ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О справедливости и благоразумии

Сергей Худиев :: 09 января 2014

Анонимные материалы, порочащие Епископов Церкви, которые выкладывает в своем блоге диакон Андрей Кураев, уже вызвали бурные обсуждения, и нам стоит разобраться с тем, что же происходит.

Слово "разбираться" имеет оттенок "раскладывать по полочкам", "отделять разные вещи друг от друга". И в этом случае очень важно отделять вещи, которые люди путают (и иногда и сознательно смешивают) и которые, тем не менее, являются разными. Для того, чтобы разобраться в сложных и болезненных вопросах – таких как грех в церковной среде – нужно спокойствие и мудрость. Как говорит Апостол, "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. (Иак.1:5)". Итак, помолясь, попробуем рассмотреть ситуацию.

Могут ли среди людей, облеченных священным саном, оказаться содомиты? Могут, конечно. И даже воры, пьяницы, хищники и злоречивые. Должно ли выявлять таких людей и, согласно требованиям слова Божия и канонов, извергать их из сана? Это абсолютно необходимо делать. Что именно для этого нужно сделать?

И вот тут мы должны разграничить две вещи. В 1937 году в СССР были фашистские шпионы. Это несомненно, нацисты готовились к агрессивной войне и интенсивно собирали разведывательные данные. Надо ли их было преследовать? Это было совершенно необходимо. Оправдывает ли это шпиономанию и преследование огромного количества невинных людей по облыжным обвинениям в шпионаже? Нет. Борьба с шпионами – дело законное и необходимое. Шпиономания, когда она разжигается сознательно, использует шпионов только в качестве предлога для расправы с кем-то еще. Шпиономания выглядит как борьба с шпионами – но это совсем другое явление, предполагающее другие цели и другие результаты. В действующей армии бывают предатели, даже среди генералов – генерал Власов тому примером. Разумеется, их надо разоблачать и наказывать. Но когда вам говорят, что большинство генералов предатели, и предатели же контролируют генштаб, Вам стоит задуматься, чего же от Вас, в итоге, хотят. Сообщения о содомитах в священном сане могут преследовать разные цели – это может быть атака на содомитов и это может быть атака на Церковь. Тут важно избежать двух ошибок – когда любые усилия обратить внимание на проблему отвергаются, как нападки на Церковь, и когда люди целятся (как они полагают) в содомитов, но им так слегка смещают прицел, чтобы они попадали в Церковь.

Как отличить одно от другого? Есть некоторые правила справедливости и благоразумия, к которым необходимо прибегать. Шпренгера, Инститориуса, Торквемаду и прочих инквизиторов потомки ругают как жестоких гонителей ведьм и еретиков. Но современники скорее бранили их как раз как пособников еретиков и защитников ведьм – вместо того, чтобы сразу, на радость добрым людям, сжечь проклятых малефиций, они разводили волокиту, бумагомарание, длинные скучные юридические процедуры, сочиняли занудные инструкции и требовали их соблюдения, и вообще всячески саботировали дело очищения. Добрые граждане часто требовали сжечь ведьму или еретика просто потому, что всем кумушкам на базаре ясно, что она – ведьма, или он – еретик, и морда у него еретическая, и все об этом говорят. А инквизиторы требовали какого-то разбирательства, расследования, соблюдения формальностей – и, вопреки черным легендам, нередко снимали с человека вздорные обвинения.

Увы, правовое сознание Торквемады – это недосягаемая вершина для многих участников наших интернет-движух. Среди горячих поклонников отца диакона людей можно объявлять содомитами без каких-либо расследований, просто на основании анонимного сообщения. А ведь анонимка – это анонимка, она очень может оказаться клеветой.

Белорусский священник Александр Шрамко, человек несколько диссидентски настроенный, все же отказывается поддержать обвинение на своего Епископа и справедливо пишет: "В случае с епископом Стефаном обвинение построено на фактически анонимном письме, которое можно написать на любого. И это при том, что обвинение крайне тяжелое, такое, что ни доказать невиновность, ни отмыться уже невозможно. Не стоило ли, учитывая такие последствия, подходить, исходя немножко из принципа презумпции невиновности?"

В самом деле, все чудовищные обвинения, которые мы видим в блоге у о.Андрея Кураева, анонимны. Он сам уверяет, что за ними стоят конкретные люди и конкретные подписи, и его поклонники ему страстно верят. Хотелось бы поверить и нам – но пусть тогда вместо псевдонимов и латинских букв явятся живые люди, готовые обличить злодеев. Однако сам о.Андрей (пока, во всяком случае) отказывается подавать в суд или еще как-либо открыть свои источники.

Святой Апостол говорит: "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. (1Тим.5:19,20)". При двух или трех свидетелях. Не при двух или трех анонимках. Потому что анонимок можно написать на кого угодно, хоть на самого отца диакона. Предполагаемое "голубое лобби" могло бы сделать очевидный ход, заполнив интернет душераздирающими рассказами жертв преступных домогательств отца Андрея, которые слишком запуганы и подавлены, чтобы объявить свои имена. Интересно, что враги отца Андрея – кто бы они ни были – ведут себя этичнее его, и к анонимкам, пока во всяком случае, не прибегают.

Перепощивая анонимки, одобряя их распространение, негодуя на предполагаемых злодеев, Вы не помогаете разоблачению злодеев настоящих. Вы не только находитесь в реальной опасности оклеветать невиновного человека. Анонимка – это превосходный способ свести личные счеты, напасть на противника (или группу противников), вызвать раздоры и конфликты – но это никуда не годный способ добиться наказания настоящих злодеев.

Мне самому кажется довольно невнятной ситуация, в которой человек, уволенный по таким обвинениям, сохраняет священный сан и имеет возможность просто переместиться в другую Епархию. Но версия, что тут действует Могущественное Голубое Лобби, и о. Максим Козлов – агент его, кажется мне очень сильно выходящей за пределы бритвы Оккама. Подробностей я просто не знаю – но знаю, что приписывать людям крайнее злодейство и вовлеченность во всемирные заговоры неверно и с точки зрения здравого смысла, и с точки зрения морали.

В общем и целом, присутствию содомитов в Церкви мне видится гораздо более простое объяснение. В свое время я читал о сексуальных скандалах в Католической Церкви и не только – на телекомпании ВВС, в спортивных клубах, университетах и других организациях. Так вот, повсеместная реакция обычных людей (и в религиозных, и в светских организациях) на проявления сексуальной извращенности – это непонимание, растерянность, неверие в то, что это происходит. Нормальные люди склонны предполагать нормальность в других. Приличные люди не любят грязи и скандалов. Часто они скорее готовы отстраниться, брезгливо держаться подальше, надеяться, что оно как-то само рассосется. Это поведение неразумно – такие вещи не рассасываются никогда, они могут только разрастаться. Но это то, как обычные люди – вовсе не сообщники злодеев – склонны себя вести. Однако такая политика "по умолчанию" только ухудшает ситуацию. Необходимы активные и решительные меры по искоренению этого греха.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама