовать в творчестве "результаты самосовершенствования" (в то время как нужны-то они были, разумеется, для другого - для сугубо духовных целей). За религиозную неразборчивость ("весь этот пестрый набор религиозных впечатлений" "не выстраивался в строгую и определенную религиозную систему и даже не мог быть критически осмыслен") и католические симпатии. За недостаточное понимание людей, о которых тот брался писать ("Внутренний мир человека... Гоголь знал неважно"). За незнание России, которую тот брался учить ("словно настоящий иноземец"). За то, в конце концов, что не так уж хорошо этот Гоголь и писал: персонажам его свойственно "некоторое малокровие", "в создании женских образов" он терпит откровенную "неудачу", а "грубость основного приема в "Носе" и вовсе "такова, будто повесть написана духовным Собакевичем" ("школу душевной тонкости" Гоголь у автора проходит, лишь "входя сердцем и умом в смиренно благоговейный символизм Божественной литургии"). И вообще был довольно поверхностен ("Ему, как художнику, был доступен только внешний вид событий").

Да так ли велика, подумаешь, жертва - отказаться от такого дара?.. Главной задаче, которую Гоголь в своей гордыне перед собой ставил, - "пробуждения человечества от сна духовного, исправления его пороков в свете евангельского благочестия" - дар только мешал. Он "с его ...морочившим трагическим несовпадением прекрасных намерений и всегда двоящихся результатов" способен был только уводить от цели. Собственно, у автора получается, что писателем Гоголь оказался как бы по недоразумению, по собственному недопониманию - по своего рода несчастью. И то, что он им быть наконец-то перестал, - своего рода восстановление естественного хода вещей.

НГ-exlibris 09.09.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама