ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Независимая газета". Валиулла Якупов. Резерв террористов готовится внутри России.

13 сентября 2004

Кровавые события в Беслане должны отрезвить государственных мужей

Трудно не согласиться с расхожей фразой, что "у террористов нет национальности и нет веры", потому что террористами зачастую движут не собственно религиозные, а политические, экономические и социальные причины. Если говорить о религиозной, исламской компоненте, то надо заметить, что ислам не является единым феноменом, он, как и другие мировые религии, имеет свою ортодоксию и сектантскую периферию.

И хотя у отдельных террористических актов имеется, к сожалению, "мусульманское" лицо, сами террористы не являются классическими мусульманами. Они представляют сектантское крыло в исламе, известное как секта салафитов-ваххабитов. И эта секта относится к разновидности фашизма. Фашизм, если иметь в в виду религиозную компоненту, как известно, был и "протестантским", и "католическим", но никогда не проистекал из религиозной культуры. Понятно, что и мусульманские народы не обошло это явление.

Идеология, которую исповедуют салафиты-ваххабиты, как раз и является проявлением "мусульманского" фашизма. Поэтому решение проблемы терроризма мне видится в противостоянии этой разновидности ислама.

Широкое общественное мнение зачастую не разделяет собственно ислам и его сектантскую разновидность. Если никто не путает, грубо говоря, баптиста и православного, то в исламе такого четкого разделения в общественном мнении до сих пор не сформировано. Хотя Россия познакомилась с мусульманскими сектантами, с ваххабитами не в Беслане, но до сих пор мусульманином называют и ваххабита, и ортодоксального мусульманина. Болит душа, когда наблюдаешь эту путаницу в СМИ или в выступлениях политиков. Убежден, нужно внедрять в общественное сознание это разделение. А то у нас даже сами мусульмане считают ваххабитов мусульманами. Здесь тоже нужны определенные просветительские усилия. Иначе трудно будет решить назревшую проблему борьбы с ваххабизмом, которая требует репрессивных мер со стороны государства. В противном случае под каток репрессий угодит весь ислам. Особенно классический.

Этот процесс должен вестись в двух направлениях. Селективное уничтожение - не боюсь этого слова - сектантских проявлений и одновременно государственная поддержка мусульманской ортодоксии. Сегодня среди госчиновников даже на микроскопическом уровне такой поддержки нет. Татарстан не исключение. Здесь госчиновники открыто борются, например, с мазхабом Абу Ханифы, хотя это самое толерантное, самое либеральное исламское явление. Во многом благодаря тому, что татары - приверженцы мазхаба Абу Ханифы, у нас в Татарстане не пролилась кровь в религиозном противостоянии Библии и Корана. А между тем многие чиновники и ученые ставят задачу уничтожить ханафизм как явление, то есть хотят уничтожить толерантный ислам. Это очень опасно. Хотелось бы, чтобы последние события в Беслане отрезвили наших государственных мужей, подсказали им, что другого, "хорошего" ислама у нас в России нет.

Подобная безграмотность уже привела к тому, что сегодня резерв террористов готовится внутри России. Всего один пример. В Ижевске официально много лет издается газета "Ихлас", что в переводе означает "Искренность", которая регулярно печатает ваххабитские материалы. И никому до этого нет дела, ни одного чиновника не заинтересовало на протяжении многих лет, какой ислам бытует в их регионе, и уж совсем ни у кого не возникло желания поинтересоваться читательской аудиторией этой газеты. А ведь пресекать пропаганду ваххабизма необходимо на ранних ее стадиях, пока не началась фанатизация молодежи, не пройдена грань, после которой начинаются взрывы и убийства.

Неокрепший молодой ум -идеальная почва для идеологов этой мусульманской секты. Не случайно ваххабизм пожинает свой лучший урожай среди горских народов, принявших ислам сравнительно недавно. Ведь чеченцы - это молодая исламская нация, насчитывающая чуть более трехсот лет, а отдельные горские племена еще десять лет назад были языческими. Тогда как предки татар приняли ислам более тысячи лет назад, искали религию осознанно и принимали добровольно. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к татарам ислам пришел еще при жизни пророка Мухаммеда. Разумеется, это не довлеющая причина, а лишь одна из них. Понятно, что, помимо религии, имели место социально-экономическая подоплека и даже темперамент горцев, отличающийся от темперамента равнинных народов. Целый клубок причин.

Весь его надо распутать, чтобы понять, что из чего произрастает, и не винить чеченца за то, что он чеченец. Скажем, сегодня на отрицание татарами-мусульманами ваххабизма работает даже такой исторический факт: татары никогда не граничили с Багдадским халифатом. И у татар-мусульман большой стаж проживания рядом с немусульманским окружением, когда веками закрепляется в сознании формула: мы, русские и татары, мусульмане и православные, обречены жить вместе. Без лукавства: татарам хотелось бы жить отдельно от русских и русским было бы комфортнее без татар. Но нас свела история, и наши народы научились ценить эту обреченность.

Уникальным явлением для всей мусульманской уммы являются мощные демократические традиции у татар-мусульман, чего нет более нигде в исламском мире. Во всем мире мусульманство назначаемо указами государства или правителя. У нас же иерархия строится снизу вверх, как строится гражданское общество. Сильные традиции самоуправления защищают мусульманскую общину от имама с авторитарными претензиями на исключительность и самоуправство. Мусульманская община с ее общинными ценностями не станет терпеть авторитарного лидера. Причем это не племенная общинность, как тейпы у чеченцев. Общину формируют прихожане вокруг мечети. Я уж не говорю о женском вопросе, который является тестом цивилизованности классического ислама, нашей продвинутости. Наши женщины никогда не носили чадру, но всегда участвовали в общественной жизни. А сегодня у нас сформировалось своеобразное женское духовенство. Повторюсь, татары шли к этому более десяти веков, наработали бесценный опыт, который при желании может помочь госчиновникам понять, почему у террора "мусульманское" лицо, и безотлагательно заняться решением проблемы.

Независимая газета 13.09.2004.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама