ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наша ответственность

Размышления на темы, высказанные патриархом Кириллом на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года

Александр Щипков :: 27 декабря 2013

20 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с ежегодным докладом на епархиальном собрании Москвы. Так уж повелось, что эти доклады всегда воспринимались и духовенством, и паствой как "установочные". Еще со времен патриарха Алексия Первого.

С особым интересом слушатели доклада отнеслись к той его части, которая называется "Церковь и общество". Ситуация вполне закономерная. Ведь сегодня Русская православная церковь проходит важнейший этап – этап социализации – неизбежный в истории любой церкви. Синодальный период и трагические катаклизмы ХХ века задержали его, но в условиях церкви патриаршей, автономной и свободной этот процесс неизбежен.

В связи с этим патриарх Кирилл подчеркнул: "Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это – не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан. И не конъюнктурные соображения, обусловленные желанием получить некие преференции со стороны государства и обеспечить себе безбедное существование, как то мнится некоторым нашим современникам. Забота о душах людей – главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем".

Здесь сказано куда больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь кроме окормления паствы и духовного водительства Церковь сохраняет связь общества с национальной традицией.

К сожалению, историческая преемственность России после распада СССР все еще четко не определена. И об этом с сожалением упоминал президент Владимир Путин в своей Валдайской речи. Но так уж случилось в истории нашей страны, что российская Церковь оказалась единственным институтом дореволюционной России, который пережил советский период и сохранился до сегодняшнего дня. Церковь стала хранительницей всей национальной традиции, а не только церковной.

Невозможно отрицать, что православие в России давно перестало быть только религией. Как и в других европейских странах, религиозная этика в России проходит этап социализации, постепенно входит в плоть и кровь светской части общества в виде неписаных этических норм.

Мы уверенно можем говорить о справедливости, соборности, братстве и взаимопомощи как этических архетипах российского общества. И это, вне всякого сомнения, проекции православных норм. Даже в позднем СССР, несмотря на политику госатеизма, эти нормы подспудно продолжали оказывать некоторое влияние на общество и негласно использовались государством.

Церковь и государство, духовная и светская власть разъединены согласно Конституции. Но Церковь и общество не разделены и не будут разделены. Вот почему Церковь не может быть индифферентна к социальным и политическим вызовам современности. Основу для социально-политической позиции людей православных взглядов дают евангельские заповеди. В центре внимания всегда достоинство человека как образа Божьего, неустанная забота о спасении его души и поддержке его духовных и нравственных усилий в земной жизни.

Святейший патриарх подчеркнул, что "активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры". Действительно, если бы Церковь была равнодушна к социальному злу, она бы оттолкнула паству от христианства этой теплохладностью. Ибо Господь сказал: "О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих..." Церковь не может быть теплохладной в вопросах, касающихся каждого члена нашего общества без исключения.

Об этом говорят и "Основы социальной концепции Русской православной церкви", утвержденные на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, через десять лет после наступления в России эры религиозной свободы. Об этом мы не можем забывать.

Вот почему, по слову патриарха, "из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом".

Например, напомнил патриарх Кирилл, в России действует Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, возглавляемая председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. Эта комиссия "специально занимается профилактикой и разрешением конфликтов на религиозной и национальной почве с участием духовных лидеров традиционных религий".

Как мы видим, Церковь не вмешивается в деятельность государственных институтов, но ее вечная задача – поддержание морального консенсуса "снизу", на уровне частных отношений между людьми, в деле воспитания молодежи.

В идеале Церковь – моральный авторитет и гарант соблюдения этических норм в частной жизни.

С другой стороны, Русская церковь – это и мощный интеллектуальный ресурс, которым сегодня располагает нация. Наша общая задача – рационально им распорядиться. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько чутко мы реагируем на политические и моральные вызовы, которые предъявляет нам современный мир.

И это не просто фигура речи.

Слишком уж часто приходится наблюдать случаи прямой христианофобии в еще недавно христианской Европе. Это кратковременное состояние, но сейчас мы с содроганием наблюдаем запреты на ношение крестов, попытки узаконить однополые союзы и разрешить усыновление детей однополым парам, оправдать аборты, словом, нанести удар по традиционным ценностям.

Между тем в России "одной из важнейших задач становится сохранение чистоты детства и юношества, оздоровление нравственного климата столицы, победа над индустрией порока", напоминает патриарх.

Но и в России есть немало тревожных явлений. Пусть не прямое и официальное прославление порока, но дезориентация людей, навязывание им ложных потребностей, корыстолюбие финансовых и чиновничьих элит, узурпация ими критериев общих благ и пренебрежение чувством ответственности перед народом.

Впрочем, есть и положительные тенденции. Принят закон, запрещающий пропаганду содомии, принят закон о сиротстве. Последний позволил пресечь на территории России международную коррупционную практику, сложившуюся в сфере усыновления детей и в деятельности интернатов. И это произошло во многом благодаря солидарной позиции православных людей. Но до конца чиновничий произвол и коррупция в этой сфере еще не побеждены, а проблема эффективного усыновления детей внутри страны еще ждет своего решения.

К счастью, приостановлен механизм введения в российскую юридическую практику принудительного соцпатроната. Немотивированный и незаконный отъем детей у кровных семей даже в Европе по официальной европейской (в данном случае французской) статистике составляет 50% и более. А в российских условиях он был бы еще выше. И то, что угроза пока миновала, – тоже результат активности православной общественности.

Что все это значит?

Сегодня мы являемся свидетелями рождения в России православного гражданского общества, которое является частью российского гражданского общества в целом. Православность перестает быть только религиозной принадлежностью. Сегодня она означает социальную, а иногда и социально-политическую позицию.

А начался весь этот процесс с правовой защиты "Программы-200" – программы строительства храмов в столице, в которой заинтересованы миллионы москвичей. При поддержке Православного правозащитного центра было создано мирянское движение в защиту "Программы-200". Москвичам приходилось и приходится преодолевать равнодушие и косность чиновников, а иногда прямую агрессию со стороны антиклерикальных групп. Но когда люди верят в то, что их дело правое, препятствия лишь укрепляют дух.

Точно такое же единство и духовную зрелость миряне и духовенство продемонстрировали в то время, когда политические противники традиционных ценностей в России развязали антицерковную кампанию в отдельных СМИ. Это происходило до и после выборов – как результат нежелания Церкви участвовать в разжигании российского "майдана". Мы приняли удар на себя и выстояли. Неоценимую помощь тогда оказал всем нам Синодальный информационный отдел, который возглавляет известный российский журналист Владимир Легойда.

В этом году в российское законодательство введены поправки, направленные на защиту прав верующих и предотвращение разжигания религиозной и социальной розни. И для этого есть все предпосылки. Ведь не секрет, что в последнее десятилетие Россия стала мировым лидером по сокращению доли атеистов среди населения. К такому выводу приходят не только отечественные, но и иностранные социологи.

Так, например, исследователи Национального центра изучения общественного мнения при Университете Чикаго (NORC) еще несколько лет назад изложили свои выводы в докладе, текст которого опубликован на сайте NORC. За основу исследования ученые взяли данные международных социологических опросов ISSP по 30 странам за последние 10-20 лет. Например, в Чехии за десять лет атеистов стало на 18,4 процентных пункта (п.п.) больше. В России же их число уменьшилось на 11,7 п.п. Это означает, что в 1998 году атеисты составляли 18,5% населения России, а в 2008 году – только 6,8%.

По существу, мы сейчас наблюдаем в Церкви естественные и закономерные процессы, которые, например, в Польской католической церкви проходили в конце 80-х – начале 90-х годов. Сегодня огромная часть польского общества пронизана религиозностью.

Религиозное возрождение в России идет медленнее, чем могло бы идти, – однако, согласно известной пословице, "русские медленно запрягают, но быстро ездят". Конечно, надо принять во внимание и тот факт, что период советской "заморозки" Церкви в России был гораздо более долгим, чем в Восточной Европе. Сегодня Церковь встала на ноги, вернула себе историческую автономию, православная общественность набралась сил. Сегодня она участвует в решении судьбоносных для страны вопросов, когда такое решение требует проявления гражданской инициативы "снизу". И тем не менее мы только в начале пути.

"Для того чтобы наши законные требования были услышаны, – подчеркивает патриарх Кирилл, – их надо ясно выражать. Не следует ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Чтобы было видно, что граждан, заинтересованных в строительстве храмов, много, они должны объединяться в христианском действии. Чтобы власти прислушивались к голосу православных, надо к ним обращаться".

Конечно, принципиальная позиция в тех или иных вопросах рано или поздно переходит в политическую плоскость. И это не должно стать для нас неожиданностью, к этому нам нужно быть готовыми. Но при этом, заявляя о своей социальной и политической позиции, члены Церкви не могут делать участие в политических процессах условием и критерием своей церковности, мерилом праведности, как того требуют сторонники секуляризации.

Нельзя подменять веру "гражданским культом". Социально-политическое действие может и должно быть лишь продолжением веры и никак иначе.

Нам необходимо сделать так, чтобы православие облагораживало политику и направляло ее к служению народу. В то же время нам надо быть очень внимательными и следить за тем, чтобы политика не начала влиять на православное учение и искажать его. Именно так следует понимать слова патриарха о политической активности церковного сообщества.

Ведь все мы прекрасно знаем, что ценности Церкви – внутренние. Церковь может и должна смело идти в мир и менять его к лучшему. Но не может и ни в коем случае не должна менять самое себя в угоду секулярной моде и внешним приоритетам. Это было бы капитуляцией перед миром. Это не имеет ничего общего с социальным служением, потому что Церковь и ее глава – Христос – не от мира сего. И у нас один критерий – Слово Божье. Только так можно понять слова патриарха о политической активности каждого конкретного миряна.

Отсюда неизбежно следует еще одно пожелание, высказанное святейшим патриархом Кириллом: "Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение".

И это пожелание уже выполняется.

Источник: Эксперт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама