Это событие, напомним, будет отмечаться 1 февраля. В ходе дискуссии свои мнения высказали протоиерей Всеволод Чаплин, иерей Александр Шумский, Евгений Никифоров, генеральный директор радио "Радонеж", православный публицист Кирилл Фролов и историк Антон Григорьев. Был затронут вопрос о том, как должны строиться отношения Церкви и государства, а также в какой мере РПЦ может участвовать во внутренней и внешней политике.
ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА: Добрый день! В медиацентре "Вечерней Москвы" начинается круглый стол, посвященный пятилетию интронизации Патриарха Кирилла, которое будет отмечать 1 февраля. Его проводят журналисты: Татьяна Медведева и Сергей Лютых. На сайте "Вечерней Москвы" идет прямая трансляция. И я хочу представить наших гостей. Это отец Александр Шумский, священник храма Николая Чудотворца в Хамовниках. Кирилл Фролов, глава ассоциации православных экспертов. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата. Евгений Никифоров, генеральный директор радио "Радонеж" и Антон Григорьев, научный сотрудник Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
На обсуждение мы вынесли следующие вопросы: что сделано Патриархом Кириллом за прошедшие пять лет и какие задачи решаются сегодня. Какие события были самыми главными в жизни Церкви за это время. Мы также обсудим, как должны строиться отношения государства, общества и Церкви; возможна ли симфония духовной и светской власти. И я хочу коснуться также участия Церкви и Патриарха в жизни внутренней и внешней политики. И хочу предоставить слово отцу Всеволоду Чаплину. Пожалуйста.
О. ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: Спасибо большое. Я не хотел бы начинать с какого-то доклада и не думал даже о том, чтобы его делать. Я бы просто так, в качестве таких "флэчес", несколько мыслей бы высказал относительно того, что для меня значат эти пять лет, как для чиновника (я не боюсь этого слова), как для священника, как для человека, который участвовал в диалоге Церкви, государства и общества, на самом деле достаточно давно...
Я довольно старый бюрократ. Я двадцать восемь лет в церковной бюрократии, из них более двадцати лет участвую в переговорах с государством по самым непростым вопросам и в диалоге с разными общественными силами, благонамеренными в отношении Церкви и жестко критическими. Для меня эти пять лет значат, прежде всего, заявку на то, что Русская Православная Церковь сегодня становится одной из ведущих религиозных сил мира. Мы не узконациональная церковь. Мы не церковь, связанная с одним государством. Или даже с одним континентом или с одной этнической культурой, цивилизационной традицией.
Россия это страна, цивилизация. Русская православная цивилизация, лучше сказать православная цивилизация Руси это одно из важнейших глобальных явлений. Но наша Церковь даже шире, чем данная цивилизация. Наша Церковь имеет что сказать окружающему миру. У нее есть позиция по ключевым вопросам устройства отношений между народами, устройства национального и мирового хозяйства, устройство жизни обществ, определения места религии в общественных процессах, нравственного измерения всего, что есть в мире.
Святейший Патриарх Кирилл это человек, который мыслит глобально и умеет действовать в каждом отдельном "локусе". Мы не объект процессов, которые происходят в мире, мы их субъект. Не такой, который следует за другими, а тот, который самостоятельно видит картину мира и расчитывает, что эту картину мира удастся осуществить. Настолько насколько Господь позволит. Православные не являются социальными оптимистами, мы знаем что в конце концов мир лежащий во зле злом и будет уничтожен. Но столько сколько Господь позволяет мы можем рассчитывать на то, чтобы осуществить нашу картину мира, не только в России везде. И до времени удержать то зло, что по пророчествам Апокалипсиса в конце концов все же восторжествует.
Святейший Патриарх Кирилл имеет уникальный для нашей цивилизации жизненный опыт. В значительной степени этот опыт сформирован разными контекстами, в которых ему пришлось жить. Он пережил опыт гонений, опыт семьи, в которой люди пострадали от богоборческих и человеконенавистческих репрессий. Он пережил опыт человека, которого пыталась раздавить мощная советская атеистическая система. Он пережил опыт умения в сложнейших условиях сделать максимум возможного, когда он был ректором Ленинградской тогда духовной академии, в условиях тотальной системы стеснения в религиозно-общественной области. Он находил талантливых преподавателей, организовать живой учебный процесс, дискуссию по самым сложным, в том числе общественно значимым темам. В Советском союзе! Он имел опыт широких международных дебатов.
При всем том, что многие православные люди критически относятся ко Всемирному совету церквей. Этот опыт многим церковным и церковно-общественным деятелям очень пригодился. Я сам приобрел этот полезный опыт. Для Святейшего общение с самыми разными людьми, от Нельсона Манделлы до мостодонтов западных культур. Этот опыт позволил понять, где положительный и отрицательный опыт в жизни разных народов и в глобальных процессах. Конечно, у него есть опыт общения с католической церковью, исламским миром с буддистским миром, с иудейским миром.
У Святейшего Патриарха есть многолетний и очень близкий его сердцу опыт управления епархиями в Смоленске и Калининграде. Есть опыт управления отделом внешних церковных связей. А это опыт не только международной деятельности, но и церковно-государственного диалога, переговоров с неудобными людьми: с чиновниками, которые пытались стреноживать церковную жизнь. Мне кажется, ни у кого в современной России такого многообразия опыта церковного и общественного. Этот опыт дает возможность многие вещи видеть очень живо, и со стороны. И у Святейшего есть огромное умение действовать.
Очень важно иметь в виду, что Святейший старается везде, где он может, лично действовать, больше чем позволяют физические силы отдельного человека. Он совершил бесчисленное количество визитов в епархии, посетил более 400 приходов в Москве и Подмосковье. Был во многих странах в качестве патриарха. Произнес множество проповедей, в которых выстраивается целая система общественных и церковно-богословских взглядов. Он перерабатывает в год десятки тысяч документов. Я свидетельствую это как бюрократ, мне эта цифра очень близка. За каждым из документов чьи-то просьбы, чьи-то рассказы о проделанных трудах, чья-то информация, чьи-то жалобы. Я уверен, что имея такого мыслящего и деятельного человека в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви, мы можем с уверенностью сказать, что наша Церковь может и должна стать одной из десяти тех религиозных общин мира, которые определяют его облик и его будущее.
ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА: Я хочу, чтобы к нам присоединился отец Александр Шумский и высказал свое мнение.
О. АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ: Спасибо. В развитие того, что сказал отец Всеволод можно дополнить то, что конечно Святейший Патриарх Кирилл является сегодня безусловно лидером христианского мира. Важной отличительной чертой его является творческий традиционализм или как бы динамичный консерватизм. И вот это позволяет ему вести царским путем церковный корабль, не впадая не в крайность либерализма революционного, таящего угрозы разрушительные, и не впадая в крайность безжизненного такого схематичного консерватизма, который не может развиваться. Это удивительное чувство традиции, с одной стороны, и чувства необходимости новизны с другой, потрясают в его личности.
Кроме того, на что бы я еще хотел внимание обратить, это то, как он выстраивает отношения с государством. Дело в том, что многие сейчас либералы, в особенности, пытаются нас обвинять, что мы, дескать, "ложимся под государство". Вот это совершенно не правда. Святейшему как раз удалось выстроить правильные взаимоотношения с государством отношения сотрудничества, соработничества. И государство это оценило, мне кажется. Сейчас мы видим не симфонию власти и Церкви, это наверно не совсем приемлемый сегодня термин, мы видим реальное сотрудничество. В трудное время Святейший Патриарх оказал поддержку, когда была "болотная" эпопея и как это оказалось важным в нужный момент. Ну кроме того Патриарх Кирилл отстаивает традиционные ценности, не только в нашей стране, но и во всем мире. Это очень важно. Весь мир сейчас как раз обращает на это внимание. Особенно Святейший Патриарх много говорит о значении семьи. Сегодня, когда во всем мире мы видим натиск ювенальной юстиции, видим, что глобализм хочет разрушить традиционную семью. Его отстаивание семейных ценностей очень важно, безусловно. И надо заметить то, что государство наше в лице президента Путина, берет сейчас курс на отстаивание традиционных ценностей и опирается как раз на Церковь, на Святейшего Патриарха Кирилла. Поэтому неслучайно сейчас то, что темные силы пытаются дискредитировать его, чтобы вот этот союз продуктивный между Церковью и государством разрушить, чтобы традиционные ценности не смогли бы одержать победу в этом мире.
Я удивляюсь, как и отец Всеволод тому, как много Святейший Патриарх совершает дел. В позапрошлом году, когда мы праздновали юбилей Бородинской битвы, я помню как Святейший выступал там, на Бородинском поле. Меня потрясло его выступление, я такого никогда не слышал. Он говорил о священной верности Церкви и Родине. И как он вдохновенно говорил было поразительно. Мне казалось, что как же организм человека выдерживает такую эмоцию. Даже стало страшно за него в этот момент, насколько он был пламенным, как Пламенный Серафим, вот такое у меня было ощущение. И конечно с таким лидером церковным нам ничего не страшно. Я счастлив, что служу сейчас в Церкви под руководством такого Патриарха.
СЕРГЕЙ ЛЮТЫХ: Я бы хотел как раз, когда мы говорим о лидере задать такой вопрос. Хочу, чтобы присутствующие здесь люди порассуждали над этим. Патриарх Кирилл действительно человек какой-то исключительный. Я смотрел передачи "Слово Пастыря", слушаю его выступления, проповеди и действительно дело даже не в опыте, но это действительно какая-то личность. Это мощный талант. Человек, который формулирует свои мысли очень четко, его русский язык настолько безупречен. Это феномен. Я рад тому, что мне повезло, моя молодость приходится на время правления такого руководителя Церкви, но отсюда и вопрос. Мы говорим о симфонии и отмечаем, что нам повезло: есть и сильный руководитель страны, как Владимир Путин и у нас вот такой патриарх. Хочу чтобы вы порассуждали, может быть люди, те же либералы, думают о чем: есть такой сильный Патриарх, а вот если не будет такого же сильного государственного деятеля, будет какой-нибудь человек, просто представляющий интересы какой-то группы, на время набравшей большинство. И достаточно серый человек встал бы у руля такого государства, как Россия. Здесь, в этот момент, как вы думаете как поступит Патриарх, человек понимает все сферы жизни, чувствует пульс страны. Если он почувствует, что новый лидер государства не будет отвечать высоким требованиям, как юный царь Алексей Михайлович, который много чего хотел, но не обладал таким опытом как Патриарх Никон. Вот столкновение этого человека с менее сильным лидером. Как вы думаете как бы сложилась эта ситуация?
КИРИЛЛ ФРОЛОВ: Мы православные христиане видим и в политических и церковных событиях Промысел Божий. И я считаю, что нам очень повезло и с Патриархом и президентом, чтобы достойно отвечать на мировые вызовы, цивилизационные вызовы. Чтобы Русская Православная Церковь могла вести людей к спасению, ведь Бог вочеловечился, чтобы мы могли обожиться, чтобы мы стали богами по благодати, наша Церковь должна быть мировой силой. В тоже время церковные тексты, труды наших миссионеров, стали оплотом нашего самосознания. Особенно актуальны в дни "майдана" Нестор летописец с Повестью временных лет, где он ясно говорит о Киеве, как о том месте, откуда пошла русская земля. И Слово о Законе и Благодати Киевского митрополита Иллариона манифест нашей Веры и национального самосознания. То есть Россия и русское возникли благодаря Русской Православной Церкви, поэтому никакого русского возрождения и государственного возраждения России, кроме как на основе Православия быть не может, это не русское что-то будет. Идеалы псевдолибералов и псевдонационалистов: "нам нужна маленькая, вписанная в другие центры Россия". В первую очередь речь идет о таком центре, как Европа, где сейчас ведется политика дехристианизации. Такая Россия невозможна. Поэтому задачи становления Русской Православной Церкви, как великой мировой силы и задачи сохранения суверенитета России и становления ее как мировой державы совпадают.
СЕРГЕЙ ЛЮТЫХ: Хочу напомнить и скорректировать вопрос. Если рядом с Патриарзом Кириллом окажется слабый руководитель государства не появится ли соблазна помочь ему в политическом управлении.
КИРИЛЛ ФРОЛОВ: Я думаю, спекуляция вокруг темы столкновения Церкви и государства в нынешней России невозможна. Если прямо мое мнение, то Патриарх Никон пострадал за то, что настоял на воссоединении Украины с Россией. Его оклеветали, дискредитировали, смели. Он не хотел быть царем, не подсиживал царя. А как потом вскрылось это был заговор агентов Речи Посполитой. Поэтому в традиции русской церкви нет подмены государству. Это надуманная теория и политтехнологи определенные ее периодически пытаются создать. Если бы сегодня на месте Путина оказался слабый человек, но Сын России,не предатель, то Святейший Патриарх помогал бы такому человеку, не посягая на государственную власть. Патриарх не захочет быть президентом. Вот вчерашняя проповедь, посвященная святителю Филиппу митрополиту Московскому это манифест симфонизма. Там были очень четко расставлены акценты. А провокаций сейчас очень много, потому что сейчас достаточно сложный исторический момент.
То, что пытается делать Святейший реально воцерковить наш народ и реально укрепить духовное единство Святой Руси мешает нашим оппонентам и это главная причина всех нападок. Но Святейший Патриарх не из тех, кто отступает. А если бы в России пришли к власти оккупанты, которые уничтожали русский народ и государство, то я хотел бы обратить ваше внимание на цикл Ермогеновских проповедей Святейшего, которые он произносил почти весь 2013 год: и о событиях 17-го века в том числе. Но сегодня Церковь и государство всей больше понимают, что иной опоры, кроме православной у России нет. И с Божией помощью Россия станет великой и выполнит свою историческую миссию.
ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА: Спасибо, Кирилл.
О. ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: Я хотел бы еще добавить к вопросу, который прозвучал. Ответить на него нет никакой трудности, на самом деле. Я почему-то думаю, что и нынешний президент и патриарх еще долго будут работать вместе, так что не дождетесь. Я отвечаю нашим воображаемым оппонентам, которые почему-то считают, что у нас легко изменить и систему управления России, управления Церковью и тех людей, которые стоят во главе страны и Церкви. Я не случайно сегодня вспомнил, в том числе международный и кажется что глава государства и предстоятель церкви у нас достаточно хорошо знают окружающий мир, свойственные ему трюки и технологии, чтобы понимать не стоить уступать тем внешним воздействиям на личность и сообщество, которое ты возглавляешь, тем внешним воздействиям, которые ведут к страданиям и трагедиям. Много советов дается, много советов реформ предлагается, много окриков мы слышим, примерно такого содержания: "быстренько меняйтесь по нашему сценарию, иначе вы опоздаете на поезд истории или потеряете тех людей, которые за вами идут", запугивая или предлагая какие-то пряники. Главу государства и главу Церкви пытаются, точнее пытались дрессировать. Не получится, не получится господа! Святейший Патриарх жил при разных государственных лидерах и вы наверное могли заметить, что у него отношение к этим лидерам было разное. Я это видел сам. Вопрос не в том какого возраста и облика человек, который стоит во главе государства. Если он делает то, что созвучно христианским ценностям, то Церковь всегда будет проявлять к этому свое отношение в выборный процесс, без того чтобы избирать себе какую-либо политическую партию. Церковь говорит, что какие-то вещи созвучны ей, например традиционные, лучше сказать вечные нравственный ценности, противостояние той попытке объявления порока нормой, которую мы сегодня видим, или стремление к единству братских народов или стремление к справедливости в социально-экономическом устройстве. Церковь может промолчать или сказать нечто осуждающее. А жили мы при разных царях, генсеках, президентах. Обходились без стремления к мирской власти, которая мне вот тоже ненужна. Позови меня работать министром не пойду. Думаю, Патриарх так же не хочет быть ни царем, не президентом. При этом будем стараться выражать в контексте происходящих общественных процессов выражать свое мнение о том, что происходит в стране и мире.
ЕВГЕНИЙ НИКИФРОВ: Пять лет это короткий период. Если учитывать, что Церковь равновеликий организм нашему государству и равнозначный по влиянию на наше общество. Патриарх Кирилл провел апгрейд жизни нашей церкви. Ему удалось создать эффективный аппарат управления. При Святейшем Патриархе Алексии все только начиналось и на каждый чих мы бежали и просили благословения. Сейчас этого не требуются. Громадная часть функций передана отцу Всеволоду, часть Владимиру Легойде, часть Владыке Пантелеймону, часть Владыке Илариону. Они все решают быстро и эффективно. Святейший Патриарх Кирилл в своей кадровой политике проявил чудеса. На узловые места поставлены лучшие, самые способные и компетентные люди. Еще одно важное качество Патриарха Кирилла его бесстрашие. Он укоренен в церковной традиции. У него громадный опыт. Он разработал громадный инструментарий по работе с обществом и церковью. По его инициативе был разработан документ "Концепция достоинства и прав личности". Она является реальным ответом агрессивной либеральной тенденции, которая есть в мире, связанная с геями и подобными явлениями, эксплуатирующими права человека, понятые превратно. Это дипломатический, богословский, философский и общественный документ. Над ним работали в течение трех лет сотни выдающихся русских людей: конституционные судьи, ректоры правовых академий и юридических институтов, крупнейшие философы. Патриарх один из выдающихся интеллектуалов мира, а также ярчайший ритор и спикер. Не нужно смущаться этими словами. Он сохранил все лучшее, что есть в нашей церкви. Ничего не разрушил. Ни йоты от себя не добавил. Но всему придал громадный драйв, энергию и динамику.
АНТОН ГРИГОРЬЕВ: Его Святейшество гениальный администратор, выдающийся богослов и мыслитель. Он духовный и нравственный ориентир. Но что его делает носителем всех этих превосходных степеней? Патриарх Кирилл, прежде всего, носитель апостольской благодати. Она на нем почиет явно. Мы видим перед собой подлинного наследника апостолов. И это явственно выражается в делах его. Когда мы видим деятельность Патриарха Кирилла, мы видим его как носителя Апостольской благодати, как подлинного ловца человеков. У каждого Патриарха есть своя задача на земле. У Святейшего Алексия задача была подобная задаче Царя Соломона храмостроителя. Патриарх Алексий это человек, который воссоздал из руин наши православные храмы. Святейший Патриарх Кирилл строит человеческие души и характеры. Все его многочисленные выступления носят злободневный характер. При этом Патриарх Кирилл говорит с каждым на его языке. Сейчас идет катехизация православных людей. В нашей стране многие были крещены, но не были просвещены и воцерковлены. Сегодня происходит массовое просвещение. И этот процесс очень важный.
Источник: Русская народная линия